По назначению гражданские здания подразделяются на :
К жилым домам относятся :
— многоквартирные жилые дома;
— индивидуальные жилые дома;
— жилые дома усадебного типа;
— общежития — для длительного проживания людей;
— гостиницы — для кратковременного проживания;
К общественным зданиям относятся :
Здания предназначенные для всех видов жизнедеятельности людей :
Здания государственного или большого культурного значения :
— здания правительственных учреждений;
В условиях рыночной экономики и развития различных видов собственности на землю и здания, гражданские здания могут строиться по заказу любого собственника в зависимости от его социальных потребностей и экономических возможностей.
Однако основные параметры определяются конкретными условиями каждого населенного места и регулируются местными советами и администрацией.
По этажности гражданские здания различают в зависимости от расположения пола к тротуару или отмостке :
— этаж, пол которого расположен не ниже тротуара или отмостки, называют надземным этажом;
— этаж, пол которого расположен ниже тротуара или отмостки, но не более чем на половину высоты помещения называют цокольным или полуподвальным;
— этаж, пол которого ниже тротуара или отмостки более чем на половину, называют подвальным;
— этаж, встроенный в пространство чердака называют мансардным.
Основные требования, предъявляемые к зданиям :
— функциональная целесообразность (полное соответствие назначению здания);
— долговечность (по СНИПу существует 3 степени долговечности: срок службы
— здания 100 лет; 50 лет; 20 лет);
— огнестойкость (существует 5 степеней огнестойкости);
— эксплутационные требования — создание условий труда, быта, находящихся в здании;
— экономичность (зависит от рационального выбора материалов и методов работ);
— архитектурно — художественные требования.
По роду материала наружных стен здания подразделяются на деревянные и каменные.
По этажности здания бывают :
— малоэтажные (до 2 эт.);
— средней этажности (3-5 эт.);
— повышенной этажности (6-9 эт.);
— многоэтажные здания (10-25 эт.);
— высотные здания (более 25 эт.).
Все здания делятся на 4 класса :
— класс — здания удовлетворяют повышенным требованиям (любой этажности);
— класс — жилые и общественные здания до 9 этажей массового строительства;
— класс — жилые и общественные здания средней этажности до 5 этажей;
— класс — здания, которые удовлетворяют минимальным требованиям, до 2 этажей.
Для каждого класса в зависимости от назначения здания нормами предусмотрены определенные степени долговечности, огнестойкости, эксплуатационные нормы, а также учитывается степень влагостойкости, морозостойкости, огнестойкости и т. д.
Основные положения модульной системы
Размеры строительных конструкций должны быть скоординированы и взаимно увязаны.
Совокупность правил, порядок координации и назначение размеров объемно-планировочных и конструктивных элементов, изделий и оборудования составляет Единую модульную систему в строительстве — ЕМС.
Цель применения ЕМС — создание основы для унификации, типизации и стандартизации в проектировании, производстве строительных конструкций и изделий. Модуль = 300
Применяются укрупненные и дробные модули.
Для точного определения взаимного расположения вертикальных элементов несущего остова здания (стен и колонн) в архитектурных и конструктивных чертежах применяют систему модульных разбивочных осей. Линий продольных осей обычно маркируют буквами, линии поперечных — цифрами.
Номинальный (модульный) размер обозначает проектное расстояние между модульными разбивочными осями здания или условный размер конструктивного элемента, включающий соответствующий части швов и зазоров, назначенный в соответствии с правилами модульной системы.
Конструктивный размер — проектный размер конструктивного элемента, строительного изделия или оборудования, отличающийся от номинального размера, как правило, на величину нормативного зазора.
Натурный размер — фактическое расстояние между разбивочными осями построенного здания и сооружения или фактические размеры его частей или элементов.
Укрупненные модули применяют для назначения размеров зданий и сооружений — ширины, длины и высоты зданий, шагов колонн, расстояний между несущими конструкциями, высот этажей, размеров пролетов (ферм, балок, плит).
Основные и дробные — для обозначения толщины плитных и листовых материалов, размеров зазоров между элементами, сечение колонн, балок, перемычек, элементов конструкций и деталей.
Совокупность таких элементов как фундаменты, стены отдельные опоры перекрытия носит название несущего остова здания.
В зависимости от вида несущего остова различают основные конструктивные схемы зданий :
— здания с несущими стенами (бескаркасные);
— здания с неполным каркасом;
В зданиях с несущими стенами нагрузку от перекрытий, крыши и др. воспринимают стены: продольные, поперечные или одновременно и продольные и поперечные.
В каркасных зданиях вся нагрузка передается на каркас, то есть систему связанных между собой вертикальных элементов (колонн) и горизонтальных (прогонов и ригелей).
Конструктивные схемы бескаркасных зданий
— несущие продольные стены;
— поперечные несущие стены;
— со стенами несущими в обоих направлениях.
Конструктивные схемы со смешанным каркасом
— продольное расположение ригелей;
— поперечное расположение ригелей.
Конструктивные схемы каркасных зданий
— с продольным расположением ригелей;
— с поперечным расположением ригелей;
— с перекрестным расположением ригелей;
Модульная система координации размеров
а — пространственная система модульных плоскостей; б — взаимосвязь укрупненных модулей в плоскости
Маркировка координационных (разбивочных) осейи привязка конструкций
а — маркировка осей; б — привязка стен; в, г — привязка колонн (в — «нулевая» привязка наружных граней колонн; г — их привязка на расстоянии а)
Здания с несущими стенами
Продольными Поперечными
Здания с неполным каркасом
Продольное расположение Поперечное расположение
ригелей ригелей
Каркасные здания
С продолным
расположеним игеей
С поперечным
расположением ригелей
Перекрестное расположение
ригелей
Безригельная система
Общеобразовательные школы (с. 2 цветной вкладки) относятся в соответствии с Перечнем основных функционально-типологических групп зданий и помещений общественного назначения к зданиям учебно-воспитательного назначения [49].
КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Различают следующие типы общеобразовательных учреждений:
- — общеобразовательные школы (рис. 7.1);
- — гимназии;
- — лицеи;
- — колледжи;
- — школы-интернаты;
- — специализированные школы (рис. 7.2) и школы-интернаты для углубленной подготовки детей;
Рис. 7.1. Здание школы в Гельзенкирхен-Бисмарке, Германия, арх. П. Хюбнер
Рис. 7.2. Здание балетной школы в Париже, арх. К. де Портзампарк, 1988
- — оздоровительные и санаторно-лесные школы;
- — спецшколы для детей с задержками физического и умственного развития.
К общеобразовательным учреждениям относятся: начальные, основные, средние общеобразовательные школы; средние общеобразовательные школы с углубленным изучением отдельных предметов; гимназии и лицеи.
По уровню образования общеобразовательные школы бывают трех ступеней обучения:
- — I ступень обучения включает учащихся 1—4-х классов;
- — II ступень обучения включает учащихся 5—9-х классов;
- — III ступень обучения включает учащихся 10— 11 -х классов.
Вместимость вновь строящихся городских школ по санитарным
нормам не должна превышать в настоящее время 1000 человек, сельских малокомплектных школ для I ступени обучения — 80 человек, I и II ступеней обучения — 250 человек, II и III ступеней — 500 человек.
К зданиям учебных заведений относятся:
- — общеобразовательные и специализированные школы;
- — общеобразовательные специальные и санаторные школы-интернаты;
- — межшкольные учебно-производственные комбинаты;
- — внешкольные учреждения;
- — профессионально-технические учебные заведения;
- — высшие учебные заведения;
- — институты повышения квалификации специалистов.
Общеобразовательные и специализированные школы
Общеобразовательные школы являются учебными и воспитательными учреждениями для детей и подростков в возрасте от 7 до 18 лет. Школьная сеть в городе организуется по принципу равномерного рассредоточенного расположения школ в пределах обслуживаемого жилого квартала или комплекса, а на межмагистральных территориях — на равном удалении от границы квартала, смежно с микрорайонным садом. Радиус обслуживания населения этими школами нормируется в пределах 750 м (ДБН 360, прилож.6.3., табл.1).
Главным признаком классификации общеобразовательных школ является их назначение. По этому признаку они подразделяются на 3 типа:
- — 1-й ступени — начальная школа (1-5 классы);
- — 1-2-й ступени — основная школа (1-9 классы);
- — 1-3-й ступени — средняя полная школа (1-11 классы).
Основным типом общеобразовательных школ являются полные средние школы. Одной из разновидностей средней полной школы являются специализированные школы, имеющие определенный уклон: математический, иностранного языка, физики, биологии, искусства и др.
Другим важным признаком классификации школьных зданий является их вместимость, зависящая от количества классов:
— 1-й ступени — в сельской местности — на 4 класса;
в городских поселениях — на 12 и 16 классов;
— 1-2-й ступени — в сельской местности — на 9 классов;
в городских поселениях — на 18, 27 и 36 классов;
— 1-3-й ступени — в сельской местности — на 11 и 22 класса;
в городских поселениях — на 22 и 33 класса.
Для школ 1-й и 1-2-й ступени расчетный норматив зависит от демографической структуры поселения и 100% уровня охвата детей до 15 лет (табл.6.1., ДБН 360-92). Охват детей старшей возрастной группы (3-я ступень) определяется органами государственного управления образованием.
Тип школьного здания выбирают, исходя из размеров населенного места или жилого комплекса. При этом следует применять, возможно, более крупные здания, имеющие более развитой и полноценный состав помещений и являющиеся более экономичными в строительстве и эксплуатации.
Здания общеобразовательных школ состоят из следующих групп помещений:
- — учебные (классы, кабинеты, лаборатории);
- — помещения для трудового обученияи профессиональной ориентации (различные мастерские);
- — учебно-спортивные (спортзалы 9х 18, 12х 24 и 18х 30 м), размещаемые, как правило, на первом этаже и имеющие отдельный выход;
- — помещения культурно-массового назначения и для кружковой работы (актовый зал с эстрадой, киноаппаратной, радиоузлом и инвентарной, кружковые);
- — обслуживающие помещения (вестибюль, гардероб, столовые, медпункт и административно-хозяйственные помещения: кабинет директора, учительская, кабинет завуча, канцелярия, комната техперсонала и хозкладовые).
Классы объединяются в учебные секции для каждой возрастной группы (4-6 классов), включающие рекреацию и туалеты. Учебные секции должны иметь хорошую связь с общешкольными учебными и вспомогательными помещениями. Наиболее распространена учебная секция с односторонним расположением классов и зальной рекреацией, которая оптимальна для младшего и среднего возраста. Для старшего возраста более приемлема учебная секция с односторонним или двусторонним расположением классов, объединенных коридорной рекреацией.
В отечественной и зарубежной практике сложилось большое разнообразие классных помещений, но наиболее распространен традиционный класс с трехрядной расстановкой парт (а в последнее время столов) с естественным освещением их с левой стороны.
Столовые, как правило, размещаются на первом этаже и рассчитываются на обслуживание всего контингента учащихся в четыре посадки. Медпункт состоит из медицинской комнаты и кабинета зубного врача.
Аналогичными принципами руководствуются при проектировании и эксплуатации зданий профессионально-технических училищ.
По приемам композиции школьные здания подразделяются на 3 основных типа: — централизованные;
- — блокированные (наиболее распространенные);
- — павильонные (для южных районов).
Здания начальных школ (1-й ступени) обычно строятся одноэтажными, основной школы (1-2-й ступени) — обычно двухэтажными, а средней полной школы (1-3-й ступени) — трехэтажными.
Школьные здания размещаются на участках с отступом от красной линии, как правило, не менее 15 м. На школьных участках предусматриваются следующие зоны:
- — спортивная, которая состоит из легкоатлетической площадки, площадок для спортивных игр (футбол, волейбол, баскетбол), площадок для гимнастики и полосы препятствий;
- — учебно-опытная, которая включает участок овощных и полевых культур, плодовый сад и ягодник, парники, теплицу с зооуголком, метеорологическую и географическую площадки и площадку для занятий на открытом воздухе с навесом;
- — зона отдыха, которая включает площадки подвижных игр для учащихся 1-8 классов и тихого отдыха для учащихся 4-8 классов. Для остальных учащихся площадки отдыха предусматриваются в спортивной зоне;
- — хозяйственная зона, представляющая хозяйственный двор, который располагается со стороны входа в производственные помещения и школьную столовую и имеет зелёную защитную полосу по периметру двора шириной не менее 1,5 м, а со стороны улицы — не менее 6 м.
Кроме обычных общеобразовательных школ существуют также общеобразовательные специальные (для слепых, глухих и умственно отсталых детей) и санаторные школы-интернаты (для детей с хроническими заболеваниями), в которых дети не только учатся, но и живут. Такие школы располагаются в основном в пригородной зоне или в зеленых зонах городов. В зданиях школ-интернатов предусматриваются спальные помещения, которые объединяются в специальные секции. Медпункт в школах-интернатах состоит из кабинета врача, кабинета зубного врача, процедурной и изолятора.