Срок исполнения представления прокурора

Статья 24. Представление прокурора

Комментарий к статье 24

1. Представление прокурора — акт прокурорского реагирования, имеющий целью устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий. В соответствии с настоящим ФЗ и рядом документов Генеральной прокуратуры, например Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 10 января 1999 г. N 3 «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением законности при разрешении заявлений, сообщений и иной информации о совершенных и подготовляемых преступлениях», нормативно-правовое регулирование нарушений закона может быть осуществлено вынесением представления прокурора. Оно вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, уполномоченному устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Представление готовится на основе материалов прокурорской проверки. Основанием для его внесения служат установленные факты нарушения закона.

В представлении отражаются: орган, должностное лицо, которому оно вносится, источники информации об имевших место нарушениях закона, характеристика нарушений закона, анализ их причин и способствовавших им условий, требования прокурора об устранении нарушений закона и породивших их обстоятельств, указания, касающиеся порядка и сроков рассмотрения представлений. Рекомендации прокурора по устранению нарушений закона должны иметь правовую направленность и не нести на себе печать вторжения в ту сферу деятельности, которую принято обозначать как оперативно-хозяйственную. Предложения по устранению обстоятельств, способствовавших нарушениям закона экономического, организационно-управленческого, технического характера, должны базироваться на заключениях специалистов, материалах проверок и ревизий. В числе требований, направленных на устранение правонарушений и их причин, в представлении допустима постановка вопроса о необходимости привлечения к ответственности (дисциплинарной, материальной) конкретных лиц, попустительствовавших нарушениям. Разумеется, что в их действиях отсутствуют признаки преступления или административного проступка.

В нормативных правовых актах отсутствует детальное регулирование процедуры рассмотрения представления. Необходимо иметь в виду, что оно рассматривается безотлагательно. Настоящим ФЗ срок рассмотрения представления не установлен, однако указано, что в течение месяца должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, с последующим сообщением результатов принятых мер прокурору в письменной форме. В месячный срок, с момента внесения, по результатам рассмотрения должны быть приняты конкретные меры по устранению названных в нем нарушений закона, их причин и способствовавших им условий. Между тем на практике месячный срок, отведенный на принятие мер, нередко воспринимается как срок рассмотрения представления. В каждом представлении, во избежание волокиты, должны содержаться четкие указания о сроках. В случае умышленного игнорирования изложенных в представлении требований прокурор вправе возбудить производство об административном правонарушении.

2. Присутствие прокурора на заседании коллегиального органа позволяет ему, во-первых, в случае необходимости дать разъяснения по существу возникших при рассмотрении представления вопросов и, во-вторых, иметь возможность более подробно аргументировать свою позицию по отношению к допущенным нарушениям. Обязательность извещения прокурора о дне заседания коллегиального органа обусловлена интересами обеспечения возможности личного участия прокурора в рассмотрении принесенного им протеста.

3. В целях эффективной реализации полномочий по надзору за соблюдением Конституции РФ в соответствии с настоящим ФЗ и рядом организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры РФ (такими, как Приказы «О совершенствовании информационно-аналитической работы в Генеральной прокуратуре Российской Федерации» N 55 от 9 сентября 2002 г., «О систематизации законодательства в органах прокуратуры» N 9 от 19 апреля 2004 г., и другими) органы прокуратуры стремятся своевременно выявлять и устранять противоречия между правительственными актами и законом.

В системе подзаконных актов особое место занимают Постановления Правительства Российской Федерации. Они принимаются по наиболее важным вопросам, и на их основе осуществляется конкретизация положений закона, обеспечивается проведение в жизнь их требований. От качества Постановлений в значительной степени зависит уровень правового регулирования различных сфер жизнедеятельности общества и государства.

Согласно требованиям настоящего ФЗ в силу своего должностного положения Генеральный прокурор информирует Президента РФ обо всех выявленных случаях несоответствия постановлений Правительства Конституции РФ, российским законам. Назначение такой информации состоит в обеспечении условий для принятия мер по приведению данных актов в соответствие с законом.

В механизме обеспечения законности постановлений Правительства Генеральный прокурор РФ выступает как руководитель ведомства, чья деятельность подчинена целям обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, так как подзаконные акты, постановления Правительства должны в полной мере основываться на требованиях Конституции и законов РФ. Их несоответствие российским законам может вызвать крайне отрицательные последствия.

Получение сведений о несоответствии постановлений Правительства закону достигается усилиями всех звеньев прокурорской системы. Прокуратуры городов и районов, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним специализированные прокуратуры в случае получения соответствующей информации должны незамедлительно представлять ее в Генеральную прокуратуру РФ. Генеральная прокуратура РФ не только аккумулирует поступающие к ней данные, но и сама принимает активное участие в сборе такого рода информации на федеральном уровне.

Читайте также:  Как правильно оформить наследство на квартиру

>Как происходит рассмотрение представления прокуратуры

Срок рассмотрения представления прокурора

Представление прокурора подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок должны быть приняты меры по устранению нарушений закона, причин и условий, им способствовавшим. 1. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

Представление прокурора подлежит немедленному рассмотрению.

3. В случае несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации информирует об этом Президента Российской Федерации. Но это не значит, что должностное лицо обязано его исполнить незамедлительно. Рассматривать да, но исполнять — нет. Обычно дата исполнения представления указана в самом прокурорском представлении. Т.е. прокурор сам назначает срок в течении которого необходимо исполнить его представление должностными лицами.

Если обратиться к Федеральному закону РФ «О прокуратуре РФ», то статьей №24 пунктом первым определено. Формы прокурорского реагирования определены Законом “О прокуратуре РФ”: протест (ст.

О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. Как говорят специалисты, данную компетенцию принято называть правовыми средствами, которые применяются для прокурорского реагирования.

Информация Федерального агентства научных организаций от 28 ноября 2018 г

«Памятка по порядку рассмотрения представления прокурора об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации” Представление об устранении нарушений закона Жестких требований к содержанию представления прокурора об устранении нарушений в законодательстве не содержится, вместе с тем представление включает, как правило, следующие данные: название органа, наименование должностного лица, которому адресован документ; источники информации о выявленных нарушениях (например, результаты проведенной проверки и т. д.); перечень обнаруженных нарушений со ссылками на соответствующие нормы законодательства; комментарии относительно порядка и сроков рассмотрения такого представления. В соответствии с требованиями пункта 5.

Что такое представление прокурора?

Кассационное и апелляционное представление прокурора

За исполнением законности каждого действия сотрудников следственного отдела полиции или отдела дознания наблюдает прокурор.

Прокурор сам не исполняет никакой процессуальной функции и не может прямо вмешиваться в дела следователей или дознавателей.

В суде прокурор является государственным обвинителем, выполняя свои основные функции – соблюдение законности. В том случае, если были существенно нарушены права сторон или законодательные нормы, и прокурор увидел это, он может вынести представление.

Представление прокурора — это акт реагирования прокурора на нарушение законодательства, вносимый в орган или должностному лицу, которое уполномочено рассматривать такие дела. Документ состоит из нескольких частей, а именно: вводная, описательная и резолютивная. Представление прокурора – образец того, что государственный обвинитель может не только ходатайствовать о назначении наказания, как привыкли думать многие, но и следить за соблюдением законности в любой сфере общественной жизни.

Похожие темы:

Зачем может потребоваться техпаспорт? Данный документ содержит 2 части – графическую и текстовую. В первую…

Сколько действует справка об отсутствии судимости в РФДокумент об отсутствии (наличии) судимости обязаны представить при…

Как определить срок действия паспорта гражданина РФОсновным событием, которое оказывает влияние на срок действия документа,…

Прокурор, как представитель надзорной инстанции, обязан реагировать на выявленные нарушения действующего законодательства. Это должно быть оформлено документально. Одним из способов реагирования является внесение представления о нарушениях требований закона.

Представление прокуратуры: что это такое?

Понятие представления закреплено в Федеральном законе от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Такой документ представляет собой результат проверки, проведенной в порядке надзора.

Представление вносится должностным лицам, которые могут устранить выявленные нарушения.

В документе должно быть указано следующее:

  • Наименование проверяемой организации.
  • Сведения о прокуроре.
  • Период проведения проверки.
  • Основания, например, план.
  • Направление деятельности, которое подвергалось проверке.
  • Характер выявленных недостатков.
  • Какие нормы законодательства были нарушены.
  • Причины нарушений.
  • Предложения по их устранению.
  • Подпись прокурора.

Представление должно быть зарегистрировано до его направления. Проверка может проводится и во внеплановом порядке, например, на основании жалобы гражданина.

Каковы функции прокурора?

Основной функцией прокурора является надзор за соблюдением законности.

Он осуществляется в следующих направлениях:

  1. Соблюдение закона.
  2. Права и свободы человека.
  3. Оперативно-розыскная деятельность, дознание и предварительное следствие.
  4. Деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания, меры принудительного характера, и содержащих задержанных и заключенных под стражу.

Суть функционирования прокурора сводится к проверкам, которые проводятся в плановом порядке или внезапно.

Читайте также:  Какие бывают аттестаты в 9 классе

Полномочия

В круг полномочий прокурора входят следующие:

  • Получать беспрепятственный доступ на территорию и в помещения проверяемых организаций, к их документам и информационным ресурсам. Для этого необходимо предъявить служебное удостоверение.
  • Проверять исполнение требований закона, на основании информации о нарушениях.
  • Требовать от руководителей и должностных лиц представлять информацию, необходимую для проведения проверки. Прокурор вправе требовать не только копии, но и оригиналы документов.
  • Привлекать к проведению проверок квалифицированных специалистов, обладающих необходимыми профильными знаниями.
  • Проводить ревизии, на основании поступивших жалоб и обращений.
  • Вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
  • Истребовать информацию, документы и материалы или их копии, которые передавались в связи с ранее проведенной проверкой, либо официально опубликованы в средствах массовой информации или размещены на официальном сайте организации, создание которого предусмотрено ее учредительными документами, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Создание препятствий для реализации указанных полномочий влечет за собой ответственность.

Каков порядок рассмотрения?

При поступлении представления в организацию, оно должно быть зарегистрировано. Далее документ должен быть рассмотрен. Как правило, это происходит на совещании с участием руководителя организации. Обсуждается не только содержание представления, так же необходимо заслушать виновных в нарушениях. После обсуждения принимается решение по прокурорским предложениям и требованиям. Оно оформляется приказом руководителя. В нем указываются меры, которые необходимо принять для устранения выявленных недостатков.

Невыполнение требований прокурорского представления повлечет за собой ответственность по статье 17.7 КоАП РФ. Для граждан это будет денежный штраф от одной до полутора тысяч рублей. Должностное лицо обязан будет выплатить от двух до трех тысяч, либо его дисквалифицируют на период от шести до двенадцати месяцев. На организацию, в таких случаях, налагается штраф от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей, либо приостанавливается деятельность на срок до девяноста суток.

Об уведомлении о рассмотрении результатов проверки

После рассмотрения представления и принятия мер по устранению выявленных нарушений необходимо уведомить прокурора. Такое информирование должно осуществляться в письменном виде. Действующим законодательством не утвержден образец уведомления обязательный для исполнения. Документ оформляется в произвольном порядке.

В тексте уведомления должно быть указано следующее:

  1. Наименование надзорной инстанции и данные прокурора.
  2. Название документа. Чаще всего это «Ответ на представление о (указываются выявленные нарушения)».
  3. Дата рассмотрения представления.
  4. Сведения о должностном лице, которое его рассматривало.
  5. Список мероприятий, которые были проведены для устранения выявленных недостатков.
  6. Перечень прилагаемых документов.
  7. Подпись руководителя и печать организации.

К уведомлению необходимо приложить копии документов, свидетельствующих об устранении недостатков. Это могут быть акты, копии или выписки из приказов.

Каков срок рассмотрения?

По правилам статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 представление прокурора должно быть рассмотрено в течение одного месяца с момента его вынесения.

В указанный период должны быть приняты исчерпывающие меры по устранению выявленных недостатков. Если для этого требуется больше времени, то об этом необходимо проинформировать надзорный орган.

Например, для устранения нарушений требуется закупить дополнительное оборудование. Процесс поставки может затянуться не по вине покупателя. По этой причине устранить замечания в срок попросту невозможно.

О кассационном и апелляционном представлении прокуратуры

После вынесения судом первой инстанции приговора, прокурор вправе его обжаловать, если имели место нарушения закона. Апелляционное представление актуально в случаях, когда первоначально в суде не были представлены доказательства, относящие к делу, не были вызваны заявленные свидетели, а также отклонены значимые ходатайства. Суть рассматриваемого дела роли не играет. В представление включаются лишь факты о нарушении уголовно-процессуальных норм.

Доказательства и свидетели могут быть приняты только в случае, если они заявлялись ранее, но не были учтены судом. Прокурор может подать апелляцию на приговор, вынесенный любым судом, включая Верховный. На вынесение такого представления у прокурора есть десять суток. Срок исчисляется с момента вынесения приговора. Если указанный период был пропущен, то апелляция будет возвращена. В таком случае можно направлять ходатайство о восстановлении срока, с указанием причин его пропуска. Апелляция должна быть рассмотрена в течение четырнадцати дней с момента её вынесения.

Кассация несколько отличается от апелляции, но имеет тот же смысл. Отличие заключается в том, что апелляция направляется в отношении решения мировых судей, а кассация – всех остальных. В таком представлении также подробно описываются все нарушения уголовно-процессуальных норм, которые были выявлены. В документе должно быть указано какие именно нормы права были нарушены. Срок вынесения кассации – десять дней с момента вынесения приговора. Если прокурор после внесения кассации решил отказаться от данного действия, он вправе отозвать документ.

Представление прокурора – это документальное реагирование на факты нарушения действующего законодательства. Такой документ может оформляться в отношении любой организации или должностного лица. Представление должно быть рассмотрено в течение месяца, в обязательном порядке. В случае нарушения указанного срока виновное лицо будет привлечено к ответственности.

Читайте также:  Как в регионах платят пособие по безработице

Представление прокурора является одним из актов прокурорского реагирования, который прокурор вправе принимать в ходе проверки.

Представление прокуратуры – это документ (акт прокурорского реагирования), который вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу в целях устранения допущенных нарушений закона.

Основания принесения протестов и порядок их рассмотрения установлены статьей 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Основания для направления представления прокурора

Основанием для внесения представления является выявление в ходе проверки нарушений закона.

Полномочия прокурора позволяют внести представление только в том случае, если в ходе проверки установлены нарушения Федеральных законов и законов края. области, республики. Если прокурор устанавливает нарушения ведомственных приказов, оснований для направления представления не имеется. В этом случае прокурор вправе направить информацию о выявленных недостатках.

Подписать представление могут только прокурор или его заместитель. Таким образом, помощник прокурора или начальник отдела в прокуратуре не могут принести протест.

Порядок рассмотрения представления прокурора

Срок рассмотрения представления прокурора — 1 месяц. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

Если месячный срок приходится на праздничный или выходной день – срок рассмотрения переносится на следующий за ними рабочий день.

Как правило, в представлении указывается, что оно должно быть рассмотрен с участием представителя прокуратуры. В таком случае необходимо заблаговременно уведомить прокурора о времени и месте рассмотрения представления. Порядок уведомления законом не установлен, поэтому это может быть как письменно, так и устно.

Законом установлено, что в месячный срок должны быть приняты меры, по устранению нарушений закона.

Дисциплинарное наказание по представлению прокурора

Нередко в представлении прокурора указывается, что в качестве мер по устранению нарушений закона необходимо привлечь виновное должностное лицо к дисциплинарной ответственности.

Справочно. Количество привлеченных лиц к дисциплинарной ответственности — это показатель, по которому оценивается эффективность внесенных актов прокурорского реагирования и в целом надзора. Как правило, на одно представление приходится 1 наказанный. Тогда показатель равен 1. Если этот показатель менее 1, внесенные представления прокурора малоэффективны.

В соответствии с трудовым законодательством мерами дисциплинарной ответственности являются

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по соответствующим основаниям.

Дисциплинарное взыскание может быть наложено не позднее 6 месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка.

Одним из дискуссионных вопросов является обязанность привлечения работников к дисциплинарной ответственности по представлению прокурора.

Судебная практика по этому вопросу показывает, что применение мер дисциплинарной ответственности — это право работодателя. Такая позиция основана на положениях статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации.

Статья 192 ТК РФ. За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания.

Также статьей 192 ТК РФ установлено, что при наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Таким образом, при рассмотрении представления необходимо провести служебную проверку, установить лиц, виновных в совершении нарушений закона и степень их вины.

При установлении виновных лиц и не истечении срока привлечения к дисциплинарной ответственности руководителю необходимо рассмотреть вопрос о применении мер дисциплинарной ответственности.

В тех случаях, когда при установлении фактов нарушения служебной дисциплины руководитель откажется применение мер дисциплинарной ответственности сославшись на свое "право" привлечения к данной ответственности, прокурор может обратиться в суд или в вышестоящий орган с целью принятия мер по надлежащему рассмотрению представления.

Образец письма-ответа на представление прокурора

Прокурору Энского района

старшему советнику юстиции

ООО "Умка" рассмотрено представление прокуратуры от 02.04.2019 с участием помощника прокурора Илькина С.П. Доводы представления подтвердились.

В целях устранения выявленных нарушений закона приняты дополнительные меры (например, проведена учеба, усилены меры контроля и т.д.).

Начальник отдела закупок Петров И.М. привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания.

Приложение: приказ о наложении дисциплинарной ответственности.

Генеральный директор Трифонов М.А.

Ответственность за нерассмотрение представления

Документом, подтверждающим рассмотрение представления прокурора, является письменный ответ, направленный почтой в адрес прокуратуры.

При непринятии мер по устранению выявленных нарушений, а также при ненаправлении письменного ответа на представление в установленный законом срок (1 месяц), наступает административная ответственность по статье 17.7 КоАП РФ .

Ответственность по данной статье установлена в виде административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 1 500 рублей; на должностных лиц — от 2 000 до 3 000 рублей либо дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Подготовлено "Персональные права.ру"

Дополнительная информация по теме:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector