Способы обеспечения исполнения налогового обязательства

Основы налогового права

1. Признание задолженности по налогам и сборам безнадежным долгом.

2. Способы обеспечения исполнения налогового обязательства.

3. Налоговый учет.

4. Налоговый контроль и формы его осуществления.

Признание задолженности по налогам и сборам безнадежным долгом

Признание задолженности по налогам и сборам безнадежным долгом регулируется Указом Президента РБ от 13 июня 2008 г. №329.

Задолженность белорусских организаций, физических лиц, имеющих постоянное место жительства в Республике Беларусь, физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь, по налогам, сборам (пошлинам), признается безнадежным долгом и списывается в случаях:

1. ликвидации коммерческой организации (за исключением казенного предприятия) либо некоммерческой организации, действующей в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве);

2. ликвидации казенного предприятия либо некоммерческой организации (за исключением потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда) по решению уполномоченного государственного органа или суда, если денежных средств организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для погашения в полном объеме задолженности по обязательным платежам, а оставшаяся часть задолженности по обязательным платежам не может быть погашена собственником имущества организации, ее учредителями (участниками) в соответствии с законодательными актами;

3. наличия у организации и индивидуального предпринимателя в совокупности следующих обстоятельств:

— истечение трехлетнего срока со дня выявления задолженности по обязательным платежам;

— неосуществление организацией и индивидуальным предпринимателем деятельности в течение последних шести месяцев подряд, предшествующих дню начала проверки данного факта;

— отсутствие имущества для погашения задолженности по обязательным платежам;

— невозможность исполнения решения экономического суда о привлечении к субсидиарной ответственности собственников имущества организации, ее учредителей (участников), если данные лица несут указанную ответственность в соответствии с законодательными актами;

— отсутствие общественно опасного деяния индивидуального предпринимателя или работников организации, предусмотренного статьями 231, 243 Уголовного кодекса Республики Беларусь, либо отсутствие в деяниях этих лиц указанного состава преступления, либо прекращение предварительного следствия при неустановлении виновных лиц за истечением срока давности;

4. смерти или объявления судом умершим физического лица — в части задолженности по обязательным платежам в размере, превышающем стоимость наследственного имущества, либо в случае признания наследственного имущества выморочным;

5. признания судом безвестно отсутствующим физического лица — в части задолженности по обязательным платежам, не погашенной по причине недостаточности (отсутствия) имущества такого лица, в размере, превышающем стоимость данного имущества;

6. признания судом недееспособным физического лица — в части задолженности по обязательным платежам, не погашенной по причине недостаточности (отсутствия) имущества этого лица, в размере, превышающем стоимость указанного имущества.

Задолженность по обязательным платежам иностранных организаций, физических лиц, не имеющих постоянного места жительства в Республике Беларусь, физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей за пределами Республики Беларусь, признается безнадежным долгом и списывается в случаях:

1. ликвидации организации, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством государства, на территории которого они зарегистрированы;

2. наличия у организации и индивидуального предпринимателя

в совокупности следующих обстоятельств:

— истечение трехлетнего срока со дня выявления задолженности по обязательным платежам, а по задолженности по государственной пошлине — со дня ее образования;

— неосуществление организацией и индивидуальным предпринимателем деятельности на территории Республики Беларусь в течение последних шести месяцев подряд, предшествующих дню начала проверки данного факта;

— отсутствие на территории Республики Беларусь имущества для погашения задолженности по обязательным платежам;

— истечение трехлетнего срока со дня включения физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя за пределами Республики Беларусь, в Список лиц, право на выезд которых из Республики Беларусь временно ограничено;

— отсутствие общественно опасного деяния индивидуального предпринимателя или работников организации, предусмотренного статьями 231, 243 Уголовного кодекса Республики Беларусь, либо отсутствие в деяниях этих лиц указанного состава преступления, либо прекращение предварительного следствия при неустановлении виновных лиц за истечением срока давности или в отношении умершего;

одного из следующих обстоятельств:

— отсутствие международного договора Республики Беларусь с иностранным государством о порядке признания и приведения в исполнение судебных постановлений судов Республики Беларусь о взыскании задолженности по обязательным платежам, если законодательством иностранного государства установлено, что признание и приведение в исполнение судебных постановлений иностранных судов производится на основании международных договоров;

— сумма задолженности по обязательным платежам, подлежащая взысканию на основании судебного постановления суда Республики Беларусь, меньше суммы расходов, необходимых для признания и приведения в исполнение судебного постановления на территории иностранного государства;

— отказ суда или иного компетентного органа иностранного государства в признании и приведении в исполнение судебного постановления суда Республики Беларусь;

— истечение срока давности предъявления в суд или иной компетентный орган иностранного государства судебного постановления суда Республики Беларусь к принудительному исполнению;

3. смерти или объявления судом или компетентным органом иностранного государства умершим физического лица, признания его судом или компетентным органом иностранного государства безвестно отсутствующим или недееспособным при условии отсутствия на территории Республики Беларусь имущества этого лица для погашения задолженности по обязательным платежам;

По решению руководителя налогового органа проводится внеплановая проверка, в ходе которой устанавливается факт неосуществления организацией или индивидуальным предпринимателем деятельности в течение последних шести месяцев подряд, предшествующих дню начала проверки данного факта. При этом проверка деятельности указанных лиц за другие периоды не проводится.

Решение о признании задолженности безнадежным долгом и ее списании принимается:

1. инспекцией Министерства по налогам и сборам по месту постановки организации и физического лица на учет по согласованию с соответствующей инспекцией Министерства по налогам и сборам по области или г. Минску (за исключением задолженности по обязательным платежам, образовавшейся в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь, а также выявленной органами Комитета государственного контроля);

2. таможнями, осуществляющими взыскание, — по задолженности по обязательным платежам, образовавшейся в связи с ввозом (вывозом) товаров на (с) территории Республики Беларусь;

3. Комитетом государственного контроля, его территориальными органами и органами финансовых расследований — по задолженности по обязательным платежам, выявленной органами Комитета государственного контроля.

Налоговые органы, и (или) таможенные органы, и (или) органы Комитета государственного контроля принимают решения о признании задолженности по обязательным платежам безнадежным долгом и ее списании по пункту 3, 2 перечней (наличие у организации и индивидуального предпринимателя в совокупности следующих обстоятельств…).

В иных случаях задолженность по обязательным платежам может быть списана по решению Президента Республики Беларусь.

Информация о решениях в отношении физических лиц и организаций о признании задолженности по обязательным платежам безнадежным долгом и ее списании, принятых налоговыми, таможенными органами, и (или) органами Комитета государственного контроля, а также о признании задолженности по пеням, административным взысканиям безнадежным долгом и ее списании, размещается на их официальных сайтах. Так, с 2008 г. налоговыми органами в отношении физических лиц было принято 48 подобных решений + 8 физ лиц в 2017 году.

Читайте также:  Где проверить есть ли штрафы

Решение о признании задолженности безнадежным долгом и ее списании принимается по форме, утвержденной данным Указом.

Способы обеспечения исполнения налогового обязательства

НК предусматривает правовые средства, стимулирующие добросовестную уплату налогоплательщиком налоговых платежей либо позволяющие налоговому органу осуществить принудительное взыскание налога. Это способы обеспечения исполнения налогового обязательства, порядок применения, которых регулируется ст.49-54 НК.

Ст. 49 НК содержит исчерпывающий перечень способов обеспечения исполнения налогового обязательства:

1) залог имущества;

4) приостановление операций плательщика (иного обязанного лица) по счетам, электронным кошелькам в банке;

5) арест имущества.

Уплата пеней обеспечивается способами, указанными в пп. 1, 2, 4 и 5.

Залог имущества (ст.50 НК).

В случае изменения сроков исполнения налогового обязательства, уплаты пеней обязанность по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней может быть обеспечена залогом.

Договор о залоге имущества заключается между залогодателем – плательщиком (иным обязанным лицом) и налоговым органом по месту постановки на учет плательщика (иного обязанного лица). К договору о залоге применяются правила, предусмотренные законодательством для данного вида договора.

Залогодатель не вправе отчуждать предмет залога, передавать его в аренду или безвозмездное пользование другому лицу либо иным образом распоряжаться им без согласия залогодержателя.

Поручительство (ст. 51 НК).

В случае изменения сроков исполнения налогового обязательства, уплаты пеней обязанность по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней может быть обеспечена поручительством.

Договор поручительства заключается между поручителем и налоговым органом по месту постановки на учет плательщика (иного обязанного лица) и включает в себя обязанность поручителя исполнить в полном объеме налоговое обязательство плательщика, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налогов, сборов (пошлин), пеней. К договору поручительства применяются правила, предусмотренные законодательством для данного вида договора.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поручителем своих обязательств налоговый орган вправе взыскать причитающиеся суммы налога, сбора (пошлины), пени с поручителя или плательщика (иного обязанного лица).

Пени (ст. 52 НК).

Пенями признаются денежные суммы, которые плательщик (иное обязанное лицо) должен уплатить в случае исполнения налогового обязательства в более поздние сроки по сравнению с установленными налоговым законодательством.

Сумма соответствующих пеней уплачивается дополнительно к причитающейся к уплате сумме налога, сбора (пошлины) независимо от применения других способов обеспечения исполнения налогового обязательства, а также мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки, включая день уплаты (взыскания), в течение всего срока неисполнения налогового обязательства начиная со дня, следующего за установленным налоговым законодательством днем уплаты налога, сбора (пошлины).

Пени не начисляются на суммы налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), в случае их неуплаты или неполной уплаты на основании письменных разъяснений по вопросам применения актов налогового законодательства, полученных им от налоговых органов.

Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченных сумм налога, сбора (пошлины) с учетом процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действовавшей в соответствующие периоды неисполнения налогового обязательства.

Расчет пеней производится по каждому такому периоду по формуле:

П = (ННО x КД x СР) / (360 x 100), где:

П – размер пеней, начисленных в соответствующем периоде неисполнения налогового обязательства;

ННО – размер неисполненного налогового обязательства в соответствующем периоде неисполнения налогового обязательства;

КД – количество календарных дней, в течение которых неуплаченная сумма налога, сбора (пошлины) и ставка рефинансирования Национального банка Республики Беларусь оставались неизменными, включая день уплаты (взыскания) соответствующей суммы налога, сбора (пошлины) либо день, предшествовавший дню, в котором была изменена ставка рефинансирования Национального банка Республики Беларусь;

СР – ставка рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действовавшая в соответствующие периоды неисполнения налогового обязательства.

Пени уплачиваются (взыскиваются) после уплаты (взыскания) причитающихся сумм налога, сбора (пошлины).

После исполнения налогового обязательства плательщик (иное обязанное лицо) может быть освобожден от уплаты пеней в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь (Указ от 17 октября 2005 г. №481).

Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 98 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

10.3. Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности

Способы исполнения налоговой обязанности – совокупность мер правового воздействия, которые обеспечивают исполнение обязанности по уплате налогов и сборов.

НК РФ содержит исчерпывающий перечень рассматриваемых способов:

– приостановление операций по счетам в банке;

– наложение ареста на имущество налогоплательщика.

Залог имущества. Сущность залога заключается в предоставлении кредитору-залогодержателю права на приоритетное (за некоторым исключением, установленным законом) удовлетворение своего требования за счет заложенного имущества.

Залог имущества оформляется договором между налоговым органом и залогодателем. Залогодателем может быть как сам налогоплательщик или плательщик сбора, так и третье лицо.

Предметом залога может быть имущество, в отношении которого может быть установлен залог по гражданскому законодательству РФ.

Поручительство. В силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней.

Поручительство оформляется в соответствии с ГК РФ договором между налоговым органом и поручителем.

Поручителем вправе выступать юридическое илифизическое лицо. По одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей.

Пеня. Пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Принудительное взыскание пеней с организаций производится в бесспорном порядке, а с физических лиц – в судебном порядке.

Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации, налогового агента – организации, плательщика сбора – организации или налогоплательщика – индивидуального предпринимателя. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке принимается руководителем (его заместителем) налогового органа, направившим требование об уплате налога, в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога.

Читайте также:  Ограничения для физического лица признанного банкротом

Арест имущества. Арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества.

Арест имущества может быть полным или частичным.

Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога.

Способы обеспечения исполнения налогового обязательства представляют собой правовые средства, стимулирующие добросовестную уплаты налогоплательщиком налоговым платежей либо позволяющие налоговому органу осуществить принудительное взыскание налога.

Если в налоговом праве обеспечение исполнения налогового обязательства является новым институтом, то в цивилистике этот правовой феномен имеет многовековую историю.

В отличие от гражданского права, где источником мер обеспечения исполнения обязательства является не только закон, но и договор, в налоговом праве участники правоотношения лишены возможности использования иных, не предусмотренных законом способов. Таким образом, отличительной чертой обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов является то, что оно осуществляется только установленными законом способами.

Способы обеспечения исполнения налогового обязательства имеют целью предотвращение нанесения ущерба публичным интересам ввиду непоступления или несвоевременного поступления налогов и сборов. В налоговом праве, где обязанность по уплате налогов и сборов является публичной, институт обеспечения выполняет функцию создания условий для гарантированной уплаты налога и возмещения ущерба от возможной неуплаты или несвоевременной уплаты сумм налогов и сборов.

П. 1 ст. 49 НК устанавливает исчерпывающий перечень способов обеспечения исполнения налогового обязательства:

— приостановление операций по счетам в банке;

Залог имущества и поручительство традиционно являются гражданско-правовыми способами обеспечения исполнения обязательств и наиболее полно разработаны именно в гражданском законодательстве, что и обусловило отсылку законодателя при регулировании отношений залога и поручительства в налоговой сфере к гражданскому законодательства, применяемого в налоговых отношениях (п. 2 ст. 50 и п. 1 ст. 51 НК).

В то же время залог и поручительство, применяемые во взаимоотношениях между государством и налогоплательщиком не тождественны одноименным способам, применяемым в гражданско-правовом обороте, но суть этих правовых инструментов совпадает в силу наличия элементов диспозитивности, обусловленных результатом соглашения, договоренности между налогоплательщиком и налоговым органом. Естественно, будучи примененными в системе публично-правовых отношений, оба правовых средства отличаются от одноименных гражданско-правовых средств, т.к. их использование осуществляется в рамках, определенных налоговым законодательством.

Обязанность по уплате налогов и сборов может быть обеспечена залогом и поручительством в случае изменения сроков исполнения налогового обязательства в части как уплаты самих налогов (сборов), так и пеней.

Договор о залоге имущества в соответствии с п. 2 ст. 50 НК заключается между залогодержателем – плательщиком (иным обязанным лицом) и налоговым органом по месту постановки на учет плательщика (иного обязанного лица). При этом залогодержатель не вправе отчуждать предмет залога, передавать его в аренду или безвозмездное пользование другому лицу либо иным образом распоряжаться им без согласия залогодержателя (п. 3 ст. 50 НК).

Договор поручительства заключается между поручителем и налоговым органом по месту постановки на учет плательщика (иного обязанного лица) и включает в себя обязанность поручителя исполнить в полном объеме налоговое обязательство плательщика, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налогов, сборов (пошлин), пеней (п. 1 ст. 51 НК). В отличие от договора поручительства в гражданских правоотношениях поручительство в сфере налоговых отношений не может быть частичным, т.е. лицо отвечает за исполнение обязательства полностью. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поручителем своих обязанностей налоговый орган вправе взыскать причитающиеся суммы налога, пени с поручителя или плательщика (иного обязанного лица).

Универсальным способом обеспечения исполнения налогового обязательства является пеня, так как применяется вне зависимости от использования других способов обеспечения обязательств, а также независимо от вины налогоплательщика.

Пеня в налоговом праве выполняет две функции стимулирующую и компенсационную. Стимулирующая функция пени проявляется на всех стадиях исполнения налогового обязательства – как до нарушения обязанности уплаты налоговых платежей, так и после. На начальной стадии стимулирующее воздействие пени оказывается посредством угрозы применения санкции, на стадии — после нарушения исполнения налогового обязательства – самим фактом ее применения и причинения при этом определенных лишений правонарушителю. Компенсационная функция пени обусловлена отрицательными имущественными последствиями, которые могут возникнуть в результате нарушения сроков уплаты налогов (просрочки исполнения налогового обязательства): просрочка уплаты налогов налогоплательщиком может привести к просрочке выполнения обязательств государства, которое становится должником по бюджетным ассигнованиям, включая заработную плату, выполнение важных целевых программ и иные финансовые обязательства; последствием несвоевременного поступления налоговых доходов в бюджет может стать вынужденное заимствование средств для покрытия текущих расходов. С целью недопущения различного рода отрицательных последствия в связи с несвоевременным выполнением налогоплательщиками своих налоговых обязанностей государство устанавливает для нарушителей дополнительных платеж с целью компенсации причиненного обществу ущерба по вышеуказанным причинам которым и является пеня.

В соответствии с п. 1 ст. 52 НК пенями признаются денежные суммы, которые плательщик (иное обязанное лицо) должен уплатить в случае исполнения налогового обязательства в более поздние сроки по сравнению с установленными налоговым законодательством.

Пеня может применяться одновременно с любым из других способов обеспечения. Согласно п. 2 ст. 52 НК сумма соответствующих пеней уплачивается дополнительно к причитающейся к уплате сумме налога, сбора (пошлины) независимо от применения других способов обеспечения исполнения налогового обязательства, а также мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки, включая день уплаты (взыскания), в течение всего срока исполнения налогового обязательства, начиная со дня, следующего за установленным налоговым законодательством днем уплаты налога. Пени за каждый день просрочки устанавливаются в процентах от неуплаченных сумм налога и определяются в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день исполнения налогового обязательства.

Пени уплачиваются (взыскиваются) после уплаты (взыскания) причитающихся сумм налоговых платежей.

После исполнения налогового обязательства плательщик (иное обязанное лицо) может быть освобожден от уплаты пеней в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.

В отличие от залога и поручительства приостановление операций по счетам в банке более широко применяется в качестве обеспечения исполнения налоговых обязательств. Прежде всего это мера оперативного воздействия, которая означает прекращение банком расходных операций налогоплательщика. В соответствии с п. 1 ст. 53 НК приостановление операций по счетам в банкепризнается действие налогового или таможенного органа, ограничивающее право плательщика (иного обязанного лица) распоряжаться денежными средствами, находящимися или поступающими на его счета в банке, а также право этого лица на открытие новых счетов в этом же или другом банке. Указанное ограничение не распространяется на приходные операции по счету и платежи, связанные с исполнением налогового обязательства, уплатой пеней.

Читайте также:  Имеют ли право сверлить в субботу

Законодательством четко определены случаи, когда налоговые или таможенные органы применяют данный способ обеспечения налогового обязательства, а именно:

— неисполнение плательщиком (иным обязанным лицом) в установленные сроки налогового обязательства, неуплаты пеней;

— непредставление плательщиком (иным обязанным лицом) в налоговые или таможенные органы налоговых либо таможенных деклараций (расчетов) по налогам, сборам (пошлинам);

— непредставление плательщиком (иным обязанным лицом) в налоговые органы документов бухгалтерского учета, специальных разрешений (лицензий), иных документов (сведений) для проведения налоговой проверки (п. 2 ст. 53 НК).

Решение налогового или таможенного органа о приостановлении операций плательщика (иного обязанного лица) по его счетам в банке подлежит безусловному исполнению банком. Невыполнение либо ненадлежащее выполнение банком решения налогового или таможенного органа о приостановлении операций по счетам плательщика (иного обязанного лица) является основанием для привлечения этого банка и (или) его должностных лиц к ответственности, установленной законодательными актами.

Приостановление операций плательщика (иного обязанного лица) по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового или таможенного органа о приостановлении таких операций до исполнения налогового обязательства, уплаты пеней в полном объеме либо до отмены решения налогового или таможенного органа о приостановлении операций плательщика (иного обязанного лица) по его счетам в банке.

Вместе с тем законодательством предусмотрена обязанность вышеуказанных органов своевременно отзывать из банка свои решения о приостановлении операций в случае устранения плательщиком оснований, повлекших их применение. Так, п. 6. ст. 53 НК предусмотрено, что приостановление операций по счетам плательщика (иного обязанного лица) отменяется решением руководителя (его заместителя) налогового или таможенного органа не позднее одного рабочего дня, следующего за днем представления в налоговый или таможенный орган документов, подтверждающих устранение плательщиком (иным обязанным лицом) нарушений, послуживших основанием для приостановления операций по его счетам в банке.

Невыполнение либо ненадлежащее выполнение банком решения налогового или таможенного органа о приостановлении операций по счетам плательщика (иного обязанного лица) является основанием для привлечения этого банка и (или) его должностных лиц к ответственности, установленной законодательными актами.

В соответствии с п. 1 ст. 54 НК арестом имуществапризнается действие налогового или таможенного органа по ограничению имущественных прав плательщика (иного обязанного лица) в отношении имущества, принадлежащего ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Арест имущества плательщика (иного обязанного лица) заключается в проведении описи имущества и объявлении запрета распоряжаться этим имуществом либо в изъятии описанного имущества и передаче его на хранение плательщику (иному обязанному лицу), его представителю или иному лицу с предупреждением таких лиц об ответственности за сохранность описанного имущества.

Основное назначение ареста имущества состоит в установлении препятствий к его возможному отчуждению или сокрытию. Основанием для ареста имущества в соответствии с п. 2 ст. 54 НК являются два одновременных условия:

— наличие неисполненного в установленный срок налогового обязательства, неуплаты пеней;

— наличие у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться или скрыть свое имущество.

Арест налагается только на то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения налогового обязательства, уплаты пеней, за исключением имущества на которое в соответствии с законодательством не может быть обращено взыскание. Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения налогового обязательства, уплаты пеней.

Порядок наложения ареста определяется п. 5-12 ст. 54 НК. Решение о наложении ареста на имущество плательщика (иного обязанного лица) принимается руководителем (его заместителем) налогового или таможенного органа в форме постановления о наложении ареста на имущество. Виды, объемы и сроки ограничения определяются в каждом конкретном случае с учетом свойств имущества, значимости его для плательщика (иного обязанного лица), хозяйственного, бытового или иного использования и других факторов.

Налоговый кодекс установил новые положения по аресту имущества физического лица. Так, арест находящегося в жилище имущества физического лица производится по постановлению о наложении ареста на имущество с санкции прокурора.

Арест имущества плательщика производится в присутствии плательщика либо при участии его законного или уполномоченного представителя и в присутствии понятых.

При отсутствии законного или уполномоченного представителя плательщика (иного обязанного лица) либо отказе присутствовать при аресте имущества арест имущества производится в присутствии двух понятых с последующим уведомлением плательщика о явке его законного или уполномоченного представителя в налоговый или таможенный орган.

При отсутствии представителя плательщика (иного обязанного лица) или совершенного члена его семьи либо их отказе присутствовать при аресте имущества арест имущества производится с участием двух понятых, а в случаях, связанных с арестом имущества, находящегося в жилище, также и представителя местного исполнительного и распорядительного органа. При этом налоговые или таможенные органы обязаны уведомить плательщика (иное обязанное лицо) о произведенном аресте имущества.

Проведение ареста начинается с предъявления плательщику (иному обязанному лицу), его законному или уполномоченному представителю (иным лицам) постановления о наложении ареста (в случаях проведения ареста имущества в жилище физического лица – санкции прокурора) и документов, удостоверяющих полномочия должностных лиц. При проведении ареста составляется опись арестованного имущества. Имущество, подлежащее аресту, перечисляется и описывается в описи имущества с точным указанием наименований, количества, индивидуальных признаков предметов. А при возможности – их стоимости (балансовой стоимости). При необходимости имущество упаковывается и опечатывается на месте ареста.

Описанное имущество передается на хранение под расписку плательщику (иному обязанному лицу), его представителю или иному лицу, назначенному налоговым или таможенным органом. Лицо, которому передано на хранение арестованное имущество, если таковыми не является плательщик (иное обязанное лицо), получает вознаграждение, и ему возмещаются расходы по хранению имущества за счет плательщика (иного обязанного лица).

Отчуждение имущества (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового или таможенного органа), на которое наложен арест, а также его растрата или сокрытие не допускаются. Несоблюдение указанного порядка является основанием для привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной ст. 409 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

При прекращении налогового обязательства, уплате пеней решение об аресте имущества отменяется руководителем (его заместителем) налогового или таможенного органа, принявшим решение о наложении ареста, а имущество, переданное на хранение другим лицам, подлежит возврату плательщику (иному обязанному лицу).

Решение об аресте имущества действует с момента до отмены этого решения руководителем (его заместителем) налогового или таможенного органа, принявшим решение о наложение ареста, либо до отмены этого решения вышестоящим налоговым или таможенным органом либо судом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector