Сроки выездной проверки фсс

Выездные и камеральные проверки

Исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации осуществляют контроль за соблюдением страхователями законо­дательства по обязательному социальному страхованию и обязательному со­циальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профес­сиональных заболеваний в части правильности исчисления, полноты и свое­временности уплаты (перечисления) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также расходования этих средств страхователями.

Также законодательством предусмотрен контроль исполнительными органами Фонда за выполнением банками обязанностей по предоставлению сведений об открытии (закрытии) страхователями счетов или изменении рек­визитов счета.

Контроль проводится посредством выездных и камеральных проверок.

Камеральная проверка проводится по месту нахождения исполнитель­ного органа Фонда на основе представленной страхователями отчетности и других документов о деятельности страхователя.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами исполнительного органа Фонда без какого-либо специального реше­ния руководителя исполнительного органа Фонда в период трех месяцев со дня представления страхователем отчетности.

Если камеральной проверкой выявлены ошибки в отчетности и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных доку­ментах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных страхова­телем, сведениям, содержащимися в документах, имеющихся у исполнитель­ного органа Фонда, и полученным в ходе контроля, об этом сообщается стра­хователю с требованием представить в течение 5 дней необходимые поясне­ния или внести соответствующие исправления.

На этом основании страхователь имеет право дополнительно предста­вить в исполнительный орган Фонда выписки из регистров бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, вне­сенных в отчетность.

Должностное лицо, проводившее камеральную проверку, обязано рас­смотреть представленные страхователем пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений страхователя исполнительный орган Фонда установит факт со­вершения правонарушения, предусмотренного законодательством, должно­стное лицо, проводившее камеральную проверку, обязано составить акт ка­меральной проверки. При отсутствии правонарушений акт камеральной про­верки не составляется и о результатах камеральной проверки страхователю не сообщается.

Выездные проверки страхователей проводятся на основании ежеквар­тально разрабатываемых планов проверок. Кроме того проверки могут про­водится на основании ежегодно разрабатываемых планов совместных прове­рок с Пенсионным Фондом Российской Федерации.

Выездная проверка страхователя проводится на территории (в помеще­нии) страхователя на основании решения руководителя исполнительного ор­гана Фонда. В случае, если у страхователя отсутствует возможность предос­тавить помещение для проведения выездной проверки, выездная проверка может проводиться по месту нахождения исполнительного органа Фонда.

Решение о проведении выездной проверки выносится по месту нахож­дения страхователя. Выездная проверка обособленного подразделения юри­дического лица проводится по месту нахождения обособленного подразделе­ния.

В рамках выездной проверки может быть проверен период, не превы­шающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в ко­тором вынесено решение о проведении выездной проверки.

Выездная проверка страхователя проводится исполнительным органом Фонда не чаще, чем один раз в три года и не может продолжаться более двух месяцев. При проведении выездной проверки обособленного подразделения, срок проверки не может превышать один месяц.

Выездная проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или лик­видацией страхователя может проводиться независимо от времени проведе­ния предыдущей проверки, при этом проверяется период не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Срок проведения выездной проверки по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материн­ством исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Оформление результатов выездных и камеральных проверок

В случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной про­верки не позднее чем в течение рабочих 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки должностными лицами исполнитель­ного органа Фонда, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки.

По результатам выездной проверки в течение двух месяцев со дня со­ставления справки о проведенной выездной проверке должностными лицами исполнительного органа Фонда, проводившими проверку, должен быть со­ставлен акт проверки.

Акт проверки в течение пяти рабочих дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), под расписку или передан иным спо­собом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его уполномоченным представителем). В случае, если лицо, в отношении кото­рого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), уклоняется от получения акта проверки, этот факт отражается в акте проверки и указан­ный акт направляется по почте заказным письмом по месту нахождения ор­ганизации (обособленного подразделения) или месту жительства физическо­го лица. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом да­той вручения этого акта считается шестой рабочий день, считая с даты от­правки заказного письма.

Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномочен­ный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 рабочих дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указан­ному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом страхова­тель вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в исполнительный органа Фонда документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были вы­явлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) исполнительного органа Фонда, проводившего проверку, и решение по ним должно быть при­нято в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока предоставления стра­хователем возражений. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Страхователь в обязательном порядке извещается исполнительным ор­ганом Фонда о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участво­вать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении ко­торого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), изве­щенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (за­меститель руководителя) исполнительного органа Фонда выносит решение:

1) о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;

2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение правона­рушения.

Решение о привлечении к ответственности за совершение правонару­шения или решение об отказе в привлечении к ответственности за соверше­ние правонарушения вступает в силу по истечении 10 рабочих дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение.

Копия решения о привлечении к ответственности за совершение пра­вонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за со­вершение правонарушения в течение пяти рабочих дней после дня его выне­сения вручается лицу, в отношении которого вынесено соответствующее ре­шение (его уполномоченному представителю), под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения плательщиком стра­ховых взносов соответствующего решения. Если указанными способами вру­чить указанное решение невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести рабочих дней со дня направления заказного письма.

Читайте также:  Больничный лист после увольнения по собственному желанию

На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которо­го вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение право­нарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за со­вершение правонарушения, страхователю направляется требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафа в случае привлече­ния этого лица к ответственности за совершение правонарушения.

Адрес:
650066, Кемерово
пр-кт Ленина, д. 80а
Схема проезда
Телефоны Режим работы

(384-2) 35-12-22
(384-2) 65-66-95 — факс

"Зарплата", 2008, N 8

Фонд социального страхования вправе проверить деятельность любого работодателя. О правах ревизоров из ФСС РФ и объеме проверочных мероприятий мы расскажем в статье.

Для того чтобы подготовиться к визиту специалистов ФСС РФ, мы советуем бухгалтерам ознакомиться с Методическими указаниями по проведению выездных проверок страхователей, утвержденными Постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 N 81 (далее — Методические указания) .

Документ применяется с 9 июля 2008 г. С этой же даты утрачивают силу Методические указания, утвержденные Постановлением ФСС РФ от 17.03.2004 N 24. — Примеч. ред.

Этот документ предназначен для работников фонда. Однако информация, которая содержится в нем, может быть полезна и бухгалтеру.

Порядку назначения выездных проверок, оформлению акта и принятию мер по результатам проверок посвящен разд. I Методических указаний.

Условия назначения и проведения проверки

Проверки страхователей специалисты ФСС РФ проводят по плану, который составляется ежеквартально. Основные цели контрольного мероприятия следующие (п. 1 Методических указаний):

  • проверка расходования средств на обязательное социальное страхование;
  • проверка начисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности.

Одновременно с проверками по обязательному социальному страхованию могут проводиться и проверки по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 2 Методических указаний).

Условия назначения проверки

Случаи, когда бухгалтеру следует ожидать выездную проверку ФСС РФ, приведены на схеме 1.

Когда выездной проверки не избежать

Выездная проверка может быть назначена, если в ходе камеральной проверки инспекторы обнаружили нарушение порядка начисления и уплаты страховых взносов, расходования средств ФСС РФ или ошибки в заполнении расчетной ведомости (по форме 4-ФСС РФ). Об этом говорится в п. п. 8 и 11 Методических указаний по проведению камеральных проверок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.05.2008 N 110.

Периодичность проведения проверок

Пункт 2 Методических указаний, утвержденных Постановлением ФСС РФ от 17.03.2004 N 24, предписывал специалистам фонда проводить документальные выездные проверки страхователей не реже одного раза в три года. В действующих Методических указаниях такого требования нет. Теперь визит контролеров в организацию зависит от плана, который формируется с учетом обстоятельств, перечисленных выше.

Сроки проведения проверки

Срок проведения проверки определяет руководитель отделения ФСС РФ. При этом он учитывает (п. 2 Методических указаний):

  • объем документов, которые следует проверить;
  • численность сотрудников организации;
  • местонахождение организации.

Если компания не имеет филиалов и представительств, то проверять ее будут не более одного месяца. Проверка каждого филиала или представительства увеличивает срок ревизии, но не более чем на месяц.

Однако по решению управляющего отделением ФСС РФ срок ревизии может быть продлен еще на месяц, а в исключительных случаях — на два месяца (п. 7 Методических указаний). Одно из возможных оснований увеличения срока проверки указано в п. 10 Методических указаний. Так, если компания не может в установленный десятидневный срок представить документы, которые запросили специалисты ФСС РФ, руководитель фонда вправе продлить срок представления документов или отказать в его продлении, о чем составляется отдельный документ (Приложение 7 к Методическим указаниям).

Обратите внимание: руководитель отделения ФСС РФ вправе приостановить проведение проверки.

Примечание. Причины, по которым проверка может быть приостановлена

В каких случаях проверка может быть приостановлена, Методические указания не уточняют. По аналогии со ст. 89 Налогового кодекса можно предположить, что приостановка проверки допустима, например, в случае необходимости:

  • получения от иных лиц документов, содержащих информацию о страхователе;
  • проведения экспертизы;
  • перевода документов на русский язык.

Заметим, что срок, на который ревизия может быть приостановлена, в Методических указаниях также не приводится.

Проверяемые периоды

Проверять правильность расходования средств соцстраха работники фонда могут только за последние три календарных года хозяйственной деятельности организации (предпринимателя), которые предшествовали году вынесения решения о проведении проверки. Так, если специалисты Фонда социального страхования РФ придут к вам с проверкой в текущем году, то в проверяемый период войдут 2005, 2006 и 2007 гг. (п. 6 Методических указаний).

Если же причиной выездного мероприятия послужили рекомендации по результатам камеральной проверки, инспекторы вправе дополнительно проверить и законченный отчетный период текущего года: I квартал, полугодие или 9 месяцев (п. 6 Методических указаний).

ФСС РФ может проводить повторные проверки. При этом ревизией будет охвачен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки повторно (п. 8 Методических указаний). То же самое можно сказать и о внеплановой ревизии.

Причины, по которым ФСС РФ может назначить повторную (или внеплановую) проверку, приведены на схеме 2 на с. 59.

Причины проведения специалистами ФСС РФ повторной или внеплановой ревизии страхователя

Формы бланков решений о назначении повторной проверки приведены соответственно в Приложениях 4 и 5 к Методическим указаниям.
Если в уточненной расчетной ведомости по средствам фонда данные будут указаны в меньшем (или большем) размере, чем в предыдущей ведомости.

Документы, подтверждающие расходы на социальное страхование

Осуществляя проверку, ревизоры вправе требовать от страхователей представления необходимых документов, получать объяснения и сверять данные учета и отчетности (п. 1 Методических указаний).

Инспекторов ФСС РФ будут интересовать правильность назначения и выплаты пособий и оплаты путевок, финансируемых за счет средств фонда (п. п. 44, 93 и 109 Методических указаний).

Напомним, что организация должна хранить документы, связанные с расходами на цели обязательного социального страхования, не менее пяти лет (п. 36 Методических указаний).

В ходе проверки инспекторам могут понадобиться дополнительные документы. Если страхователь откажется их передать, ревизоры оформят требование в письменном виде на специальном бланке (его форма приведена в Приложении 6 к Методическим указаниям). На сбор указанных в требовании документов организации будет дано десять дней (п. 10 Методических указаний).

О невозможности представить документы вовремя страхователи должны уведомить проверяющих, направив в отделение фонда письмо с указанием причин и даты передачи таких документов ревизорам.

Как было сказано ранее, руководитель отделения ФСС РФ вправе продлить сроки представления документов или отказать в этом. Бланк, на котором оформляется соответствующее решение, содержится в Приложении 7 к Методическим указаниям. Заметим, на принятие решения руководителю отделения ФСС РФ дается два рабочих дня после получения уведомления (п. 10 Методических указаний).

Процедура проведения выездной проверки

Проведению выездной проверки предшествует подготовительный этап. Длится он обычно не больше двух дней. В течение этого времени сотрудники ФСС РФ собирают и анализируют информацию о структуре расходов и выделенных страхователю ассигнованиях на оздоровление и санаторно-курортное лечение.

При анализе инспекторами ФСС РФ структуры расходов во внимание принимаются:

  1. расходы по обязательному социальному страхованию, произведенные страхователем в проверяемом периоде:
  • по данным расчетных ведомостей по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ );
  • отчетов по страховым взносам, добровольно уплачиваемым в Фонд социального страхования Российской Федерации отдельными категориями страхователей (форма 4а-ФСС РФ );
  1. суммы, выделенные страхователю отделением (филиалом отделения) фонда на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию.

Формы 4-ФСС РФ и 4а-ФСС РФ утверждены соответственно Постановлениями ФСС РФ от 22.12.2004 N 111 и от 25.04.2003 N 46. — Примеч. ред.

Основные этапы выездной проверки, осуществляемой ревизорами из ФСС РФ, представлены на схеме 3 на с. 61. Более подробно о том, как проходят выездные проверки по обязательному социальному страхованию, мы расскажем ниже.

Читайте также:  Неработающая мать одиночка пособия и льготы

Основные этапы выездной проверки, осуществляемой инспекторами ФСС РФ

Схема 3 Ревизоры у дверей

Сотрудники ФСС РФ, пришедшие с проверкой, должны иметь при себе служебное удостоверение и решение о проведении контрольного мероприятия, подписанное руководителем отделения (филиала) фонда (п. 5 Методических указаний). В решении должны быть указаны конкретные сотрудники, которые вправе проводить проверку.

Ревизоры обязаны ознакомить с решением руководителя или представителя организации, который имеет соответствующие полномочия, под роспись. Бланк решения о проведении проверки приведен в Приложении 1 к Методическим указаниям. Его образец смотрите на с. 62.

Вы вправе не пускать в офис инспекторов фонда, которые не предъявили указанные выше документы либо имеют при себе неправильно оформленное решение.

Оформление результатов проверки

В последний день проверки инспектор обязан составить и передать страхователю справку о проведенной ревизии, указав в ней предмет проверки и сроки ее проведения (п. 11 Методических указаний).

Бланк справки приведен в Приложении 8 к Методическим указаниям. Его образец приведен на с. 65.

Итоговым документом проведенной проверки является акт. Он может быть составлен или в ходе проверки, или не позднее двух месяцев после оформления справки. А вот срок и порядок вручения акта страхователю законодательством не установлены.

Порядок составления акта. Как оформляется акт, подробно описано в п. п. 12 — 19 Методических указаний. Этот документ должен иметь сквозную нумерацию страниц, помарки и подчистки в нем не допускаются, все исправления ревизоры должны удостоверить своими подписями.

В структуре акта предусмотрено три части.

Во вводной части акта указывают данные организации (название, ИНН, КПП, ОГРН и т.д.), проверяемый период, перечень проверенных (и непредставленных) документов, метод проведения проверки (сплошной, выборочный) и т.д.

Описательная часть акта должна содержать изложение выявленных и документально подтвержденных нарушений либо указание на отсутствие таковых.

В итоговой части приводят:

  • сведения о расходах, не принятых к зачету, и предложения внести исправления в бухгалтерский учет и уточнения в расчетную ведомость (по форме 4-ФСС РФ) — для плательщиков ЕСН;
  • суммы, полученные от фонда и необоснованно израсходованные, и предложения внести исправления в бухгалтерский учет и перечислить указанные средства на расчетный счет фонда — для спецрежимников;
  • суммы расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности, и предложения внести исправления в бухгалтерский учет и уточнения в расчетную ведомость (по форме 4а-ФСС РФ) — для спецрежимников, уплачивающих взносы в ФСС РФ добровольно.

К акту проверки должны быть приложены:

  • копия решения о проведении проверки;
  • документы со сведениями и расчетами, на которых основываются выводы проверяющих (если сведения и расчеты не приведены в тексте акта). Приложения подписываются инспекторами и руководителем проверяемой организации;
  • другие документы, которые подтверждают факты нарушений.

Форма акта приведена в Приложении 9 Методических указаний.

Процедура подписания акта. Акт проверки (в двух экземплярах) подписывают проверяющие и руководитель организации (индивидуальный предприниматель). Если у последнего есть возражения или замечания по акту, он должен сделать оговорку об этом перед своей подписью (п. 20 Методических указаний).

Если руководитель организации откажется подписывать акт, соответствующую запись ("от подписи отказался") проверяющие сделают на последней странице этого документа (п. 21 Методических указаний).

Один экземпляр акта вручается руководителю компании, а если он уклоняется от его получения, акт направляется страхователю по почте заказным письмом. Документ считается врученным страхователю на шестой день после отправления письма (п. 22 Методических указаний).

Со дня получения акта страхователю даются 15 рабочих дней для того, чтобы представить в отделение ФСС РФ письменные возражения или объяснения мотивов отказа подписать акт и документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность доводов (п. п. 20 и 23 Методических указаний).

Еще десять дней даны руководителю отделения ФСС РФ для вынесения решения о привлечении либо непривлечении страхователя к ответственности. Соответствующее решение должно быть оформлено протоколом (п. 24 Методических указаний). Форма протокола приведена в Приложении 11 к Методическим указаниям.

Резюме

Методические указания внесли изменения в некоторые положения прежнего документа. Так, изменились критерии отбора компаний, продолжительность проверок, поводы для повторной ревизии, сроки для различных процедурных мероприятий. В таблице на с. 67 мы сравнили старые и новые правила проверок.

Из статьи Вы узнаете:

1. В каком порядке внебюджетные фонды проводят выездные и камеральные проверки: требования, сроки, документы.

2. На какие моменты нужно обратить внимание, чтобы избежать нарушений самим и заметить нарушения проверяющих.

3. Какие законодательные и нормативные акты регулируют проведение проверок внебюджетными фондами.

Проверки контролирующих органов, так или иначе, связаны со стрессом для тех, в отношении кого они проводятся, будь это проверки Трудинспекции, СЭС, внебюджетных фондов, налоговой и т.д. Но для бухгалтера самыми «ожидаемыми» являются проверки налоговой инспекции и фондов. И даже если Вы уверены, что документы находятся в идеальном порядке, а налоги и взносы посчитаны абсолютно правильно, все равно сообщение о предстоящей проверке всегда неожиданно и волнительно, особенно если проверка проходит у Вас впервые и непонятно, чего ожидать от проверяющих. Поэтому важно иметь представление о том, как проходят проверки, какие действия при этом совершают представители контролирующих органов, а какие действия требуются от Вас. В этой статье предлагаю рассмотреть порядок проведения проверок ФСС и ПФР, чтобы не только избежать нарушений, но и выявить нарушения со стороны проверяющих.

Порядок проведения проверок ФСС и ПФР в соответствии с законодательством

Законодательно порядок проведения проверок внебюджетными фондами регламентируется гл. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». В соответствии с Законом проверки проводятся с целью контроля за правильностью исчисления, а также полнотой и своевременность уплаты взносов на обязательное социальное страхование.

Порядок проведения проверок, сроки и запрашиваемые документы зависят от того, какая это проверка: камеральная или выездная. Если кратко, то камеральная проверка – это проверка сданных отчетов, которая в обязательном порядке проводится специалистами ФСС и ПФР, практически без Вашего участия. А вот с выездной проверкой дело обстоит серьезнее: и проверяемый период более длительный и список запрашиваемых документов гораздо шире.

Более подробно порядок и особенности проведения камеральных и выездных проверок ФСС и ПФР представлены в табличке:

Условия проведения

Камеральные проверки(ст. 34 Закона № 212-ФЗ)

Выездные проверки

(ст. 35 Закона № 212-ФЗ)

Кто проводит проверки ФСС, ПФР по отдельности ФСС и ПФР только совместно в соответствии с планом-графиком выездных проверок.
При проверках страхователей, применяющих пониженные тарифы страховых взносов, могут привлекаться также налоговые органы. Место проведения На территории ФСС, ПФР, осуществляющих проверку На территории страхователя.
При отсутствии у страхователя возможности предоставить помещение для проверки — на территории ФСС, ПФР, проводящих проверку Основание для проведения проверки Специальное решение не требуется Решение руководителя (заместителя руководителя) ФСС, ПФР о проведении проверки Какие документы проверяются Отчеты в ФСС, ПФР;При обращении за возмещением средств из ФСС — документы, подтверждающие произведенные расходы. Любые документы, подтверждающие правильность расчетов по обязательному социальному страхованию (начисление, уплату, суммы возмещения из ФСС) Срок проведения проверки 3 месяца со дня предоставления отчета 2 месяца со дня вынесения решения о проведении проверки;1 месяц при проверке обособленного подразделения, имеющего свой баланс, расчетный счет и производящего выплаты физическим лицам. Приостановление проверки Не предусмотрено Решение о приостановлении проверки выносится в случаях:

  • истребования документов у других лиц (не чаще 1 раза по каждому лицу);
  • получения информации от иностранных государств;
  • перевода документов на русский язык.

На период приостановления должны быть возвращены все подлинники документов страхователя, а также прекращены все действия, связанные с проведением проверки.

Читайте также:  Какие данные нужны для электронного дневника

Период приостановления проверки не входит в срок проведения проверки. Общий срок приостановления не может превышать 6 месяцев, а в случае получения информации от иностранных государств – 9 месяцев.

Проверяемый период Период отчета в ФСС, ПФР Не более 3 лет, предшествующих году проведения проверки Периодичность проведения проверок По мере предоставления отчетов в ФСС, ПФР Не чаще, чем 1 раз в три года (без учета проверок обособленных подразделений)
При ликвидации и реорганизации проверка может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки Требования в ходе проверки Требование о предоставлении пояснений или внесении исправлений.
Направляется страхователю, если в ходе проверки выявлены несоответствия или ошибки. Страхователь должен в течение 5 дней со дня получения требования предоставить такие пояснения или внести исправления. Требование о предоставлении документов.
В течение 10 дней со дня получения страхователь должен предоставить соответствующие документы или в течение 1 дня, следующего за днем получения требования, письменно уведомить о невозможности предоставить документы в установленные сроки с указанием причины и возможных сроков. Контролирующий орган в течение 2 дней со дня получения такого уведомления выносит решение: продлить сроки или оставить без изменения.
Запрашиваемые документы предоставляются в виде копий, заверенных страхователем (нотариальное заверение по закону не требуется). Подлинники документов могут предоставляться для проверки только на территории страхователя. Результаты проверки Если в ходе проверки нарушений законодательства не выявлено, о результатах проверки не сообщается страхователю.
Если после предоставления страхователем пояснений и исправлений или в случае их непредоставления контролирующим органом установлен факт нарушения законодательства, то в течение 10 дней со дня окончания срока проверки составляется акт проверки. Не позднее срока окончания проверки представители проверяющих органов составляют справку о проведенной выездной проверке.
В течение 2 месяцев со дня составления справки составляется акт проверки. Акт проверки вручается страхователю в течение 5 дней с даты его подписания.
В случае несогласия с результатами проверки, содержащимися в акте, страхователь имеет право в течение 15 дней с даты получения акта написать письменные возражения. Вынесение решения по результатам проверки В течение 10 дней со дня истечения срока для подачи письменных возражений должно быть назначено рассмотрение материалов проверки. О времени и месте рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) проверяющего органа обязан уведомить страхователя. Страхователь имеет право не участвовать в рассмотрении материалов проверки.
По результатам рассмотрения материалов проверки контролирующий орган выносит решение:

  • о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.

Указанное решение вступает в силу по истечении 10 дней с даты вручения его страхователю.

На что обратить особое внимание при проверках ФСС и ПФР, чтобы избежать нарушений самим и выявить нарушения проверяющих

1. О проведении плановой выездной проверки органы ФСС и ПФР обязаны уведомить страхователя не позднее, чем за 3 дня до ее начала либо заказным письмом с уведомлением, либо другим доступным способом (п. 12 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»). Заметьте, что уведомить проверяющие могут и по телефону или факсу (как чаще всего и бывает), но в этом случае доказать факт такого уведомления с их стороны практически нереально. Я вовсе не говорю о том, что страхователям нужно игнорировать такие уведомления, вовсе нет. Но в крайней ситуации знание данного обстоятельства может очень пригодиться.

2. Сроки, установленные для взаимодействия страхователя с органами ФСС и ПФР в ходе проверок, исчисляются в рабочих днях, так как в законе нет указания на исчисление в календарных днях (п. 6 ст. 4 Закона № 212-ФЗ).

3. Проверяющие имеют право доступа на территорию страхователя только при предъявлении служебных удостоверений и решения о проведении проверки, в котором указаны именно эти представители контролирующих органов. При этом в жилые помещения проверяющие могут входить только с согласия проживающих (п. 1, 3 ст. 36 Закона № 212-ФЗ).

4. Препятствовать доступу проверяющих не имеет никакого смысла: во-первых это административное правонарушение (ст. 19.4.1 КоАП РФ), а во-вторых у проверяющих появляется право самостоятельно начислить сумму страховых взносов по имеющимся данным или по аналогии, и вряд ли эта сумма окажется меньше реальной (ст. 36 п. 2 Закона № 212-ФЗ).

5. Выездная проверка может проводиться только в присутствии руководителя проверяемого лица или его уполномоченного представителя (п. 2 ст. 15 Закона № 294-ФЗ). Поэтому если на период проверки руководитель страхователя планирует поездку в отпуск, командировку и т.д., необходимо заранее подготовить приказ о назначении исполняющего обязанности руководителя на время его отсутствия и составить доверенность. В противном случае это будет рассматриваться как уклонение от проведения проверки, что влечет административную ответственность по ст. 19.4.1 КоАП РФ. Заметьте, что для привлечения к ответственности за уклонение от проверки контролирующие органы должны располагать доказательствами, что они надлежащим образом уведомили о предстоящей проверке – здесь как раз нам пригодится пункт 1.

6. Представители контролирующих органов должны вручать документы в ходе проверки только руководителю страхователя или его уполномоченному представителю. Передача документов другим лицам будет нарушением со стороны проверяющих.

7. Такие документы, как: требование о предоставлении документов при выездной проверке, акт проверки, решение по результатам проверки, проверяющие могут передать одним из следующих способов:

  • лично под расписку – руководителю или его уполномоченному лицу,
  • в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (с использованием ЭЦП),
  • по почте заказным письмом.

! Обратите внимание: адрес для направления заказного письма проверяющие берут из данных, содержащихся в ЕГРЮЛ. Поэтому если Ваш фактический адрес не совпадает с юридическим – письмо Вы можете не получить, но проверяющие в этой ситуации действуют совершенно законно. Также нужно учитывать, что датой получения по закону считается шестой день с даты отправления заказного письма, независимо от фактического получения (п. 1 ст. 37 Закона № 212-ФЗ)! В связи с этим, чтобы избежать проблем с получением документов от ФСС и ПФР и соблюсти указанные в них сроки, лучше получать документы лично, тем более что проверяющие, как правило, сами отдают предпочтение этому способу.

8. Страхователь может передавать документы, запрашиваемые при проверке, следующими способами (п. 1 ст. 37 Закона № 212-ФЗ):

  • Лично — руководитель или представитель проверяемого лица (по доверенности). Доказательством предоставления документов в этом случае может служить экземпляр описи передаваемых документов с отметкой контролирующего органа.
  • Почтой — ценным письмом с описью вложения. При предоставлении документов почтой подтверждением будет служить опись вложения в ценное письмо и почтовая квитанция.
  • В электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (с использованием ЭЦП). Однако в настоящее время (на момент написания статьи) ФСС и ПФР не разработали формат передачи документов в электронном виде, поэтому этот способ передачи документов недоступен.

Итак, мы достаточно подробно рассмотрели порядок проведения проверок внебюджетными фондами в соответствии с законодательством. А в следующей статье я расскажу о личном опыте прохождения выездной проверки ФСС и ПФР и поделюсь практическими рекомендациями.

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!

Законодательные и нормативные акты

1. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»

2. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector