Срок подписания контракта по 223 фз

Закон 223-ФЗ считается рамочным, то есть в нем не прописываются четкие требования к проведению закупочных процедур. Заказчику необходимо самостоятельно разработать положение о закупках, которым он и будет руководствоваться в дальнейшем. При заключении договоров с контрагентами обязательным становится соблюдение не только норм 223-ФЗ, но и Гражданского Кодекса. Поэтому заказчикам необходимо помнить несколько особенностей таких процедур.

Виды договоров

Все действующие на территории нашей страны договора можно разделить на две группы: рамочные и возмездные. В первых не прописываются конкретные данные о цене и объему поставляемых товаров или услуг. Отгрузка продукции или оказание услуг осуществляется по заявке заказчика. В документе описаны лишь общие правила ведения договорных взаимоотношений. По нормам 223-ФЗ заключение таких договоров невозможно. Во всех контрактах должны быть четко прописаны условия поставки, цена товаров или услуг, порядок оплаты и так далее. То есть по 223-ФЗ возможны заключения только возмездных договоров.

Заказчики, опираясь на нормы 223-ФЗ, могут заключать с контрагентами следующие виды договоров:

  1. Купли – продажи. При оформлении взаимоотношений в этом случае стороны должны соблюдать требования главы 30 ГК РФ. Такие договора подразумевают поставку товаров, электроснабжение, приобретение недвижимости.
  2. Подряда. По заданию заказчика вторая сторона обязуется выполнить все работы, предусмотренные контрактом. Заказчик в свою очередь принимает и оплачивает их. При этом должны соблюдаться нормы статьи 37 ГК РФ.
  3. Оказания услуг. Контрагент по заданию заказчика оказывает ему определенные услуги. Должны соблюдаться требования главы 38 ГК РФ.

Выбор типа заключаемого договора производится, исходя из потребностей заказчика. Требования, которые прописываются в тексте документа, заказчик разрабатывает самостоятельно.

Кто должен заключать контракты, руководствуясь нормами 223-ФЗ

Оформлять договорные отношения, руководствуясь нормами 223-ФЗ, могут следующие организации:

  1. Компании и корпорации, в уставном капитале которых более 50% уставного капитала принадлежит государству.
  2. Дочерние предприятия компаний и корпораций, в уставном капитале которых доля государства превышает 50%.
  3. Любые бюджетные и унитарные организации, если закупка проводится за счет средств, полученных по грантам или от коммерческой деятельности.

Если в уставном капитале организации доля государства менее 50%, то действие 223-ФЗ на неё не распространяется.

Как выбирается контрагент

По 223-ФЗ закупка может проводиться конкурентным и неконкурентным способом. К первой категории относятся торговые процедуры (конкурсы, аукционы), а так же неторговые (запросы цен и предложений, конкурентные переговоры). К неконкурентным способам закупки относят приобретение товаров или услуг у единственного поставщика.

Контрагент, с которым будет заключаться контракт, определяется по результатам закупочной процедуры. Выделяют несколько ситуаций, при которых заказчикам разрешено не проводить торги для определения поставщика:

  • Если предметом закупки становится продукт естественной монополии.
  • Закупка услуг в области инженерной инфраструктуры, на которые действуют государственные тарифы. К этой категории относятся водоснабжение, теплоснабжение, газоснабжение и так далее.
  • Ситуации, когда закупаются услуги по доставке ценностей, имеющих культурное значение и предназначающихся для государственных запасников.
  • В вышеперечисленных ситуациях заказчик может самостоятельно выбирать контрагента, который будет исполнять договор. Если проводится торговая процедура, то победителем признается компания, предложившая самые выгодные для заказчика условия исполнения договора.

В качестве поставщика может выступать любое юридическое лицо. Организационно-правовая форма компании при этом значения не имеет. Главное, чтобы участник отвечал всем требованиям заказчика, которые прописаны в положении о закупках.

Какие условия договора признаются существенными

Договор на поставку продукции или оказание услуг заключается в сроки, прописанные в положении о закупках. В нем должны присутствовать все существенные условия, а именно:

  1. Предмет договора. Он должен быть четко определен, это регламентируется статьей 432 ГК РФ.
  2. В договоре купли-продажи должно быть прописано наименование приобретаемого товара. При этом рекомендовано максимально полно описывать характеристики, приобретаемой продукции. Руководствоваться следует нормами статьи 455 ГК РФ.
  3. Количество товара подлежащего к поставке или объем услуг, которые обязуется исполнить поставщик. Учитывают положения статей 455 и 465 ГК РФ. Количество должно выражаться в стандартных единицах измерения: штуках, килограммах, литрах и так далее.

Отсутствие существенных условий в контракте приведет к тому, что документ будет признан недействительным. Порядок и срок поставки, а также цена товара не считаются существенными условиями.

Сроки заключения договора и публикации сведений в ЕИС

Конкретное время, в течение которого должен быть заключен договор, в 223-ФЗ не прописано. Оно определяется положением о закупках. При этом должны соблюдаться требования закона «О защите конкуренции», согласно которым срок подписания документа не должен лишать возможности третьих лиц оспорить незаконные действия сторон, заключающих договор. Поэтому подписать контракт стороны смогут не ранее, чем через 10 дней с момента подведения итогов закупки.

Сведения о контрактах, заключаемых в рамках 223-ФЗ должны публиковаться в ЕИС. Исключение составляют:

  1. Договора, в которых содержится информация, связанная с государственной тайной.
  2. Если сумма закупаемых товаров или услуг не превосходит 100 тысяч рублей. Для предприятий с годовым объемом выручки более 5 миллиардов рублей эта сумма возрастает до 500 тысяч рублей.
  3. Когда объектом закупки выступают товары, входящие в правительственный перечень за номером 2027. Сюда входят бланки ценных бумаг, оборудование для производства государственных бланков и так далее.

При необходимости по соглашению сторон условия заключенного договора разрешено изменять. При внесении корректировок в объем поставляемых товаров или услуг, цену контракта или срок его исполнения сведения об этом должны быть отражены в ЕИС. Эта норма регламентируется частью 5 статьи 4 223-ФЗ. Вся информация об этом должна появиться в свободном доступе в срок не позднее 10 дней с момента вступления поправок в законную силу.

Так как 223-ФЗ не дает четкого понимания того, как должна проводиться закупка и заключаться договор, то заказчикам необходимо ориентироваться на другие законодательные акты, в первую очередь Гражданский Кодекс.

Читайте также:  Вторые части заявок по 44 фз содержание

В нашей статье читайте о правовых основах заключения договора по 223-ФЗ и как заключить сам договор. Кроме того, эксперт Оксана Шипунова прокомментирует, какие существуют нюансы при заключении договора по 223-ФЗ.

Правовые основы заключения договора

Договоры в рамках Закона 223-ФЗ заключаются по правилам, которые предусмотрены Гражданским законодательством и Положением о закупке.

Комментирует Оксана Шипунова, эксглава отдела контроля торгов отдельных юридических лиц ФАС России, ведущая вебинара « Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ»:

Договоры , которые были заключены до вступления в силу 223-ФЗ, в том числе и рамочные, предусматривающие пролонгацию, как условную, так и безусловную, продолжают свое действие. Внесение изменений, перезаключение договоров не требуется. Соответственно, правоотношения вы завершаете по мере исполнения обязательств в полном объёме.

Рамочный договор по 223 — ФЗ

Рамочный договор (или рамочное соглашение) — договор, заключаемый по определенному шаблону, в котором нет конкретных данных и до конца не определены параметры.

Общие принципы, которые характерны для такого вида документов:

  • предусматриваются открытые условия;
  • не указывается точные показатели цены и объема;
  • отгрузки/поставки осуществляются по заявкам заказчика, в которых указываются конкретные показатели: цена и объем.

Если в заключаемом контракте не указаны и не прописаны существенные условия рамочного договора, то такой документ не считается договором вообще. При этом каждая отдельная поставка по такому документу будет обладать силой договора.

Комментирует Оксана Шипунова, ведущая вебинара « Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ»:

Если компания «А» планирует закупать у компании «Б» товар без указания сроков, объёма поставки, без указания цены, либо единичных расценок, такой документ договором не признаётся. В этом случае придётся провести дополнительную закупочную процедуру в соответствии с требованиями вашего Положения. Если же вы не перепроведёте закупку и не заключите новый договор по итогам этой закупочной процедуры, каждая поставка, в рамках рамочного договора, будет считаться новой самостоятельной закупкой. Соответственно, каждый раз, по мере необходимости того или иного товара из этого рамочного договора, заказчику нужно будет сверяться: правильно ли выбран способ закупки.

Возмездные договоры по 223 — ФЗ

Договор в соответствии с гражданским законодательством может быть возмездным или безвозмездным. А вот договоры в рамках Закона № 223 — ФЗ могут быть только возмездными.

Договор возмездного оказания услуг содержит :

  • Предмет договора (п.1 ст. 432 Гражданского Кодекса РФ),
  • Условие о перечне, видах услуг, а так же о совершаемых действиях (п. 1 ст. 779 ГК РФ).

Когда заказчик заключает договор, например, дарения или любой другой безвозмездный договор, на основании которого он приобретает продукцию, при этом не расходуя денежные средства, то такой документ договором не признается. Сюда можно отнести не только договор дарения и договор бартера. Например, компания меняет синий карандаш на красный карандаш. Денежные средства при этом не расходуются, поэтому данная процедура не является закупкой. Обратите внимание, не рекомендуется переводить основную массу своих потребностей на бартеры. Каждый раз, когда вы будете пользоваться подобным правом, данным для совершения таких сделок, у контролирующих органов будут возникать вопросы на предмет целесообразности проведения данной процедуры. Кроме того, будут возникать будут вопросы относительно контрагента, с которым заключается договор бартера и, вполне возможно, ваше действие будет квалифицировано как нарушение антимонопольных требований к торгам в части их не проведения. Это гораздо страшнее и имеет неприятные последствия для заказчика.

Существенные условия договора

Согласно п.1. ст. 432 ГК РФ «Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.» Договор считается заключенным с того момента, когда стороны достигли соглашения о существенных условиях. Закрытого перечня таких условий законодательство не содержит. Поэтому существенными условиями договора возможно считать те условия, которые названы существенными непосредственно в тексте самого договора.

Комментирует Оксана Шипунова, ведущая вебинара « Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ» :

Контролирующие органы считают, что все условия, прописанные в договоре, являются существенными. Если стороны сочли бы их не существенными, они не стали бы их фиксировать в договоре. Соответственно, любой параметр, любое условие в вашем договоре, не только цена, объём, срок и, непосредственно, сам предмет закупки, но и условия поставки, порядок оплаты, порядок страхования, формирование акта приёмки и передачи, любые моменты, которые зафиксированы в договоре, являются его существенными условиями.

Положение о закупке

Порядок заключения и исполнения договора в Законе 223 — ФЗ регулируется Положением о закупке. Совершать действия, не предусмотренные Положением, заказчик не может. Положение может представлять из себя несколько документов, утверждённых в соответствии с требованиями законодательства. Все эти документы должны быть размещены в единой информационной системе.

В Положении о закупке необходимо прописать последовательность действий как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика, и включить в него:

  • комплект документов, который подлежит направлению в рамках заключения договора,
  • правила направления документов,
  • сроки направления,
  • права и обязанности, которые возникают у сторон по мере совершения тех или иных действий, предусмотренных Положением.

Если в Положении и документации о закупке не прописан порядок действий одной из сторон, либо прописан порядок действий не в полном объёме, у победителя всегда есть возможность уклониться от заключения договора, но он не будет включён в реестр недобросовестных поставщиков.

Комментирует Оксана Шипунова, ведущая вебинара « Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ»:

По поводу комплекта документов, который направляется в рамках заключения договора, можно сказать следующее. Каждый заказчик определяет этот комплект документов сам для себя. Способы отправки документов могут быть любыми. Можно отправить договор обычной почтой с уведомлением, электронной почтой, факсом и другими средствами. Но все-таки наилучшими способами направления документов являются: либо почта с уведомлением, либо личное вручение своему контрагенту. Для подтверждения исполнения своих обязанностей в полном объёме, заказчику необходимо удостовериться, что проект контракта получен контрагентом, а лицо, которое приняло комплект документов, поставило подпись об их получении, уполномочено совершать те или иные действия со стороны контрагента.

Онлайн-курс « Закупки по 223-ФЗ . Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)

Читайте также:  Актовая запись о заключении брака образец

Система государственных закупок регулируется не только на основании положений Федерального закона «О контрактной системе», но также и с помощью другого крупного нормативного акта – Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Под регулирование этого закона подпадают все действия в сфере закупок, которые должны осуществлять государственные заказчики, доля в уставном капитале которых, принадлежащая государству, составляет не менее пятидесяти процентов.

В число основных вопросов, которые попали в сферу регулирования данным нормативным актом, вошли также и вопросы, посвященные заключению договора по итогам проведения закупочной процедуры.

Основные требования к договору

Федеральный закон №223-ФЗ регулирует процедуру проведения различных закупочных мероприятий отдельными категориями государственных и муниципальных заказчиков. Однако эта регламентация не является очень подробной. В результате такой особенности данного нормативного акта можно сказать, что и процедура заключения договора, и основные требования к нему в данном законе весьма условны.

Тем не менее при обращении к Единой информационной системе можно увидеть, что в ней содержится библиотека типовых договоров, которые могут быть использованы в рамках заключения соответствующего соглашения на основании положений указанного закона. Однако данная библиотека не является обязательной к использованию, так как только отражает информацию, доступную к использованию, например, если речь идет о договорах или контрактах на получение какого-либо вида специальных услуг для обеспечения функционирования самого заказчика.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Существенные условия и возможности их изменения

Все существенные условия, которые должны быть включены в текст договора, заключаемого по итогам проведенной закупки на основании 223-ФЗ, регулируются не только положениями действующего законодательства в сфере закупок, но также и положениями Гражданского Кодекса Российской Федерации, так как последний выступает в качестве ключевого регулятора существующих договорных отношений на территории России независимо от того, кто является контрагентами того или иного соглашения.

В соответствии с положениями перечисленных нормативных актов, следует определить, что к существенным условиям заключаемого по 223-ФЗ договора будут относиться:

  1. Предмет договора. Все сведения, которые относятся к предмету договора, должны быть вынесены в отдельный раздел, который полностью отражает информацию об объекте закупки, которая ранее содержалась в извещении о проведении закупочной процедуры. При этом сам Федеральный закон №223-ФЗ не устанавливает прямого запрета на возможности изменения данного раздела, в том числе путем замены предмета договора, но и не разрешает это сделать, так как в противном случае возможно вести речь о том, что проводимая закупка нарушит принципы указанного закона и Гражданского Кодекса, а сама сделка может быть признана судом и контролирующими органами незаконной.
  2. Цена или стоимость договора или контракта и порядок взаиморасчетов между сторонами. Окончательная информация по данному вопросу должна быть сформирована на основании тех результатов, которые были получены по итогам завершения закупочной процедуры, даже если речь идет о закупке у единственного поставщика. При этом ни ГК РФ, ни действующие нормы права в сфере закупок не запрещают производить изменение данного существенного условия как в части изменения цены контракта (но только если такое изменение не приведет к перерасходу бюджетных средств и вызвано острой необходимостью, например, по причине изменения государственной политики в части ценообразования), так и в части проведения полного взаиморасчета между участниками подписанного соглашения.
  3. Права и обязанности сторон договора, а также возможные меры ответственности для участников договора за нарушение установленных положений конкретного закона. В данном разделе, который чаще всего не подвергается изменениям, прописываются либо фиксированные размеры штрафных санкций, либо те механизмы, на основании которых производится расчет штрафов, а также пеней и неустоек.
  4. Срок действий договора, варианты изменения и расторжения договора. Данные условия обязательно должны быть включены в содержание договора даже в том случае, если речь идет о простой форме договора, которая, например, используется при заключении такого соглашения с единственным поставщиком.

Для каждого из таких существенных условий существует свой порядок их изменения, который сводится, тем не менее, к следующему алгоритму:

  • стороны проводят переговоры о возможности изменения каких-либо условий в рамках заключенного ранее договора;
  • достигнутые договоренности необходимо оформить в виде специального дополнительного соглашения, в котором указываются все те положения, которые должны быть изменены;
  • необходимо указать, с какого момента вступает в силу такое дополнительное соглашение, а также на какой срок оно было заключено.

Подобный алгоритм внесения изменений в тот или иной договор предусмотрен Гражданским Кодексом, на основании которого и происходит все функционирование договорных отношений по итогам проведения закупочных процедур на основании 223-ФЗ.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Порядок заключения

Заключение договора на основании положений Федерального закона №223-ФЗ происходит по итогам публикации протокола об определении победителя той или иной процедуры либо на основании решения заказчика о проведении закупки у единственного поставщика.

Если происходит заключение договора с единственным поставщиком, то в этом случае договор может быть заключен в течение того срока, который установлен для таких контрактов созданным у заказчика Положением о закупке.

Для того чтобы достичь максимально удобных для обеих сторон условий заключения и дальнейшего исполнения договора, в том числе, по итогам конкурентных способов определения исполнителя, заказчик вправе провести с исполнителем преддоговорные переговоры. Условие о возможности проведения таких переговоров заказчик обязан сформулировать в рамках документации о проводимой закупке как одно из условий определения исполнителя.

В том случае, если такой участник отказывается от заключения договора, или стороны не могут договориться и прийти к общему соглашению по условиям договора, то к преддоговорным переговорам приглашается участник, который занял второе место по итогам оценки поданных заявок или предложений.

Читайте также:  Бланк ответа на претензию покупателя

Федеральный закон №223-ФЗ говорит о том, что у государственного заказчика есть возможность не публиковать некоторые контракты и договоры, которые были заключены.

Так, в частности, можно не публиковать договоры, которые были заключены с единственным поставщиком, если объект закупки по такому договору или контракту относится к тем сведениям, публикация которых не предусмотрена действующим законодательством. В остальных случаях заказчик обязан в течение трех рабочих дней с момента подписания такого договора или контракта внести сведения в специальный реестр контрактов, ведение которого предусмотрено статьей 4.1 указанного федерального закона.

Если речь идет о контрактах и договорах, которые подписываются по итогам конкурсных процедур, то они должны быть размещены в Единой информационной системе в соответствующем реестре. Сведения о таких контрактах в течение трех рабочих дней с момента подписания направляются в специальный реестр, который должен оформляться в соответствии с требованиями статьи 4.1 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Если договор или контракт был изменен, то сведения о таком изменении также должны быть внесены в реестр в течение трех рабочих дней с момента их осуществления. Что же касается результатов исполнения договора, то данные о его завершении должны быть внесены в срок, который не превысит десять дней с момента подписания документов, подтверждающих такое действие в отношении договора. Не подлежат публикации только те сведения, которые относятся положениями действующего законодательства к данным, которые не должны публиковаться в общедоступных источниках информации, например, если речь идет об объектах закупки, подпадающих под действие законодательства о государственной тайне.

Возможности расторжения

Далеко не всегда договоры и контракты, заключенные государственным и муниципальным заказчиком, исполняются в полном объеме. Нередко складывается ситуация, в соответствии с которой стороны приходят к решению о необходимости расторжения подписанного ранее договора. Чаще всего это действие осуществляется в случаях, когда по каким-либо причинам результаты исполнения не удовлетворяют стороны, но судебного разрешения возникшего конфликта они не хотят.

К другим основаниям, по которым могут быть расторгнуты договоры, заключенные во исполнение положений о закупках, освещенных в Федеральном законе №223-ФЗ, следует относить:

  • невозможность дальнейшего исполнения договора по причине возникновения обстоятельств непреодолимой силы, которые были предусмотрены договором;
  • сокращение финансирования ввиду принятия такого решения вышестоящим контролирующим органом в сфере закупок;
  • судебное признание договора или контракта недействительным по причинам, сформулированным в действующем законодательстве, например, в Гражданском Кодексе Российской Федерации;
  • если договор или контракт был полностью исполнен до даты, которая установлена в тексте документа как дата окончания его действия, и это подтверждено с юридической точки зрения;
  • одностороннее решение заказчика или исполнителя о необходимости расторжения заключенного договора по личным причинам (однако, такие причины должны быть обоснованы в виде специального документа, например, письма о необходимости расторжения договора).

При этом в отчет о таком расторжении должны быть включены сведения о причине такого действия, например, если речь идет о расторжении по причине судебного решения, потребуется указать номер дела и итогового постановления о расторжении контракта.

Понятие и особенности рамочного договора

Еще до момента начала действия Федерального закона №223-ФЗ достаточно большую популярность набрали рамочные договоры. После вступления указанного закона в силу они продолжают использоваться, так как в некоторых случаях являются очень удобными для государственного или муниципального заказчика.

В настоящее время выделяют следующие виды рамочных договоров:

  • договоры с открытыми условиями. Для таких договоров характерно, чтобы что-то из условий, в том числе существенных, было не до конца определено. Исключение составляется только для предмета договора – его необходимо описать конкретно. В противном случае такое соглашение не будет с юридической точки зрения договором;
  • договоры с неопределенными сроками. Чаще всего речь в этом случае идет о тех договорах, которые подлежат пролонгации (например, если речь идет о договорах оказания коммунальных услуг, которые осуществляются одним и тем же поставщиком на протяжении достаточно длительного периода времени);
  • договоры с открытой ценой. Эти договоры заключаются в тех случаях, когда по каким-либо причинам не может быть полностью определена цена заключаемого договора, однако, есть информация о том, когда и какие объемы товара могут быть поставлены. Чаще всего такие договоры заключаются в отношении тех групп товаров, которые либо имеют непосредственную зависимость от иностранной валюты, либо относятся к категории товаров или услуг, подлежащие обязательному государственному регулированию (сам договор при этом может быть заключен до момента официальной публикации такого регламентирующего нормативного акта);
  • договор, в отношении которого не определены объемы поставки. Такие договоры заключаются в тех случаях, когда речь идет о невозможности определения конкретного объема закупки, которая будет осуществлена, по различным причинам (например, в случае срочной закупки медикаментов для регионов с установленным режимом чрезвычайных обстоятельств, когда невозможно определить, какой именно объем и каких медикаментов может быть закуплен).

Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в отношении вопросов, связанных с регулированием договоров и контрактов, заключаемых по итогам проведенных закупочных процедур, является более лояльным, нежели Федеральный закон №44-ФЗ. Основные вопросы, которые могут возникать и подлежат обязательному регулированию с точки зрения действующего законодательства, могут быть разрешены на основании положений Гражданского Кодекса Российской Федерации.

В то же время некоторые правила оформления заключаемых договоров могут не иметь обязательной государственной регламентации. В этом случае они должны найти отражение в рамках созданного заказчиком Положения о проведении закупок, на основании которого они осуществляют свою деятельность. Если же заказчик не может по каким-то причинам найти правила для регламентации заключенного им договора, он может воспользоваться рамочным договором, но это будет требовать тщательного обоснования, так как нередко может привести к дополнительным расходам из бюджетных средств.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector