Судебная экспертиза в административном процессе

Кодекс административного судопроизводства закрепил право участвующих в деле лиц подать в суд ходатайство об экспертизе по административному делу. Принцип подачи заявлений и виды схожи с экспертизами по гражданским делам. И назначается такое исследование тогда, когда требуются специальные познания и уполномочен ответить на вопросы эксперт (один или несколько).

Помочь определиться с видом экспертизы может изучение Закона от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ, а также обзора Президиума Верховного Суда РФ 14.12.2011 г., которые по аналогии применимы и к делам административного судопроизводства.

По собственной инициативе суд может назначить экспертизу в случаях, если проведение такой экспертизы предусмотрено законом, проверяется факт фальсификации доказательства, требуется проведение повторной или дополнительной экспертиз, проведение экспертизы необходимо в связи с выявленными в ходе административного разбирательства обстоятельствами и представленными доказательствами. Специфика экспертизы по административному делу – в особенностях административного судопроизводства. Но не в правилах назначения и проведения.

Ходатайство об экспертизе по административному делу

Пример ходатайства об экспертизе по административному делу

Ходатайство об экспертизе по административному делу

В производстве Дзержинского районного суда г. Волгограда находится административное дело № 5а-134/2021 по административному иску, поданному мной к ГУ МВД России по Волгоградской области о признании незаконным решения об аннулировании вида на жительство РФ. Административный ответчик в ходе рассмотрения дела заявил ходатайство о пропуске специального срока обращения в суд по данному административному делу (ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»). В качестве аргумента предоставлен оригинал уведомления с подписью от моего имени о получении экземпляра лично.

В настоящее время для удовлетворения судом заявления о восстановлении срока по административным делам требуется проведение почерковедческой экспертизы, так как в предоставленном уведомлении подпись не моя. Поскольку пропуск срока обращения в суд приведет к отказу в удовлетворении административных исковых требований, для доказательств факта соблюдения срока необходимо использование специальных знаний.

В рамках почерковедческой экспертизы на разрешение эксперта полагаю необходимым поставить следующие вопросы:

  1. Выполнена ли подпись и запись о получившем уведомление лице административным истцом;
  2. Выполнены ли записи в необычной обстановке или намеренным изменением почерка;

Поручить проведение судебной экспертизы прошу ООО «СудЭксперт+», оплату судебных расходов возложить на заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 77 КАС РФ,

  1. Назначить почерковедческую экспертизу в рамках административного дела, на разрешение которой поставить вышеперечисленные вопросы.

11.04.2021 г. Якубов В.В.

Как составить ходатайство об экспертизе по административному делу

Исходя из общих требований составления заявлений в суд, в ходатайстве об экспертизе по административному делу необходимо указать:

  • необходимость и цель проведения экспертизы, какие обстоятельства, подлежащие доказыванию в рамках дела, она установит;
  • перечень вопросов для эксперта. Рекомендуем обратиться к статье «заявление на проведение экспертизы» и заявлениям на назначение отдельных видов экспертиз по гражданским делам, использовав размещенные примеры с учетом специфики дела административного судопроизводства;
  • возложение оплаты судебных расходов по административному делу в части проведения экспертизы на заявителя;
  • наименование конкретной экспертной организации, эксперта, которому по мнению заявителя надлежит поручить проведение экспертизы.

Рассмотрение ходатайства об экспертизе по административному делу

Ходатайство об экспертизе рассматривается в судебном заседании. Суд обязательно исследует необходимость проведения экспертизы, предложит обосновать выбор ее вида. Возражения на ходатайство участников процесса принимаются либо в письменном виде, либо заносятся в протокол.

Все участники процесса вправе предложить сформулировать для эксперта дополнительные вопросы, просить исключить какие-то предложенные вопросы (и возражение, и включение/исключение вопросов должны быть мотивированны). Конкретному эксперту может быть заявлен отвод.

Решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении ходатайства, окончательный перечень вопросов оформляется определением суда, на которое может быть подана частная жалоба. Отказ в проведении экспертизы может быть использован в качестве аргумента для обжалования по административным делам.

Эксперт не вправе сам собирать документы для проведения экспертизы, поэтому при наличии каких-либо материалов у заявителя еще на стадии составления ходатайства об экспертизе по административному делу желательно данные материалы приобщить к материалам административного дела.

1. В случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

2. Суд может назначить экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе. Экспертиза может быть назначена по инициативе суда, если экспертиза предусмотрена законом или ее проведение необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства, либо если требуется проведение дополнительной или повторной экспертизы, либо если проведение экспертизы необходимо в связи с выявленными обстоятельствами административного дела и представленными доказательствами.

3. Лица, участвующие в деле, вправе предложить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы. Окончательный круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, и их содержание определяются судом. Отклонение судом вопросов, предложенных лицами, участвующими в деле, должно быть мотивировано в определении суда о назначении экспертизы.

Читайте также:  Как призваться на военную службу женщине

4. Лица, участвующие в деле, вправе:

1) ходатайствовать о проведении экспертизы в конкретном экспертном учреждении или о привлечении в качестве экспертов предложенных ими лиц;

2) формулировать вопросы для эксперта;

3) знакомиться с определением суда о назначении экспертизы;

4) ходатайствовать о внесении в определение дополнительных вопросов, которые необходимо поставить перед экспертом;

5) давать объяснения эксперту;

6) знакомиться с заключением эксперта или сообщением о невозможности дать заключение;

7) ходатайствовать о проведении дополнительной, повторной, комплексной или комиссионной экспертизы.

5. В случае уклонения стороны от участия в экспертизе, непредставления экспертам необходимых документов и материалов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам административного дела без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для данной стороны экспертиза имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.

6. На время проведения экспертизы производство по административному делу может быть приостановлено.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 77 КАС РФ

1. Заключение эксперта — один из известных видов доказательств. Все процессуальные кодексы содержат единый подход к заключению эксперта как форме использования специальных познаний в процессе судебного разбирательства. В случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу. Под специальными знаниями понимаются знания в любой области науки, техники, искусства, ремесла — везде, кроме права. Принято обоснованно считать, что судья должен быть специалистом в области права, поэтому в этой сфере ему не может быть нужна помощь. Однако в свое время ВАС РФ предусмотрел возможность проведения и экспертизы в области права. В ГПК, а следом и в КАС не предусматривается возможность проведения экспертизы по правовым вопросам, а также по правовым последствиям оценки доказательств по делу.

Наиболее частыми являются почерковедческие, товароведческие, строительно-технические, судебно-медицинские, судебно-психиатрические, психологические экспертизы и т.д..

Суд назначает экспертизу, проведение которой может быть поручено экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

2. Инициаторами проведения экспертизы могут быть суд, но чаще всего лица, участвующие в деле. Указанные лица подают ходатайство о назначении экспертизы по делу. Суд рассматривает данное ходатайство.

Экспертиза может быть назначена по инициативе суда в случаях, предусмотренных в ч. 2 комментируемой статьи:

— проведение экспертизы предусмотрено законом;

— проведение экспертизы необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства;

— требуется проведение дополнительной или повторной экспертизы;

— проведение экспертизы необходимо в связи с выявленными обстоятельствами административного дела и представленными доказательствами. К примеру, у сторон спора отсутствует оригинал договора купли-продажи автомобиля, но у каждого на руках имеются копии договора, противоречащие друг другу.

Перечень оснований для назначения экспертизы по инициативе суда сформулирован как исчерпывающий, но относительная неопределенность последнего из указанных оснований дает массу возможных вариантов для назначения экспертизы по инициативе суда.

Для назначения экспертизы по инициативе суда достаточного одного из перечисленных обстоятельств.

3. Назначение экспертизы сопровождается составлением вопросов, на которые необходимо получить ответы при проведении экспертизы. В силу состязательности процесса лица, участвующие в деле, вправе предложить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы. В связи с тем, что суд отвечает за определение обстоятельств, входящих в предмет доказывания, окончательный круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, и их содержание определяются судом.

Как разъяснил Пленум ВС РФ, "на разрешение экспертизы могут быть поставлены только те вопросы, которые требуют специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства и ремесла. Недопустима постановка перед экспертом (экспертами) вопросов правового характера, разрешение которых относится к компетенции суда" (абзац второй п. 13 Постановления Пленума ВС РФ "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству").

При формировании окончательного списка вопросов суд вправе отклонить вопросы, предложенные лицами, участвующими в деле. Отклонение вопросов может быть связано с тем, что они носят правовой характер, предполагают оценку выявленных фактов с правовой позиции, не относятся к делу, выходят за границы назначаемого вида экспертизы и пр. Отклоняя вопросы, предложенные лицами, участвующими в деле, суд мотивирует свои действия, что должно быть отражено в определении о назначении экспертизы.

4. Поскольку лица, участвующие в деле, призваны играть активную роль в собирании и исследовании доказательств, они наделены широкими правами по проведению экспертизы. В ч. 4 комментируемой статьи приводится примерный перечень прав лиц, участвующих в деле:

1) ходатайствовать о проведении экспертизы в конкретном экспертном учреждении или о привлечении в качестве экспертов предложенных ими лиц;

2) формулировать вопросы для эксперта;

3) знакомиться с определением суда о назначении экспертизы;

4) ходатайствовать о внесении в определение дополнительных вопросов, которые необходимо поставить перед экспертом;

5) давать объяснения эксперту;

6) знакомиться с заключением эксперта или сообщением о невозможности дать заключение;

7) ходатайствовать о проведении дополнительной, повторной, комплексной или комиссионной экспертизы.

Можно добавить, что лица, участвующие в деле, вправе присутствовать при проведении экспертизы (ч. 3 ст. 79 КАС).

Читайте также:  Иждивенец студент до скольки лет

5. КАС вслед за ГПК повторяет норму о последствиях уклонения стороны от участия в экспертизе. Часть 5 комментируемой статьи предусматривает несколько возможных случаев уклонения стороны от участия в экспертизе:

— собственно уклонение стороны от участия в экспертизе;

— непредставление экспертам необходимых документов и материалов для исследования;

— иные случаи, если по обстоятельствам административного дела без участия этой стороны экспертизу провести невозможно.

В зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое значение имеет экспертиза для данной стороны, суд вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым. В итоге соответствующий факт не надо доказывать. Отметим, что применение данных последствий является правом, но не обязанностью суда.

6. Проведение экспертизы может занимать длительное время, иногда до полугода. В связи с этим проведение экспертизы является факультативным основанием для приостановления производства по делу. Если проведение экспертизы не потребует значительного времени, то возможно отложение судебного заседания.

обед с 12.00 до 12.48

прием заявлений не осуществляется

прием заявлений не осуществляется

График личного приема граждан в Славгородском городском суде Алтайского края

Председатель суда Косых Сергей Иванович (2 этаж кабинет № 28)

Архив суда (через заместителя начальника отдела делопроизводства и судопроизводства Черкасову Ирину Юрьевну (2 этаж кабинет № 26)

с 8.00 до 12.00с 12.48 до 17.00

с 8.00 до 12.00с 12.48 до 17.00

с 8.00 до 12.00с 12.48 до 17.00

с 8.00 до 12.00с 12.48 до 16.00

по делам об административных правонарушениях

Понятие «экспертиза» (эксперт от лат. expertus — знающий по опыту, опытный, испытанный, проверенный) широко используется для обозначения исследований, требующих использования профессиональных знаний. Результаты экспертизы получаются опытным путем с помощью экспертных методик.

Экспертизы производятся практически во всех сферах человеческой деятельности. Любая экспертиза представляет собой исследование данного рода объектов и производится в соответствии с правилами, определяемыми спецификой ее предмета и кругом необходимых для производства экспертизы сведений из конкретных областей науки и техники.

Судебная экспертиза — это отличная от других специфическая разновидность экспертиз, обладающих особым статусом. Сходство ее с экспертизами в других сферах человеческой деятельности заключается в том, что она является исследованием, основанным на использовании специальных знаний. Однако далеко не любое исследование может именоваться судебной экспертизой, поскольку эти экспертизы выполняются в ходе судебного исследования по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях.

Основания и порядок назначения судебных экспертиз по делам об административных правонарушениях определяется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях , а также Федеральным законом от 31 мая 2001г. №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Данные нормативные акты устанавливают права и ответственность лиц, принимавших участие в производстве судебной экспертизы, их правоотношения, содержание составляемых при этом основных процессуальных документов, регламентируют и другие вопросы, связанные с порядком назначения и производства экспертизы.

Согласно ст. 26.4 КоАП РФ, в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных знаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы.

Судебная экспертиза может быть назначена на любой стадии производства по делу об административном правонарушении: при возбуждении дела, в процессе подготовки его к рассмотрению и в ходе самого рассмотрения.

Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы (ч. 1 ст. 26.4 КоАП РФ). Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных знаний эксперта.

Согласно Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 25.05.2006 №12 , от 11.11.2008 №23 , от 10.06.2010 №13 , от 09.02.2012 №3 ) определение о назначении экспертизы может быть вынесено как по инициативе судьи, так и на основании ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшего, прокурора, защитника.

При решении вопроса о назначении экспертизы по делу об административном правонарушении с учетом объема и содержания прав, предоставленных потерпевшему и лицу, в отношении которого ведется производство по делу ( ч. 1 ст. 25.1 , ч. 2 ст. 25.2 , ч.4 ст.26.4 КоАП РФ), необходимо выяснить у названных участников производства по делу их мнение о кандидатуре эксперта, экспертного учреждения и о вопросах, которые должны быть разрешены экспертом.

Часть 2 ст. 26.4 КоАП РФ определяет содержание определения как правового документа. Признав необходимым производство по делу экспертизы, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы, которое является процессуальным основанием для ее проведения. Законодатель сформулировал требования к содержанию определения, однако перечень необходимых сведений, которые должны быть указаны, не является исчерпывающим. На практике такой документ обычно состоит из трех частей: вводной, описательной, резолютивной.

Во вводной части указывается место и дата составления определения, данные о лице или органе, его вынесшем, данные о лице, в отношении которого ведется производство по делу, статья нормативного акта, по которой возбуждено дело об административном правонарушении.

В описательной части кратко излагается фабула дела, обстоятельства, в связи с которыми возникла потребность в специальных познаниях и назначении экспертизы. Могут быть указаны также представляющие интерес для эксперта особенности объекта исследования, которые способны вызвать его изменение (например, по делу о нарушении правил проведения ремонта и содержания дорог — особенности транспортировки материалов для дорожного покрытия).

В резолютивной части определения указывается род или вид экспертизы, формулируются вопросы, выносимые на разрешение эксперта, назначается эксперт или определяется экспертное учреждение, сотрудникам которого поручено производство экспертизы. В резолютивной части определения приводится также перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта. Такими материалами являются объекты экспертного исследования, образцы, необходимые для проведения сравнительных исследований, протоколы и другие документы, содержащие сведения, необходимые эксперту для производства исследований и дачи заключения. Если на экспертизу представлены вещественные доказательства, то они должны быть внимательно осмотрены, сфотографированы либо зафиксированы иным способом, подробно описаны в протоколе об административном правонарушении или в ином предусмотренном КоАП РФ протоколе и приобщены к делу.

В определении о назначении экспертизы эксперту должны быть разъяснены его права и обязанности, он также должен быть предупрежден об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения ( статья 17.9 КоАП РФ). В определении дается ссылка на ст. 25.9 КоАП РФ, устанавливающую полномочия эксперта.

До направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, защитника и представителя, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта. Указанные требования закона направлены на обеспечение прав лиц, участвующих в производстве по делу, объективности и качества экспертного заключения.

В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения (ч.1 ст. 25.9 КоАП РФ).

В силу ч. 5 ст. 26.4 КоАП РФ эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом вопросы и сделаны выводы.

Процессуальные обязанности эксперта установлены в ч.2 ст. 25.9 КоАП РФ:

1) явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;

2) дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемые объяснения в связи с содержанием заключения.

Эксперт имеет право отказаться от дачи заключения, если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных познаний или если предоставленных ему материалов недостаточно для дачи заключения.

В силу ч. 5 ст. 25.9.КоАП РФ, эксперт вправе:

1) знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;

2) с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;

3) указывать в своем заключении имеющие значение для дела обстоятельства, которые установлены при проведении экспертизы и по поводу которых ему не были поставлены вопросы.

Согласно ч.6 ст. 26.4 КоАП РФ, учитывая, что заключение эксперта является видом доказательств, а судья, орган, должностное лицо оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению и никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (ст. 26.11 КоАП РФ) , в данной части статьи подчеркивается, что заключение эксперта не является обязательным для лица, рассматривающего дело. Однако несогласие с заключением должно быть мотивировано.

По делу об административном правонарушении, особенно если дело связано с нарушением таможенного, природоохранного законодательства и т.п., возможно производство экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении в соответствии с правилами, установленными Федеральным законом от 31 мая 2001г. №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Практика назначения и производства экспертиз по делам об административных правонарушениях в последние годы быстро развивается. Анализ этой практики показывает, что наиболее часто экспертизы назначаются по делам, связанным с нарушением правил и норм, действующих в промышленности, строительстве и энергетике; правил безопасности на транспорте; правонарушениями в области таможенного дела, в области охраны окружающей среды; нарушением Правил дорожного движения (в случае причинения материального вреда или легкого вреда здоровью потерпевшего); нарушением требований пожарной безопасности, и по другим делам.

Назначение экспертизы по делам об административных правонарушениях версия для печати

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector