Требования стандартов обязательны или добровольны для применения

3.Максимальный учет интересов заинтересованных лиц при разработке стандартов.

4.Обеспечение необходимых условий для единообразного применения стандартов.

5.Необходимость применения международного стандарта в качестве основы разработки национального стандарта. Исключение составляют случаи, когда требования международных стандартов не соответствуют климатическим и географическим, техническим, технологическим особенностям Российской Федерации.

(интернет)

Выступая в качестве одного из элементов технического регулирования, стандартизация базируется на определенных исходных положениях — принципах, которые отражают основные закономерности процесса разработки стандартов, обеспечивают достижение целей и задач развития стандартизации, определяют условия ее эффективной реализации.

1) Принципдобровольного применения стандартов. В контексте Закона «О техническом регулировании» добровольность стандартов — это не только главный принцип стандартизации, но и основной элемент, определяющий правовой статус стандартов в Российской Федерации как документов, которые не имеют обязательного характера и применяются исключительно на добровольной основе. Однако, говоря о добровольности стандартов, необходимо учитывать ряд следующих положений.

Во-первых, требования, предусмотренные в стандартах, например, для изготовителя той или иной продукции, который добровольно пожелал следовать им, указав на это, например, при маркировании продукции, приобретают обязательную силу.

Во-вторых, нельзя исключать возможности обязательного применения стандартов, как в целом, так и отдельных положений, в случае прямого указания на это в договорах, контрактах. Если стороны договора выразили свое волеизъявление придать требованиям того или иного стандарта обязательную силу, то и исполнение этих требований будет обязательным. Такое положение соответствует общим нормам Гражданского кодекса РФ о договорах и обязательствах (в т.ч. их исполнении).

Таким образом, принцип добровольного применения стандартов указывает на право изготовителя (продавца, исполнителя) добровольно (т.е. по собственному желанию, без принуждения) возложить на себя ответственность за выполнение требований, предусмотренных в стандартах. Добровольность — это всегда возможность выбора.

2) Принципмаксимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц. Посредством объективного учета мнения при разработке стандартов обеспечивается удовлетворение необходимых потребностей всех заинтересованных в этом сторон. Разработка национальных стандартов должна выполняться открыто с участием технических комитетов по стандартизации, объединяющих на добровольной основе наиболее компетентные юридические и (или) физические лица, заинтересованные в стандартизации того или иного объекта. Учет мнения заинтересованных сторон при разработке национальных стандартов достигается в результате процедуры публичного обсуждения проекта стандарта, при которой принимают во внимание все замечания, поскольку участвующие в обсуждении стороны равноправны, и сближаются несовпадающие точки зрения. При разработке стандартов организации, также должны обеспечиваться условия для свободного участия в обсуждении проектов стандартов широкого круга сотрудников заинтересованных структурных подразделений организации. При разработке стандартов организации на продукцию, поставляемую на внутренний и (или) внешний рынок, на работы, выполняемые организацией на стороне, или на оказываемые ею на стороне услуги, следует учитывать мнение и представителей других организаций, заказчиков и (или) приобретателей поставляемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг.

3) Принципприменения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям, либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения.

Международные стандарты отражают передовой опыт экономически развитых стран мира, результаты научных исследований, требования широкого круга потребителей и государственных органов и представляют собой правила, общие принципы или характеристики для большинства стран, поэтому применение международных стандартов при разработке национальных стандартов является одним из важных условий выхода отечественной продукции на мировой рынок. Поэтому преимущественное использование международных стандартов как составной части (основы) разработки национальных стандартов должно иметь место как таковое, за исключением случаев, когда такое применение признано невозможным.

Данный принцип в целом отражает положения абз. 1 п.8 ст.7 Закона «О техническом регулировании», с той лишь разницей, что при разработке проектов технических регламентов международные стандартыдолжны использоваться полностью или частично в качестве их основы. При этом долженствование подразумевает обязательность. В рассматриваемом принципе такая обязательность не предусматривается.

4) Принципнедопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации. Настоящий принцип указывает на недопущение установления в стандартах требований (например, необоснованных ограничений или завышенных требований) к продукции, связанным с ней процессам, а также работам и услугам, которые могут создать дополнительные барьеры, ограничивающие свободу предпринимательской деятельности, и тем самым препятствующие достижению целей стандартизации, либо противоречащие им.

5) Принципнедопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам. Одной из целей стандартизации является содействие соблюдению требований технических регламентов. Соответственно этой цели стандарты могут дополнять, конкретизировать (но не дублировать) какие-либо требования технических регламентов, обеспечивая тем самым повышение минимально установленного в них уровня безопасности, но никак не противоречить им.

6) Принципобеспечения условий для единообразного применения стандартов необходимо воспринимать с учетом положений абз.2 п.2 ст.15 Закона «О техническом регулировании», в соответствии с которыми национальные стандарты подлежат применению равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения объектов технического регулирования, а также выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 12 | Нарушение авторских прав

1.Нормативные документы могут содержать обязательные требования, подлежащие безусловному исполнению в соответствии с законодательном РФ и добровольные (альтернативные) требования и положения.

В числе обязательных требований, названные стандарты должны содержать:

· Требование к продукции, работам и услугам по их безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, требования пожарной безопасности.

· Требования по технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции.

· Основные потребительские (эксплуатационные) характеристики продукции, методы их контроля, требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению, применению и утилизации продукции.

· Правила и нормы, обеспечивающие техническое и информационное единство в разработке, производстве, использование продукции, выполнению работ и оказанию услуг, в том числе правило оформления технической документации, допуски и посадки, общественные правила обеспечения, качество продукции, работу услуг, сохранение и рационального использования всех видов ресурсов, термины и их определения, метрологические и др. общетехнические и организационно-технические правила и нормы.

2.К добровольным требованиям ГОСТ и ГОСТ Р. относятся требования, характеризующие потребительские и иные свойства продукции и услуг, не оговорённые изложенные выше обязательными требованиями стандарта. Выполнение добровольных требований изготовитель и потребитель определяют самостоятельно при заключении договоров на разработку и поставку продукции.

Таким образом, добровольные требования стандартов могут становиться обязательными для поставщика и потребителя, если на них будет ссылка в договоре о поставке.

За несоблюдение обязательных требований стандартов и юридического, и физического лица, органы государственного управления согласно закону РФ «О стандартизации…» несут административную, гражданско-правовую или уголовную ответственности.

Нарушение должностными лицами или гражданскими, которые зарегистрированные предприниматели, обязательных государственных стандартов при реализации, эксплуатации, транспортировки и хранения продукции влечёт наложение штрафа. Штраф также предусмотрен за уклонение юридического и физического лиц от предъявления продукции, а также сведение о ней и соответствующей документации органов государственного надзора.

Согласно УК РФ, с 1 января 1997 года, специальная уголовная ответственность устанавливается за обман покупателя, относительно потребительских свойств или качества товара, определённых условий и договоров, а также выпуск или продажу товаров, не отвечающих требованиям безопасности.

· Уголовная ответственность за нарушение каких-либо требований стандартов на продукцию производственного назначения УК пока не предусмотрено.

· Нарушение обязательных требований государственных стандартов субъектами хозяйственной деятельности выявляется службами государственного надзора и контроля, входящие в качестве самостоятельных структур Госстандарта России.

Их обязывают вместо СТО применять стандарты только из правительственного или росстандартовского перечня (утвержденных, соответственно, постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 №1521 и приказом Росстандарта от 30.03.2015 №365), либо разрабатывать специальные технические условия.

Чем плоха такая «обязаловка»?

Не снижается поток информации и о том, что некоторые органы государственного строительного надзора, стараясь не отстать от госэкспертизы, незаконно штрафуют строителей по ст.9.4 КоАП РФ за нарушения требований стандартов добровольного применения из перечня Росстандарта. При этом и госэксперты, и госинспекторы дружно ссылаются на норму ч. 2 ст. 5 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений (ФЗ-384) о том, что безопасность зданий и сооружений должна обеспечиваться посредством соблюдения требований ФЗ-384, а также требований стандартов, включенных в соответствующие перечни, или требований специальных технических условий.

По их мнению, данная норма носит прямой исчерпывающий характер, и из нее вытекает «обязательность» всех стандартов, включенных и в правительственный, и в росстандартовский перечни, — т.к., якобы, только их применением выполняется наш строительный Технический регламент. Если же в указанных стандартах необходимые требования отсутствуют, то обязательно надо, оказывается, разрабатывать специальные технические условия.

Наверное, такие представители госвласти считают свою позицию вполне аргументированной, логичной и удобной, но на самом деле это — ошибочная позиция, основанная на вырванном из контекста бюрократическом понимании нормы ч.2 ст.5 ФЗ-384. Одновременно их точка зрения является еще и деструктивной, поскольку из-за нее строительное сообщество, будучи «втиснутым» в некое прокрустово ложе перечней стандартов, фактически лишается права творчески-профессионально применять стандарты всей совокупности системы нормативных документов в строительстве. По сути, госчиновники отказывают строительной отрасли в праве применять исторически накопленные знания в области строительства, аккумулированные в строительных стандартах, а также в праве применять собственные стандарты организаций, содержащие инновационные решения.

Ошибочная интерпретация «обязательности» и «добровольности» применения стандартов в строительстве приобрела столь массовый характер, что профессиональная общественность, обреченно махнув рукой, уже почти и не возражает. А зря. И поскольку данная проблема существует, то ее надо «разруливать». Предлагаемая статья является попыткой рассмотрения проблемы требований обязательного и добровольного применения.

О «добровольности» забыли?

Для начала надо поподробнее сформулировать указанное выше широко распространенное ошибочное мнение: итак, «обеспечение безопасности объектов должно обеспечиваться только обязательным выполнением требований:

— Технического регламента о безопасности зданий и сооружений,

— стандартов из правительственного перечня (утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521),

— стандартов из росстандартовского перечня (утв. Приказом Росстандарта от 30.03.2015 №365),

— специальных технических условий, если в указанных выше стандартах необходимых норм нет, либо их недостаточно для обеспечения надежности и безопасности, либо требуется от таких требований отступить».

Данная формулировка условий обязательности применения норм настолько похожа на правду, что их невыполнение при проектировании считается вполне достаточным основанием для формулирования замечаний госэкспертизы, а невыполнение таких условий при строительстве влечет наложение госстройнадзором административных наказаний на строителей.

Так в чем же кроется ошибочность и деструктивность такого мнения? Рассмотрим.

Итак, в соответствии с ч.2 ст.5 ФЗ-384, безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов обеспечивается посредством соблюдения требований ФЗ-384 и требований стандартов и сводов правил, включенных в соответствующие перечни (со ссылкой на чч.1 и 7 ст. 6) или требований специальных технических условий. Следует иметь в виду, что эта норма в техническом регулировании не единственная, имеются и другие нормы, связанные с ч.2 ст.5 ФЗ-384, игнорирование которых как раз и приводит к ошибочным суждениям.

В двух ссылочных связанных нормах — в ч.1 ст.6 ФЗ-384 и ч.7 ст.6 ФЗ-384 — указывается, что Правительство РФ утверждает перечень стандартов (их частей), применяемых на обязательной основе, а Росстандартом утверждается аналогичный перечень, но применяемый на добровольной основе.

В результате логического сложения связанных ч.2 ст.5, ч.1 и ч.7 ст.6 получается, что безопасность зданий и сооружений обеспечивается посредством соблюдения требований самого ФЗ-384, соблюдения на обязательной основе требований стандартов, включенных в правительственный перечень, а также соблюдения на добровольной (на добровольной, а не обязательной, как трактуют чиновники!) основе требований стандартов, включенных в росстандартовский перечень.

Обязанность применения стандартов из правительственного перечня не вызывает ни у кого сомнений.

А вот о правилах использования стандартов добровольного применения госэксперты и инспекторы почему-то не знают. Ниже пойдет разговор и об этом, но прежде надо уточнить контекст нормы о специальных технических условиях (СТУ).

Так, в ч.8 ст.6 ФЗ-384 указываются все случаи, когда подготовка проектной документации и строительство объекта осуществляются в соответствии с СТУ, а именно:

а) когда необходимо отступить от требований, установленных стандартами из правительственного перечня, применяемыми на обязательной основе (согласно ссылке на ч.1 ст.6),

б) когда недостаточно требований к надежности и безопасности, установленных стандартами из правительственного перечня, применяемыми на обязательной основе,

в) когда необходимые требования к надежности и безопасности в стандартах вообще не установлены.

Таким образом, при рассмотрении вопроса о необходимости разработки специальных технических условий (или отсутствии такой необходимости) следует прежде провести анализ имеющейся нормативной базы в отношении конкретного объекта и, при необходимости, — в отношении конкретного проектного решения. Проведение такого анализа обуславливается п.6 «Порядка разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства» (утвержден приказом Минрегиона от 1 апреля 2008 г. № 36). Представим по пунктам возможную последовательность его проведения.

Разложим по полочкам…

В первую очередь надо определить, имеются ли в обязательных стандартах, включенных в правительственный перечень, необходимые для принятия конкретных проектных решений требования. Здесь могут быть два варианта ответа.

Вариант первый: такие требования в обязательных стандартах имеются. В этом случае далее следует рассмотреть три возможных пути (см. пп. 1-а, 1-б и 1-в).

Путь 1-а: надо выяснить, есть ли необходимость отступления от таких требований. В данном контексте имеется в виду выяснение возможности снизить (или облегчить) уровень требований, предусмотренных обязательными нормами, либо вообще ими пренебречь. Чаще всего такой вариант применяется из экономических соображений. В случае, если — да, то следует разрабатывать СТУ для обоснования указанной возможности.

Путь 1-б: надо дать оценку степени достаточности требований обязательных норм для обеспечения надежности и безопасности. Следует иметь в виду, что здесь речь идет не о достаточности видов таких требований, а о достаточности уровня таких требований. Если выяснится, что уровень требований для обеспечения надежности и безопасности следует повысить (или ужесточить), то следует разрабатывать СТУ. В этом случае СТУ необходимы не столько для обоснования ужесточения требований, сколько для обоснования необходимости повышения затрат при строительстве для обеспечения такого ужесточения. Как видно, и здесь главенствуют экономические соображения.

Путь 1-в: имеющихся требований в обязательных стандартах вполне достаточно для принятия проектного решения. В этом случае СТУ не разрабатывается.

Вариант второй: в обязательных нормах стандартов из правительственного перечня отсутствуют требования, необходимые для принятия проектного решения.

Важно: в данном случае речь идет об отсутствии необходимых видов требований, а не об их уровне. И не следует сразу бросаться разрабатывать СТУ, надо сначала исчерпать правовые возможности, предоставляемые ч.2 ст.5 ФЗ-384: безопасность зданий и сооружений должна и может обеспечиваться посредством соблюдения требований стандартов не только из правительственного перечня или СТУ, но и стандартов из росстандартовского перечня.

Следовательно, при отсутствии в обязательных нормах необходимых видов требований надо их искать в стандартах, применяемых на добровольной основе, включенных Росстандартом в свой перечень.

Теперь пора вспомнить о правилах применения стандартов, применяемых на добровольной основе, которые установлены только в одном месте законодательства о техническом регулировании — в ч.4 ст.16.1 ФЗ-184. Поэтому такими (и только такими!) правилами надлежит пользоваться всем, кто намеревается руководствоваться стандартами на добровольной основе.

В соответствии с такими правилами оценка соответствия требованиям технического регламента может осуществляться на основании подтверждения их соответствия стандартам из перечня добровольного применения, что вполне согласуется с нормами ч.2 ст.5 и ч.7 ст.6 ФЗ-384. При этом выбор норм добровольного применения осуществляется при отсутствии необходимых видов требований в нормах обязательного применения.

Эти правила учитывают и случай, когда в стандартах добровольного применения, включенных в перечень Росстандарта, необходимые виды требований отсутствуют. И надо помнить о том, что неприменение таких стандартов не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов, т.е. их неприменение не несет никаких правовых последствий (о чем часто забывают проверяющие чиновники). В этом случае правилами установлено, что надо выбирать нормы, в которых имеются необходимые виды требований: либо предварительные национальные стандарты, либо стандарты организаций, и (или) иные документы (ч.4 ст.16.1 ФЗ-184), например, стандарты системы нормативных документов в строительстве.

И только лишь в случае, если необходимых видов требований для обеспечения надежности и безопасности вообще в стандартах не установлено, то можно вспомнить о разработке СТУ. Либо разработать свой стандарт организации.

Таким образом, предложенный алгоритм анализа имеющейся нормативной базы позволяет представить детальную картину обязательных и добровольных требований стандартов для их правильного использования при проектировании в отношении конкретного объекта и в отношении конкретных проектных решений.

Сергей Коноплев,

эксперт НП «Союз производителей бетона»,

Читайте также:

  1. A” доля рынка – 47,5%, относительную долю рынка – 1,4; „B” доля рынка – 34%, относительную долю рынка – 0,7; „C” доля рынка – 18,5%, относительную долю рынка – 0,4
  2. B) Капитал, который используется полностью и переносит стоимость на готовый продукт в течение одного производственного цикла.
  3. B) Количественная определенность относительной формы стоимости
  4. Cтратифицированный относительный риск
  5. А) медицина относится к наукам эмпирическим
  6. А) применение анальгетиков
  7. абсолютная и относительная
  8. Абсолютное и относительное полагание единого с выводами для единого.
  9. Абсолютные и относительные показатели вариации назначение, формулы исчисления достоинства и недостатки.
  10. Алканы. Строение, свойства, получение и применение

Читайте также:  Морфлот армия срок службы
Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector