Установление границ земельного участка в судебном порядке

С 2003 года я веду дела в судах, а с 2010 года по настоящее время специализируюсь на земельных спорах. Работаю по Москве, по Московской области и соседним областям. Мой телефон: +7 906 074 76 14 (только для записи на прием).

Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» установил, что местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

По смыслу закона местоположение границ земельных участков, сведения о которых (об участках) содержатся в государственном кадастре недвижимости, должно быть согласовано независимо от наличия в государственном кадастре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на эти земельные участки либо сведений о координатах их границ или иного описания местоположения границ, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ таких земельных участков.

Предметом согласования является определение местоположения границы земельного участка, одновременно являющейся границей другого земельного участка. Результат согласования местоположения границ оформляется актом согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением следующего случая.

Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не подписали акт согласования местоположения границ либо не представили свои возражения в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным, о чем в акт согласования вносится соответствующая запись.

Законом предусмотрено, что необходимыми для кадастрового учета документами являются межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение ЗЕМЕЛЬНОГО СПОРА О СОГЛАСОВАНИИ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ГРАНИЦ земельного участка.

Далее в законе сказано, что при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если при уточнении границ нарушен порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными В ПОРЯДКЕ РАЗРЕШЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО СПОРА.

Формулировка «земельный спор о согласовании местоположения границ земельного участка», которая используется в законе, не дает возможности сделать точный вывод о том, какие конкретно исковые требования могут быть заявлены в суд в случае возникновения спора.

На практике это приводит к тому, что истцы заявляют самые разные требования, например, о признании незаконным отказа в согласовании границ земельного участка, о признании незаконными и снятии возражений в согласовании границ земельного участка, об обязании согласовать границы участка и т.п.

Между тем действующее законодательство не предусматривает возможность согласования смежным землепользователем границ земельного участка путем принятия судебного акта об обязании согласовать местоположение границ. Согласование местоположения границ земельного участка предполагает совершение его в добровольном порядке и является правом, а не обязанностью.

В практике судов все более четко прослеживается тенденция определения предусмотренного законом надлежащего способа защиты права. А избрание неверного способа защиты своего права является основанием для отказа в иске.

Представляется, что в случае отказа смежного землепользователя от согласования местоположения границ земельного участка правильным будет обращение в суд с иском ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА. Данный вывод подтверждается руководящими разъяснениями высших судебных инстанций.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.

Далее в постановлении сказано, что решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости.

При рассмотрении указанного иска суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Необходимо также учитывать положения Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» о том, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Нужна помощь по этой теме? Записывайтесь на прием по тел.: +7 906 074 76 14.

С уважением,
адвокат Маковеев Сергей Иванович

Исковые заявления об установлении границ земельного участка подаются в случае межевых споров со смежными землепользователями. Споры могут проистекать из нарушения постройками или сооружениями смежного землепользователя границ земельного участка, отказа подписать акт согласования границ в процессе межевания, наложения смежных участков на кадастровой карте.

Читайте также:  Военкомат не дает направление на обследование

Стороны в спорах об установлении границ земельного участка

Заявить иск об установлении границ земельного участка вправе гражданин, который обладает этим земельным участком на праве собственности, на праве пожизненного наследуемого владения, на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве аренды государственного (муниципального) участка со сроком договора более пяти лет (ч. 3 ст. 39 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ). То обстоятельство, что весь земельный участок при доме не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, не является препятствием для предъявления иска об установлении границ земельного участка, принадлежащего истцу на праве собственности.

Надлежащим ответчиком по спору об установлении границ земельного участка является правообладатель смежного земельного участка, с которым возник межевой спор.

Соответчиком по иску также может выступать администрация соответствующего муниципального района/городского округа Московской области, садоводческое, огородническое и дачное некоммерческое объединение.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, обычно привлекается государственное учреждение, осуществляющее кадастровый учет — ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра». С 01.01.2017 действует Приказ Росреестра от 18.10.2016 N П/0515, в соответствии с которым ФГБУ «ФКП Росреестра» наделено отдельными полномочиями органа регистрации прав, в том числе в сфере государственного кадастрового учета. Третьими лицами также могут быть Управление Росреестра по Московской области, кадастровый инженер, а также садоводческое, огородническое и дачное некоммерческое объединение. Кроме того, в качестве третьего лица может привлекаться администрация муниципального района/городского округа/сельского поселения Московской области.

Встречный иск

В рассматриваемой категории споров ответчик может заявить встречные исковые требования (встречный иск) об установлении границ земельного участка другим способом и по другим точкам, чем те, которые предлагает истец. Также ответчик может требовать во встречном иске:

— признать наличие кадастровой ошибки в сведениях ГКН (до 01.01.2017)/ошибки в сведениях ЕГРН (с 01.01.2017) в части описания границ его земельного участка, признать правильными и внести изменения в сведения ГКН (до 01.01.2017)/ЕГРН (с 01.01.2017) о координатах поворотных точек и размере границ участка согласно заключению землеустроительной экспертизы, определить порядок пользования участком между истцом и ответчиком;

— признать право собственности на земельный участок с установлением сервитута;

— признать недействительными сведения о координатах характерных точек границ земельных участков и исключить их из ГКН (до 01.01.2017)/ЕГРН (с 01.01.2017);

— исключить из ГКН (до 01.01.2017)/ЕГРН (с 01.01.2017) сведения об описании местоположения границ земельного участка, установить границу земельного участка.

Установление границ земельного участка

С 01.01.2017 признана утратившей силу ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (до 01.01.2017 — Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»), которая устанавливала требования к межевому плану.

С указанной даты требования к межевому плану предусмотрены в ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, а его новая форма, состав включаемых в него сведений и требования к его подготовке утверждены Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921. Как и ранее, к текстовой части межевого плана относится акт согласования местоположения границ земельного участка. Случаи и порядок оформления акта согласования определены в п. п. 82 — 87 Требований к подготовке межевого плана (Приложение N 2 к Приказу Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921).

Возможно установление границы земельного участка по фактическому землепользованию, если площадь участка в фактических границах не нарушает требований п. 1 ч. 5 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (до 01.01.2017) и участок соответствует требованиям ч. 9 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (до 01.01.2017).

С 01.01.2017 ст. ст. 27, 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (с 01.01.2017 — Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности») признаны утратившими силу (Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ). В п. 32 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, который действует с 01.01.2017, приведены нормы, аналогичные нормам, содержащимся в п. 1 ч. 5 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ. В ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, который действует с 01.01.2017, содержатся нормы, аналогичные нормам, приведенным в ч. 9 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ.

При рассмотрении спора суд может установить границу земельного участка на основании представленных истцом и ответчиком межевых планов, составленных разными кадастровыми инженерами, а также на основании вариантов, предложенных судебной землеустроительной (в том числе дополнительной) или судебной землеустроительной и строительно-технической экспертизой. При этом суд исходит из фактически сложившегося землепользования, баланса интересов сторон, правоустанавливающих документов, рассматривает вероятность кадастровой ошибки (до 01.01.2017)/ошибки в ЕГРН (с 01.01.2017), учитывает целевое назначение участка, границы которого устанавливаются, и смежных участков, а также превышение/отсутствие превышения предельного минимального размера предоставления земли разницей между фактическим землепользованием и площадью, указанной в правоустанавливающем документе. При выборе варианта установления границ земельного участка суд может принять во внимание такие обстоятельства как длительность землепользования участком истцом и его правопредшественником и установление кадастровых границ участка ответчика без согласования с истцом.

При отсутствии иных оснований для установления границ, кроме фактического пользования, проведение землеустроительной экспертизы является обязательным, так как одно только фактическое пользование не может служить достаточным доказательством для установления границ. Суд может установить границы земельного участка по результатам проведенной по делу землеустроительной экспертизы и в том случае, если истец просит определить их по фактическому пользованию, представив постановление администрации городского округа об утверждении схемы расположения участка на кадастровом плане по результатам фактического замера площади участка, а также акт согласования местоположения границы участка, подписанный ответчиком и должностными лицами администрации.

По делам об установлении границ земельного участка не предусмотрен обязательный досудебный (в том числе претензионный) порядок их разрешения. Вследствие этого судья не вправе возвратить исковое заявление на основании несоблюдения досудебного порядка урегулирования спора (п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ).

Срок исковой давности

На споры об установлении границ земельного участка из недействительности материалов межевания или об отказе подписать акт согласования границ распространяется общий срок исковой давности — три года. Начальным моментом отсчета срока является момент, когда истец узнал о нарушении своего права. Это может быть, например, момент предъявления акта согласования границ для подписания, из которого истец должен был узнать о нарушении своего права. Для споров об установлении границ, возникших вследствие занятия участка истца ограждением, сооружениями, зданиями ответчика, исковая давность не применяется в силу ст. 208 ГК РФ, так как они являются спорами об устранении нарушения прав собственника.

Читайте также:  Кадастровый номер гаражного бокса

Государственная пошлина

Иски об установлении границ являются негаторными: препятствия в пользовании земельным участком в данном случае выражаются в занятии части участка истца чужими объектами или ограждением, невозможности осуществить процедуру межевания надлежащим образом и т.д. Соответственно, при подаче физическим лицом иска об установлении границ земельного участка подлежит уплате государственная пошлина в размере 300 руб. как за имущественные требования, не подлежащие оценке (п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ).

Информация истцу для подготовки к процессу

Так как требования об установлении границ вытекают из конкретного нарушения прав собственника земельного участка, необходимо заявлять их в совокупности с требованием об устранении данного нарушения. Тогда для суда будут очевидны нарушение прав истца и необходимость установления границ в судебном порядке. В противном случае велик риск отказа в иске, так как порядок установления границ предусмотрен Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (до 01.01.2017)/Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» и Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (с 01.01.2017), для самого по себе установления границ обращение в суд не требуется.

При межевом споре в случае, когда ответчику по данным земельного кадастра (до 01.01.2017)/ЕГРН (с 01.01.2017) принадлежит участок большей площади, чем в действительности (как дополнительное требование заявляется признание недействительными материалов межевания), рекомендуется применение обеспечительных мер с целью предупредить реализацию ответчиком смежного земельного участка. Смена собственника повлечет необходимость процессуального правопреемства в порядке ст. 44 ГПК РФ и затянет рассмотрение дела, так как производство по нему приостанавливается во исполнение ст. 215 ГПК РФ. В качестве обеспечительной меры по иску об установлении границ можно заявить запрет на совершение любых действий на спорной территории, запрет на совершение сделок со смежным земельным участком ответчика.

При подборе документов, подтверждающих позицию истца, стоит учесть, что, несмотря на частое проведение по таким делам судебной экспертизы, суд считает допустимыми доказательствами и оценивает также заключение специалиста, из которого усматриваются следующие обстоятельства: несоответствие границ в правоустанавливающей и кадастровой (до 01.01.2017)/реестровой (с 01.01.2017) документации и фактических границ, нахождение ограждения ответчика на территории истца, высокая стоимость переноса строения истца, после кадастровых работ оказавшегося на территории ответчика, и т.п. Следовательно, желательно приобщить к исковому заявлению заключение специалиста по землеустройству/строительству.

С 01.01.2017 действует Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который предусматривает ведение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), в состав которого входят, в частности, реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестр прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость), реестровые дела и кадастровые карты (ст. ст. 1, 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ). С указанной даты признаны утратившими силу положения гл. 2 «Ведение государственного кадастра недвижимости» Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (до 01.01.2017 — Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости») (Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ).

С 15.07.2016 проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверялась только выпиской из ЕГРП, а не свидетельством о государственной регистрации прав или выпиской из ЕГРП по выбору правообладателя, как предусматривалось ранее (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, признан утратившим силу с 01.01.2017 согласно Федеральному закону от 03.07.2016 N 361-ФЗ). С 01.01.2017 государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из ЕГРН (ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ). Формы выписок из ЕГРН утверждены Приказами Минэкономразвития России от 20.06.2016 N 378, от 25.12.2015 N 975.

С 01.01.2017 признаны утратившими силу нормы ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (до 01.01.2017 — Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости») (Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ). В ч. 2 ст. 14 этого Закона предусматривалось, что внесенные в ГКН сведения предоставляются в виде кадастровой выписки об объекте недвижимости, кадастрового паспорта объекта недвижимости, кадастрового плана территории, кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости, а также в виде копии документа, на основании которого сведения об объекте внесены в ГКН, и в другом виде.

Земельный участок – это часть земли, которая может считаться личной собственностью владельца.

Границы участка считаются индивидуализирующим признаком территории.

Они определяются в процессе проведения кадастровых работ.

Часто кадастровый инженер выявляет пересечение границ смежных участков или их несоответствие сведениям Росреестра.

Это может стать причиной разногласий, которые решаются в административном или судебном порядке.

Причины появления споров

Конфликты между соседями возникают не только при определении границ участка, но и при использовании земли.

Самыми распространенными причинами споров являются:

  1. Несоответствие фактических границ тем, что указаны на межевом плане.
  2. Несоблюдение санитарно-эпидемиологических, пожарных, строительных и прочих мер безопасности. Минимальное расстояние между домом и границей участка должно составлять 3 метра. Нарушение этого правила приводит к увеличению риска во время чрезвычайных ситуаций, а также к возможному пересечению соседних территорий.
  3. Дезинформация новых собственников земли соседями. Недобросовестные жильцы могут солгать о том, что предыдущий хозяин неправильно провел межевание земли и нарушил границу их участка.
  4. Несогласованная застройка земли, не находящейся в собственности. Например, участка лесополосы, пустыря, поля. Если земля не принадлежит частному или юридическому лицу, право собственности остается за государством. Такие вопросы регулируются ст. 222 Гражданского кодекса РФ. По закону самовольная постройка подлежит сносу за счет владельца.
  5. Нарушение правил о предоставлении земли. Согласно ст. 35 Федерального закона «Об охране окружающей среды», при размещении строений следует руководствоваться требованиями по защите и рациональном использовании окружающей среды. В противном случае сооружение будет считаться незаконным, а границы участка недействительными.
  6. Ошибка сотрудников землеустроительной службы при отводе участка в собственность.
  7. Самовольное перенесение границ собственником.

Сторонами спора могут быть физические и юридические лица, органы власти и органы местного самоуправления.

Порядок определения границ

В соответствии с Федеральным законом № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», согласование границ соседних участков может проходить с:

Читайте также:  Врезался в открытую дверь кто виноват

  1. Собственниками земли, за исключением случаев, когда участок находится в муниципальной или государственной собственности, либо предоставлен в бессрочное пользование.
  2. Лицами с правом пожизненного наследуемого владения.
  3. Лицами с правом на бессрочное пользование.
  4. Арендаторами земли.

Установлением границ земельных участков занимаются кадастровые компании. Прежде чем приступить к межеванию, сотрудники обязаны:

  • изучить правоудостоверяющую и правоустанавливающую документацию;
  • ознакомиться с сведениями Государственного кадастра недвижимости о конкретном участке;
  • получить информацию о землепользователях.

Сам процесс работы включает в себя:

  1. Геодезическую съемку реальных границ территории.
  2. Анализ отснятого материала: расчет площади участка, определение координат.
  3. Согласование границ с владельцами смежных участков.
  4. Составление межевого плана.

Процесс межевания должен проходить только в присутствии владельца или при его письменном согласии.

В межевом плане должны быть отмечены первоначальные и окончательные данные о границах участка, указание отдельных частей территории, сведения о геодезических и кадастровых работах, обмерах и расчетах. Готовый план следует направить в Росреестр.

В чем заключается процедура

Определение границ земельного участка – это регистрация границ в Росреестре.

Оно необходимо для:

  1. Установления линейных границ территории.
  2. Сравнения фактических границ с параметрами, отмеченными документально.
  3. Выявления наложений и пересечений границ.

Все это помогает решить спор землепользователей в личном или судебном порядке.

Для проведения кадастрового исследования следует собрать следующие документы:

  • свидетельство о регистрации земли;
  • кадастровый паспорт;
  • технический паспорт территории;
  • бумаги о передаче права пользования на землю;
  • для судебных дел: решение суда.

В процессе установления границ кадастровый инженер обязан предоставить землевладельцам возможность ознакомиться с проектом плана и получить разъяснения по поводу возникших вопросов.

В случае несогласия с результатами экспертизы, владельцы вправе подать исковое заявление в суд.

Выполнение в судебном порядке

Рассмотрением дел об установлении границ земельного участка занимаются районные суды. Процесс решения спора делится на этапы:

  1. Подача искового заявления с пакетом документов: кадастровым паспортом участка и актом согласования границ между землепользователями.
  2. Рассмотрение прикрепленного к заявлению перечня документов, утверждение даты заседания. ВАЖНО: на заседании необходимо личное присутствие обеих сторон.
  3. Прения сторон, рассмотрение доказательств, в частности, результатов кадастровых работ, фиксирование свидетельских показаний (при наличии).
  4. Вынесение судебного решения.

Выдвинуть требование по установлению границ может только собственник участка, поэтому перед рассмотрением дела суд проверяет законность использования земли.

Судебная практика

В ходе рассмотрения дел об установлении границ земельного участка суд может опираться на Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон «О кадастровой деятельности«.

В этом деле ответчик отказался согласовать границы своего и соседнего участков, мотивируя это тем, что сосед умышленно вредит его жизни и деятельности на собственной земле. Истец же провел кадастровые работы, в результате которых смог доказать нарушение границ между участками.

Суд постановил удовлетворить требования истца и установить границы в соответствии с проведенной экспертизой.

Наложение границ надела

Наложение границ – это ситуация, которая возникает при:

  1. Технической ошибке – неверном заполнении документации в государственном органе кадастрового учета.
  2. Кадастровой ошибке – неверном определении границ кадастровым инженером. Такое нарушение может возникнуть из-за непрофессионализма или отсутствия сведений о координатах границ в правоустанавливающих документах.

Выявить наложение границ смежных участков можно при проверке документации или в процессе межевания.

Возможные последствия наложения границ:

  • недостоверность сведений, внесенных в Росреестр;
  • нарушение прав собственности на землю обеих сторон.

Устранить нарушения можно в административном и судебном порядке. Первый случай возможен при согласии соседей на внесение коррективов в границы участков. Судебное разбирательство необходимо в случае спора между землевладельцами.

Что это такое

Наложение границ земельных участков – это смещение межи в сторону от зафиксированной документально линии. Такая ситуация препятствует проведению кадастровых работ.

Наложение может быть разным:

  1. Границы смещаются по направлению друг к другу, в результате чего площадь центрального участка уменьшается.
  2. Границы центрального участка смещаются в противоположные стороны, «накладываясь» на соседние области.
  3. Один участок расширяется и закрывает собой другой.

В результате собственники терпят имущественный ущерб. Такие участки невозможно поставить на учет.

Ситуацию можно урегулировать посредством мирного соглашения с соседями, в противном случае следует обращаться в суд.

При любом развитии событий необходимо вызвать инженера и провести кадастровые работы для фиксирования нарушений.

Порядок решения споров

Решением споров о наложении участков занимаются районные отделения суда.

Порядок рассмотрения дела:

  1. Подача искового заявления, в котором необходимо перечислить требования об исправлении ошибок в документации и признании права на землю. Ответчиком являются собственник земли, с которой зафиксировано наложение, и орган кадастрового учета.
  2. Открытое заседание, на котором обе стороны могут предоставить доказательства своей правоты.
  3. Суд рассмотрит дело и при необходимости назначит проведение судебной экспертизы для выявления точных координат границ.

В результате всех проверок составляется итоговый межевой план, который направляется в Росреестр.

Судебная практика

В ходе рассмотрения дел о наложении границ участков суд опирается на Земельный кодекс РФ и Федеральный закон № 78-ФЗ «О землеустройстве».

Исковое заявление в этом деле написала гражданка Д., границы участка которой оказались пересечены с территорией, принадлежащей юридическому лицу.

В добровольном согласовании границ земельного участка компания отказалась, ее представители в суд не явились.

В исковом заявлении истица предъявила требования признать законность установления границ ее участка и удовлетворить в постановлении на государственный кадастровый учет.

В процессе рассмотрения дела суд признал факт нарушения компанией законного порядка установления границ земельных участков и удовлетворил требованиям гражданки Д.

Заключение

Дела об установлении границ соседних участков наиболее часто решаются в судебном порядке. Собственники отказываются отдавать собственную землю без воздействия внешней регулирующей силы.

На основе судебной практики можно сделать выводы о том, что в большинстве случаев требования истца о необходимости установления или при наложении границ земельного участкасчитаются законными.

Это происходит потому, что кадастровые работы, в результате которых владелец и узнал о наличии нарушения, являются прямым доказательством нарушения в определении границ.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector