Транспортные расходы чем подтвердить и как учесть

14.08.2018

Какими документами подтверждаются транспортные расходы

Письмо Федеральной налоговой службы
№ЕД-4-3/4681@ от 21.03.2012

Налог на прибыль: подтверждаем перевозку грузов

Федеральная налоговая служба по вопросу документального подтверждения в целях исчисления налога на прибыль затрат на транспортировку груза автомобильным транспортом сообщает следующее.

Во исполнение Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее — Закон N 259-ФЗ) Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272 утверждены форма и порядок заполнения транспортной накладной (вступило в силу с 25.07.2011).

Статьей 2 указанного Федерального закона определено, что транспортная накладная является перевозочным документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза.

Одновременно продолжают действовать Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971, в соответствии с которыми основным документом, предназначенным для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом, является товарно-транспортная накладная.

Форма товарно-транспортной накладной (форма N 1-Т) утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте".

Таким образом, в настоящее время действует и транспортная накладная, и накладная по форме N 1-Т.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ (далее — Налоговый кодекс) расходы признаются в целях налогообложения прибыли, если они подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговое законодательство не содержит специальных положений о перечне и необходимом порядке оформления документов для учета их в целях налогообложения прибыли.

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее — Закон № 129-ФЗ) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Пунктом 2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ определено, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в этом пункте.

Однако утвержденная во исполнение Закона № 259-ФЗ транспортная накладная также может признаваться оформленным в соответствии с законодательством Российской Федерации документом, если налогоплательщиком соблюден установленный порядок ее заполнения.

При этом следует иметь в виду, что Налоговый кодекс для подтверждения в целях исчисления налога на прибыль расходов организации на перевозку грузов, в том числе автомобильным транспортом, не устанавливает обязанности наличия обоих документов, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В этой связи документом, подтверждающим в целях налогообложения прибыли факт осуществления затрат на перевозку грузов автомобильным транспортом, может быть любой из двух вышеперечисленных документов, оформленный в соответствии с законодательством Российской Федерации документ.

На основании изложенного в целях исчисления налога на прибыль для подтверждения затрат по перевозке груза автомобильным транспортом достаточно будет наличие надлежащим образом оформленного одного из документов: либо транспортной накладной, либо товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т.

Аналогичная позиция изложена в Письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 22.12.2011 № 03-03-10/123.

Доведите данное письмо до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.

Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса Д.В.ЕГОРОВ

Документальное подтверждение транспортных расходов

Транспортная накладная для подтверждения расходов у заказчика экспедиторских услуг – лишний документ или необходимость?

Специально для сайта www.audit4dk.ru

31 августа 2015

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Документы для подтверждения транспортных расходов

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, расходы, учитываемые налогоплательщиком при исчислении налогооблагаемой прибыли, должны быть экономически обоснованными (произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода) и документально подтвержденными.

Согласно статье 2 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» утвержденными Правительством РФ правилами транспортно-экспедиционной деятельности определяются:

перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции);

требования к качеству экспедиционных услуг;

порядок оказания экспедиционных услуг.

Пунктом 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554, установлено, что экспедиторскими документами являются:

поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);

экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);

складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).

Таким образом, необходимость составления при организации доставки товаров экспедитором транспортной накладной нормами гражданского законодательства прямо не установлена.

В то же время согласно пункту 1 статьи 801 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

При этом договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

Читайте также:  Сокращение штата работников в декретном отпуске

Следовательно, организуя перевозку грузов, экспедитор заключает договор перевозки с соответствующим перевозчиком.

В соответствии с пунктом 2 статьи 785 ГК РФ заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – УАТ) заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем.

Пунктом 2 данной статьи установлено, что форма и порядок заполнения транспортной накладной устанавливаются правилами перевозок грузов.

Действующая в настоящее время форма транспортной накладной утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272.

Этим же Постановлением утверждены Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (далее – Правила перевозок).

Пунктом 6 Правил перевозок установлено, что заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза) по форме согласно приложению № 4 к данным Правилам.

Таким образом, поскольку при организации доставки товара экспедитор заключает с перевозчиками договоры перевозки, должны составляться транспортные накладные.

Исходя из вышеизложенного, для подтверждения правомерности учета расходов на доставку товаров, организованную экспедитором, при исчислении налогооблагаемой прибыли организации – заказчику экспедиторских услуг необходима транспортная накладная.

Аналогичная позиция содержится в Письме УФНС России по г. Москве от 17.10.2012 № 16-15/099196@ и Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2014 № 09АП-47523/2013 по делу № А40-131014/13.

Хотите быть в курсе актуальных изменений — подпишитесь на рассылку

Между организацией (заказчик) и индивидуальным предпринимателем (исполнитель) заключен договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг. В соответствии с условиями данного договора исполнитель обязуется организовать перевозку грузов заказчика самостоятельно либо с привлечением третьих лиц. Какими обязательными первичными документами должны быть подтверждены расходы по рассматриваемому договору для их отражения в бухгалтерском и налоговом учете заказчика?

По согласованию с Вами в рамках ответа на данный вопрос мы исходим из условия, что рассматриваемый договор является транспортно-экспедиционным с элементами посреднического.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В рамках договора на оказание транспортно-экспедиционных услуг заказчик оформляет только поручение экспедитору.

Экспедитор оформляет следующие документы:

экспедиторскую расписку (а также складскую расписку, если экспедитор принимает груз клиента на складское хранение);

акт об оказании услуг или отчет экспедитора (если его составление предусмотрено договором транспортной экспедиции).

По факту оказания транспортно-экспедиторских услуг у заказчика и у экспедитора должен быть следующий пакет документов (с учетом требований налоговых органов для подтверждения затрат на перевозку):

один экземпляр поручения экспедитору;

один экземпляр экспедиторской расписки (или складской расписки, если экспедитор принимал груз на складское хранение);

один экземпляр акта об оказании услуг или отчета экспедитора (если их составление предусмотрено договором).

Обоснование вывода:

В соответствии с п. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции) определяется постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554 "Об утверждении правил транспортно-экспедиционной деятельности" (далее — Правила N 554), ст. 2 Федерального закона РФ от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее — Закон N 87-ФЗ).

Экспедиторские документы составляются в письменной форме. Порядок оформления и формы экспедиторских документов утверждены приказом Минтранса России от 11.02.2008 N 23 (далее — Порядок N 23) (п. 7 Правил N 554).

Следует отметить, что согласно п. 5 Правил N 554 экспедиторскими документами являются:

  • поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции).

Согласно п. 8, 9 Правил N 554 для оказания транспортно-экспедиционных услуг клиентом выдается заполненное и подписанное им поручение экспедитору. Экспедитор рассматривает поручение экспедитору в сроки, определенные в договоре транспортной экспедиции, и направляет его клиенту с отметкой о согласовании либо с отказом в согласовании подлежащих оказанию транспортно-экспедиционных услуг с указанием причин отказа;

  • экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя).

Экспедиторская расписка выдается экспедитором клиенту при приеме груза и предоставляет экспедитору право владения грузом до момента передачи груза клиенту либо указанному им грузополучателю по окончании перевозки (п. 12 Правил N 554). Бланк "Экспедиторская расписка" заполняется в двух экземплярах (оригинал вручается грузоотправителю или клиенту) (п. 28 Правил N 554);

  • складская расписка (оформляется в случае, если экспедитор принимает груз клиента на складское хранение, и подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение — п. 3 Правил N 554).

Форма поручения экспедитора приведена в приложении N 1 к Порядку N 23, форма поручения экспедитору приведена в приложении N 2 к Порядку N 23, экспедиторская расписка приведена в приложении N 3 к Порядку N 23.

Следовательно, оформление экспедиторской расписки и поручения экспедитору по договору транспортной экспедиции, а также складской расписки, если экспедитор принимает груз клиента на складское хранение, является обязательным с точки зрения законодательства РФ. Форма данных документов закреплена в приложениях N 1-3 к Порядку N 23 (смотрите также постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2015 N 11АП-9291/15, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2016 N 07АП-7623/16, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2016 N 15АП-6666/16, а также письмо Минфина России от 31.03.2017 N 03-03-06/1/18858).

При этом в рамках исполнения договора на оказание транспортно-экспедиционных услуг могут быть оформлены и иные документы.

Так, в соответствии с п. 15 Правил N 554 по требованию клиента (заказчика) экспедитор предоставляет ему следующую информацию:

полное фирменное наименование и место нахождения (для юридического лица), имя и место жительства (для индивидуального предпринимателя);

сведения о подтверждении соответствия транспортно-экспедиционных услуг установленным требованиям;

перечень транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором, и их стоимость;

сведения о форме и порядке оплаты транспортно-экспедиционных услуг;

сведения о тарифах на перевозку грузов различными видами транспорта, о правилах и об условиях выполнения таких перевозок;

другие сведения, относящиеся к организации и осуществлению перевозки конкретных видов груза различными видами транспорта.

Следует обратить внимание, что согласно п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актам.

Читайте также:  Селфи с паспортом и пропиской

Отметим, что нормами ГК РФ, Закона N 87-ФЗ, Правил N 554, Порядка N 23 не предусмотрена обязанность оформления (составления) иных документов, помимо экспедиторских документов, рассмотренных нами ранее. Однако сторонами договора транспортной экспедиции может быть определена возможность использования экспедиторских документов, прямо не поименованных в Правилах (п. 6 Правил N 554).

На практике в рамках договора транспортной экспедиции могут оформляться такие документы, как заказ на перевозку, акты сдачи-приемки оказанных услуг или отчеты экспедитора. Однако составление таких документов необходимо предусмотреть в договоре транспортной экспедиции.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, в рамках договора транспортной экспедиции заказчик оформляет только поручение экспедитору.

Экспедитор, в свою очередь, оформляет следующие документы:

экспедиторскую расписку (а также складскую расписку, если экспедитор принимает груз клиента на складское хранение);

акт об оказании услуг или отчет экспедитора (если его составление предусмотрено договором транспортной экспедиции).

По факту оказания транспортно-экспедиторских услуг у заказчика и у экспедитора должен быть следующий пакет документов (с учетом требований налоговых органов для подтверждения затрат на перевозку):

один экземпляр поручения экспедитору;

один экземпляр экспедиторской расписки (или складской расписки, если экспедитор принимал груз на складское хранение);

один экземпляр акта об оказании услуг или отчета экспедитора 1 (если их составление предусмотрено договором).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Галимарданова Юлия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

1. Отчет экспедитора — Унифицированная форма N МХ-21

Для того чтобы расходы на доставку товаров, материалов, на служебные поездки можно было учесть в расходах при начислении налога на прибыль, необходимы первичные документы. О том, какие документы понадобятся в различных ситуациях, нам рассказывает специалист Минфина.

— Александра Сергеевна, организация закупает материалы и доставляет их от продавца сама на своем транспорте. Какой документ будет подтверждать расходы на доставку в целях исчисления налога на прибыль? Правильно ли мы понимаем, что транспортная накладная не нужна?

— Да. Если для доставки купленных материалов (товаров) организация использует свой транспорт, то оформлять транспортную накладную нет необходимости. Ведь она является подтверждением заключения договора перевозки.

А поскольку в рассматриваемой ситуации такой договор не заключается, то для подтверждения транспортных расходов будет достаточно оформить путевой лист, который должен содержать все обязательные реквизиты, установленные Приказом Минтранса.

На основании этого путевого листа или отчета электронной системы контроля пробега (пробега и расхода топлива) можно будет учесть расходы на приобретение горюче-смазочных материалов.

— По договору стоимость доставки товаров включена в цену товара. И доставляет товар поставщик на своем транспорте. Никакие документы по расходам на доставку поставщик не выдает. В ТОРГ-12 стоимость доставки отдельно не выделена.

Получается, что у покупателя в этом случае будет только накладная ТОРГ-12, подтверждающая покупку товара, и все?

— Да. Если стоимость доставки товара отдельно не выделяется (то есть включена в стоимость товара), то транспортную накладную оформлять не нужно, так как покупатель не заключает договор перевозки и не оплачивает отдельно транспортные расходы.

В рассматриваемом случае для оприходования и отражения в налоговом учете стоимости приобретенных товаров может служить надлежащим образом оформленная товарная накладная. Ее можно оформлять либо по форме № ТОРГ-12, либо по форме, которую организация разработала самостоятельно и утвердила в приказе об учетной политике.

— В договоре стоимость доставки товаров выделена отдельно. Доставляет товар поставщик. Какой документ будет подтверждать расходы на доставку в налоговых целях?

Если поставщик оформил только товарно-транспортную накладную (форма № 1-Т, далее — ТТН), этого документа достаточно для учета транспортных расходов (и стоимости товаров)?

Или же обязательно должна быть именно транспортная накладная (далее — ТН) и без нее расходы на доставку учесть не получится?

— Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Груз, на который не оформлена ТН, перевозчиком для перевозки не принимается. Таким образом, ТН является первичным документом, подтверждающим расходы на перевозку. Такой позиции придерживается и Минфин, и ФНС.

В то же время сейчас по-прежнему применяется и ТТН. Поэтому для учета затрат на транспортные услуги сторонних организаций по доставке товаров в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, достаточно иметь любую надлежаще оформленную накладную — либо ТН, либо ТТН. Такая позиция высказывалась ФНС в 2012 г. и была согласована с Минфином.

— Организация для доставки товара от поставщика заключила договор с экспедитором. ТОРГ-12 на приобретение товара имеется. Однако ни ТТН, ни ТН экспедитор не оформляет и покупателю не выдает.

Можно ли учесть затраты на доставку в расходах по прибыли только на основании экспедиторских документов?

— Если в целях доставки товаров заключается договор транспортной экспедиции, то документами, подтверждающими оказание услуг по такому договору для целей налогообложения прибыли, будут любые документы, которые подтверждают фактическое выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, а также экспедиторские документы.

В частности, это могут быть:

  • экспедиторская расписка, в которой отражены данные о грузоотправителе, грузополучателе и о товаре;
  • акт оказанных услуг;
  • отчет экспедитора.

В этом случае оформлять транспортную накладную не нужно.

— По договору с поставщиком организация доставляет товар за свой счет (самовывозом). На приобретение есть накладные ТОРГ-12. А вот доставляли товар работники организации на своих автомобилях. Деньги за доставку перевели физлицам на их банковские карты.

Какими документами подтвердить перевозку товара со склада поставщика на склад покупателя? Подойдет ли акт оказания физлицами услуг по доставке товара?

— Все зависит от того, как оформлены отношения с работниками.

Если с работниками заключены договоры на оказание услуг по доставке товара (ГПД), тогда транспортные расходы можно учесть при исчислении налога на прибыль как прочие на основании актов оказанных услуг. При этом стоимость перевозки может быть учтена полностью. Полагаю, что стоимость бензина следует включить в общую стоимость услуги, указанную в договоре, а не компенсировать отдельно.

Если же работники доставляли товары на личном транспорте, который они используют в служебных целях, тогда в расходах по прибыли можно учесть только компенсацию в сумме, не превышающей в месяц норматив — 1200 или 1500 руб. в зависимости от объема двигателя легкового автомобиля. Причем эта сумма уже включает в себя расходы на ГСМ.

Читайте также:  Отзыв на исковое заявление сроки подачи

— Организация занимается перевозкой грузов. В некоторых путевых листах нет штампа и подписи медицинского работника. Как мы полагаем, отсутствие сведений о медосмотре не влияет на величину и обоснованность транспортных расходов.

Можно ли на основании таких листов учесть в расходах затраты на ГСМ? Не снимут ли налоговые органы расходы на ГСМ по таким путевым листам на том основании, что они оформлены с нарушением?

— Путевые листы должны содержать все обязательные реквизиты, установленные Приказом Минтранса № 152. В этом документе определено, что обязательными реквизитами путевого листа являются сведения о водителе. Они включают, в частности, дату (число, месяц и год) и время (часы и минуты) проведения медосмотра.

При этом Порядком проведения медосмотров предусмотрено, что в случае вынесения медицинского заключения медицинский работник, проводивший медосмотр, на путевых листах ставит штамп «Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» или «Прошел послерейсовый медицинский осмотр», а также свою подпись.

Эти сведения являются обязательным реквизитом путевых листов. Поэтому в путевых листах обязательно должны быть дата и время проведения медосмотра за подписью медицинского работника.

В целях исчисления налога на прибыль расходы должны быть подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. То есть первичные документы должны содержать все необходимые обязательные реквизиты.

В связи с этим вполне вероятно, что налоговые органы могут исключить из расходов затраты на ГСМ по тем путевым листам, которые оформлены с нарушением.

— Указание в путевом листе маршрута следования в составе обязательных реквизитов Приказом Минтранса № 152 не предусмотрено. Однако ИФНС при проверке требует, чтобы маршрут был обязательно указан. Она считает, что формулировка «по городу» без указания конкретных адресов не позволяет обосновать производственный характер поездки. И, как следствие, исключает сумму ГСМ по таким путевым листам из расходов.

Нужно ли в путевом листе указывать маршрут следования для того, чтобы можно было учесть ГСМ в расходах по прибыли?

— Действительно, в Приказе Минтранса № 152 среди обязательных для заполнения путевого листа реквизитов маршрут следования не указан. При этом организация вправе разработать собственную форму путевого листа. Но в ней должны быть обязательные реквизиты, установленные Приказом № 152. В связи с этим полагаю, что формально указание в путевом листе конкретного маршрута на данный момент не является обязательным для подтверждения понесенных расходов на ГСМ, так как этот реквизит не включен Минтрансом в соответствующий перечень.

В то же время при разработке собственной формы путевого листа ее можно дополнить таким реквизитом, как маршрут следования. И, в принципе, формулировки «по городу» должно быть достаточно для учета ГСМ в расходах. Однако в таком случае есть риск претензий со стороны налоговых органов. Например, в одном споре суд согласился с инспекцией, что отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля работниками организации в служебных целях. Поэтому во избежание судебных разбирательств в путевом листе лучше прописывать маршрут следования.

— Организация выплачивает своим работникам компенсацию за использование личных автомобилей в служебных целях. Нужно ли в этом случае оформлять путевые листы? Или же для учета в налоговых расходах этой компенсации вполне достаточно приказа руководителя, где установлены размеры компенсации, и должностной инструкции, подтверждающей разъездной характер работы?

— В настоящее время законодательством в области оказания транспортных услуг не предусмотрено оформление путевых листов при использовании личных автомобилей работников для служебных поездок.

При этом согласно Постановлению Госкомстата России № 78 путевой лист легкового автомобиля является первичным документом по учету работы легкового автотранспорта организации и основанием для начисления заработной платы водителю.

Таким образом, на мой взгляд, для личных автомобилей, используемых в служебных целях, оформление путевых листов не является обязательным.

Для учета расходов на выплату компенсаций работникам за использование автомобиля следует иметь такие документы:

  • должностную инструкцию работника, подтверждающую разъездной характер работы;
  • письменное соглашение между работником и организацией, заключенное к трудовому договору;
  • ПТС на легковой автомобиль и свидетельство о регистрации транспортного средства;
  • приказ руководителя о выплате компенсации.

— Организация занимается перепродажей товаров. Некоторые налоговые инспекции считают, что транспортные расходы на доставку товаров до покупателей и на перевозку уже оприходованных товаров с одного своего склада на другой являются прямыми расходами.

Однако Минфин ранее разъяснял, что эти расходы можно учесть как косвенные. Не изменилась ли позиция Минфина? Как все-таки правильно учитывать эти расходы?

— Нет, по этому вопросу позиция ведомства не изменилась.

На данный момент также актуально мнение, что к прямым расходам относятся расходы на доставку приобретенного товара до склада организации, если эти расходы по условиям договора не включены в цену покупки.

При этом расходы на доставку покупных товаров уже после оприходования их на склад (в связи с перемещением до нового склада) относятся к косвенным расходам.

— Организация занимается оптовой торговлей. Есть товары, которые она доставляет со склада своего поставщика сразу на склад покупателя (транзитная доставка).

Как правильно учесть расходы на такую доставку — как косвенные или как прямые?

— По нормам НК к прямым расходам у торговых организаций относятся только:

  • стоимость приобретения реализованных товаров;
  • расходы на доставку покупных товаров до своего склада (если они не включены в цену приобретения).

Расходы на транзитную доставку товаров не относятся к расходам на доставку покупных товаров до склада налогоплательщика. Ведь при транзитной доставке товаров покупателям напрямую со склада поставщика эти товары на склад самой организации-продавца не доставляются.

Как следствие, расходы на транзитную доставку не подлежат распределению согласно правилам, установленным ст. 320 НК РФ, а учитываются в составе косвенных расходов соответствующего периода.

Новостная рассылка для бухгалтера

Ежедневно мы отбираем важные для работы бухгалтера новости, экономя ваше время.

Получайте бесплатную рассылку бухгалтерских новостей на электронную почту.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector