Штраф за отсутствие лицензии на медицинскую деятельность

Содержание

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Постановление Верховного Суда РФ от 12 февраля 2016 г. N 303-АД15-15624 Принятые судебные акты о привлечении заявителя к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии подлежат отмене, а производство по делу — прекращению в связи с отсутствием в действиях заявителя состава административного правонарушения

Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г.,

рассмотрев по материалам истребованного дела жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стоматолог"

на постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 01.09.2015

по делу N А16-291/2015 Арбитражного суда Еврейской автономной области

по заявлению Управления здравоохранения Правительства Еврейской автономной области

о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Стоматолог" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:

управление здравоохранения Правительства Еврейской автономной области (далее — административный орган) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Стоматолог" (далее — общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Еврейской автономной области от 01.04.2015 общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2015 решение суда первой инстанции отменено, административному органу отказано в удовлетворении заявления о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 01.09.2015 отменил постановление суда апелляционной инстанции, оставив в силе решение суда первой инстанции.

Общество обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой на указанное постановление суда кассационной инстанции, в которой просит его отменить, оставив в силе постановление суда апелляционной инстанции.

Письмом судьи Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2015 были истребованы материалы дела из Арбитражного суда Еврейской автономной области.

При рассмотрении доводов жалобы по материалам истребованного дела и принятых по делу судебных актов установлено следующее.

В ходе проведения плановой выездной проверки общества, осуществляющего медицинскую деятельность по оказанию первичной медико- санитарной помощи в амбулаторных условиях, в частности по стоматологии, стоматологии общей практики, на основании бессрочной лицензии от 17.11.2014 N 79-01-000305, административный орган выявил факт выполнения обществом работ по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения в отсутствие специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности по дезинфектологии, при том, что предоставленная обществу лицензия на осуществление медицинской деятельности такого вида работ как дезинфектология не содержит.

Выявленные нарушения послужили основанием для составления административным органом в отношении общества протокола от 26.02.2015 N 05-05/15-32 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, и обращения в Арбитражный суд Еврейской автономной области с настоящим заявлением.

Согласно части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее — Закон N 99-ФЗ) медицинская деятельность (за исключение указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), подлежит лицензированию.

Порядок лицензирования медицинской деятельности установлен Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее — Положение о лицензировании медицинской деятельности).

Пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности определено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Читайте также:  Нормы размещения строений на земельном участке ижс

Из системного толкования приведенных нормативных положений следует, что лицензированию подлежит медицинская деятельность в виде работ (услуг), включенных в перечень и выполняемых в рамках оказания медицинской помощи.

Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее — Закон N 323-ФЗ) под медицинской услугой понимается медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

В свою очередь под медицинским вмешательством понимаются выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность, виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности (пункт 5 статьи 2 названного Закона).

В перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены работы (услуги) по дезинфектологии.

Из системного толкования положений Закона N 99-ФЗ, Закона N 323-ФЗ, Положения о лицензировании медицинской деятельности, а также писем Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.10.2014 N 24-1/3060814-2592, от 24.05.2013 N 16и-521/13, следует, что работы (услуги) по дезинфектологии подлежат лицензированию как вид медицинской деятельности лишь в тех случаях, когда они оказываются третьим лицам как самостоятельные работы, услуги в рамках медицинской помощи.

Рассматривая настоящий спор, установив, что осуществляя медицинскую деятельность по оказанию первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, в рамках которой общество проводит дезинфекцию, предстерилизационную очистку и стерилизацию изделий медицинского назначения без соответствующей лицензии на работы по дезинфектологии, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, и привлек общество к указанной административной ответственности, назначив наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции признал данный вывод суда ошибочным ввиду того, что общество не оказывает медицинских услуг по дезинфектологии, выраженных в медицинском вмешательстве и имеющих самостоятельное законченное значение, не предоставляет услуг по медицинской помощи в области дезинфектологии, а проведение дезинфекционных мероприятий по дезинфекции предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения, используемых в работе общества, является его обязанностью в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2010 N 58 (далее — СанПин 2.1.3.2630-10).

Суд кассационной инстанции отменил постановление суда апелляционной инстанции, оставив в силе решение суда первой инстанции, указав, что работы по дезинфенкции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения, выполняемые обществом при осуществлении медицинской помощи, подлежат обязательному лицензированию.

Однако указанные выводы суда кассационной инстанции нельзя признать правомерными.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, осуществляя на основании лицензии от 17.11.2014 N 79-01-000305 медицинскую деятельность, в частности по оказанию услуг по стоматологии, стоматологии общей практики, общество проводит дезинфекционные стерилизационные мероприятия, включающие дезинфекцию, предстерилизационную очистку и стерилизацию изделий медицинского назначения, которые принадлежат обществу на законном основании.

При этом общество не оказывает медицинских услуг по дезинфектологии, выраженных в медицинском вмешательстве и имеющих самостоятельное законченное значение, не предоставляет услуг по медицинской помощи в области дезинфектологии для третьих лиц.

Проведение обществом дезинфекционных мероприятий по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации принадлежащих ему изделий медицинского назначения, используемых в работе общества, является необходимым условием осуществления медицинской деятельности — обязанностью общества, установленной требованиями СанПин 2.1.3.2630-10.

Таким образом, инкриминируемые обществу действия не образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

Поскольку в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, на что правомерно указано судом апелляционной инстанции, принятое по настоящему делу постановление суда кассационной инстанции подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:

жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стоматолог" удовлетворить.

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 01.09.2015 по делу N А16-291/2015 Арбитражного суда Еврейской автономной области отменить, оставить в силе постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2015 по указанному делу.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Судья Верховного Суда Российской Федерации А.Г. Першутов

Обзор документа

Административный орган потребовал привлечь медорганизацию к ответственности за ведение предпринимательской деятельности без лицензии.

ВС РФ счел, что для такой ответственности нет оснований, и указал следующее.

По Закону о лицензировании отдельных видов деятельности подлежит лицензированию в т. ч. меддеятельность (за исключением осуществляемой на территории "Сколково").

Из системного толкования положений законодательства следует, что лицензированию подлежит меддеятельность в виде работ (услуг), включенных в Перечень работ (услуг), составляющих меддеятельность, и выполняемых в рамках оказания медпомощи.

Читайте также:  Авторский сертификат что это

В силу Закона об основах охраны здоровья граждан под медуслугой понимается медвмешательство (в т. ч. комплекс таковых), направленное на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медреабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

В свою очередь под медвмешательством понимаются выполняемые медработником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность, виды медобследований и (или) медманипуляций, а также искусственное прерывание беременности.

В перечень работ (услуг), составляющих меддеятельность, включены в т. ч. работы (услуги) по дезинфектологии.

Из системного толкования норм и ведомственных разъяснений следует, что работы (услуги) по дезинфектологии подлежат лицензированию как вид меддеятельности лишь в тех случаях, когда они оказываются третьим лицам как самостоятельные работы, услуги в рамках медпомощи.

В рассматриваемом случае медорганизация (оказывавшая услуги по стоматологии) проводила мероприятия по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации принадлежащих ей изделий медназначения, используемых в своей работе.

Медорганизация не предоставляла услуг по медпомощи в области дезинфектологии для третьих лиц. Соответственно, получать указанную лицензию необходимости не было.

Во – первых, ответственность может наступить за предпринимательскую деятельность, т.е. за работу без лицензии в тех сферах жизнедеятельности, которые подлежат обязательному лицензированию. Глупо искать оправдание своим ошибкам в случае своего же незнания того или иного аспекта жизнедеятельности. Незнание закона, как говорится, не освобождает от ответственности. Так вот, во – вторых, пострадать можно за грубое нарушение норм и правил установленных законом в лицензируемых областях, ну и в — третьих, за неоднократные мелкие нарушения в тех же самых областях обязательного лицензирования. И если, за последние два вида нарушений у горе коммерсантов просто отзовут лицензию, то за предпринимательскую деятельность без лицензии там, где она обязательна, бизнесмену могут грозить серьезные неприятности вплоть до уголовного преследования. Поэтому зарегистрировать сегодня коммерческое предприятие – это сделать только полдела. В обязательном порядке, необходимо получить лицензию на те виды деятельности, которые определены 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Медицинская деятельность в этом списке есть, и ее осуществление без наличия соответствующего разрешающего документа запрещено.

Перечень видов деятельности подлежащих обязательному лицензированию можно уточнить по телефону:

+7(812) 407-15-81

А так же на сайте Вы можете рассчитать стоимость лицензирования интересующих Вас медицинских услуг:

В соответствии с действующим законодательством РФ, за осуществление предпринимательской деятельности в области медицины без лицензии предприимчивым гражданам придется столкнуться с ответственностью как административного, так и уголовного характера. В ст 14.1 КоАП РФ подробно прописаны виды наказания за работу без лицензии, и размеры ответственности за отсутствие лицензии которые действуют сегодня. Наложение административного штрафа предпочтительнее уголовного наказания. Но вот каким нарушением (административное оно или уголовное) является работа без лицензии, в каждом конкретном случае определяют соответствующие компетентные органы.

Зачастую, такой проступок как отсутствие медицинской лицензии, влечет за собой ШТРАФ! А какой?

Размер штрафа за работу без лицензии:

для граждан в размере от 2 тысяч рублей до 2,5 тысяч рублей
для должностных лиц в размере от 4 тысяч рублей до 5 тысяч рублей
для организаций в размере от 40 тысяч рублей до 50 тысяч рублей

Ст 19.20 КоАП РФ предусматривает ответственность за отсутствие лицензии за осуществление предпринимательской деятельности, не связанной с извлечением денежной прибыли (дохода). В этом случае отсутствие лицензии на медицинскую деятельность классифицируется как административное правонарушение. На гражданских лиц налагается предупреждение. В добавок, за работу без лицензии, они м.б. "награждены" денежным штрафом в размере от 500 (пятисот) до 1000 (тысячи) рублей. На должностных лиц — штрафом в размере от 30 до 50 тысяч рублей. В отдельных случаях, осуществление предпринимательской деятельности может быть прекращено на срок продолжительностью до 3 (трех) месяцев. Организация же (касается юридических лиц любых форм собственности) должна будет выплатить денежную компенсацию в виде штрафа в размере 170 000 рублей — 250 000 рублей или приостановить осуществление предпринимательской деятельности на срок в девяносто календарных дней.

Ст 171 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за работу без лицензии, если осуществление предпринимательской деятельности нанесло государству существенный ущерб. В этом случае предусмотрена ответственность в виде обязательных работ на срок до 480 часов либо наказание в виде ареста на срок до 6 месяцев.

Если Вы дочитали до этого места, то скорее всего ваше предприятие работает не совсем на законных основаниях и остро нуждается в лицензировании. Хотим чтоб Вы знали, в последнее время у нас резко увеличилось количество звонков типа: "как наказать . за отсутствие . ", "нам сделали . без лицензии, куда пожаловаться?", ". работает без соответствующего разрешения, куда сообщить?" и т.п. Конечно, мы знаем куда и к кому. Но ведь эти адреса и телефоны находятся в открытом доступе. Поэтому бесплатный Вам совет: "не играйте с огнем!" Сэкономите сегодня рубль, потеряете завтра два. И это будет хорошо, если два.

Государственными конституционными законами прописано, что осуществлять коммерческую деятельность, не имея лицензию или государственную регистрацию, воспрещено и влечет наложению административного штрафа или уголовного наказания. Какие нарушения являются грубыми, а какие не грубые, какие наказания предусмотрены для тех, кто осуществляет деятельность без лицензии, расскажем далее.

Нормативно-правовая база

Федеральным законом 99 устанавливаются понятия, которые используются для регулировки отношений, возникающих в сфере лицензирования.

Читайте также:  Выплаты при увольнении по срочному трудовому договору

Закон определяет также обязанности с правами, ответственностью объектов лицензирования и контролирующих органов.

Статья 8 в данном нормативном акте закрепляет требования лицензирования. Здесь прописаны правила, по которым юридическое лицо должно образовываться и действовать, момент создания статуса индивидуального предпринимателя в сферах, предписанных государством.

Правила разработаны, чтобы реализовывать задачи в сфере лицензирования.

Что это означает

Лицензия — право распоряжаться собственностью, выполнять определенные действия, которые могут быть удовлетворены одноименным документом. Отсутствие лицензии на выполнение медицинской деятельности, а также работ в предпринимательской, юридической, сфере и ряде других несет наложение штрафа. В случае, если от действий юридического лица и его компании пострадали люди, организация или государство, предусмотрено уголовное наказание по статье 170 или 180 УК РФ. Перечень сфер деятельности, которые попадают под лицензирования, дан в ФЗ 99 от 2011 года. Разрешение выдается в бессрочном порядке.

Административно-правовая ответственность за осуществление медицинской деятельности без лицензии

Медицинская сфера — та область, которая требует обязательного получения разрешительного документа на обследование, лечение и реабилитацию больных. Заниматься медициной в частном порядке, осуществлять частную фармацевтическую деятельность воспрещено. Если такая работа привела к неосторожному причинению вреда человеку, лицо выплачивает штраф за работу без лицензии на медицинскую деятельность по статье 235 Уголовного кодекса в количестве одной зарплаты или до 300 заработных плат по МРОТ.

Также действует штраф в размере дохода за 3 месяца. В случае если обслуживаемый человек серьезно пострадал, предусмотрен тюремный срок заключения до 3 лет. Если пострадавший погиб по неосторожности лица, у которого отсутствует лицензия на медицинскую деятельность, это влечет к тюрьме на срок до 5 лет по разделу 2 нормы 235 Уголовного кодекса.

Грубые нарушения лицензионных требований

Грубое нарушение — процесс невыполнения юридическим лицом требований, которые предусмотрены в пункте 4 и в двух первых подпунктах Постановлений №291. Если работа предпринимательского характера повлекли последствия, которые установлены в части 11 статье ФЗ 99.

В области медицины, например, к таким относятся нарушения в виде:

  1. Несоблюдения требований к площадкам, медикаментам и врачебному оборудованию для осуществления деятельности(услуг) в сфере здравоохранения;
  2. Отсутствия специального высшего или среднего специального образования с опытом работы для исполнения обязанностей;
  3. Отсутствия сформированных договоров по Трудовому кодексу РФ с работниками, осуществляющими комплекс медицинских и других услуг;
  4. Отсутствия соответствующего контроля за работой на предмет качества и безопасности, соблюдения порядка их проведения;
  5. Правильного соблюдения за порядком по оказанию квалифицированной помощи и другого.

За грубое нарушение лицензионных требований налагается административная денежная санкция. Лица, которые работают в предпринимательской сфере без государственного разрешения и соответствующего образования, должны выплатить деньги в размере от четырех до восьми тысяч. На юридических лиц распространяется санкция в размере от 100 до 200 тысяч рублей или полная остановка деятельности на 3 месяца.

Подобные административные правонарушения для должностных лиц некоммерческих предприятий наказываются штрафной санкцией от 20 до 30 тысяч рублей, для людей не имеющих юридического спецобразования — до 20 тысяч, для юридических лиц — до 250 тысяч рублей. Также предусмотрена тюрьма на срок до трех месяцев.

Негрубые нарушения лицензионных требований

Не грубые правонарушения требований лицензии – отклонения от установленных нормативов, которые не могут и не привели к плачевным обстоятельствам, в том числе причинению вреда и гибели лиц.

По указанию первой части статьи 99, если будут нарушены лицензионные правила, виновные могут получить наказание в виде:

  • Штрафа;
  • Принудительных социальных работ;
  • Ареста.

В статье Уголовного кодекса содержится состав преступления. Если негрубые нарушения будут допущены группой или были сопряжены с извлечением прибыли, наказание становится более жестким. При этом сумма штрафной санкции может увеличиться, как и обязательные работы с арестом. Также вместо административного взыскания, на лиц может быть наложено уголовное, влекущее к тюремному заключению.

Кроме статьи 171, мера наказания представлена а других нормах УК РФ. Санкции распространяются на деятельность, связанную с банком, фармацевтикой, медициной, образованием и рядом других сфер.

Уголовно-правовая ответственность за осуществление медицинской деятельности без лицензии

Медицинская деятельность — сфера, особо контролируемая со стороны государства. Поэтому на лиц, ведущих деятельность в сфере здравоохранения без соответствующего разрешения, налагается административно-правовая ответственность. За работу коммерческого или некоммерческого предприятия без разрешения в области фармацевтики, медицины, образования, юриспруденции и других областях налагается штраф по статье 6.2, 14.1 и 19.20 КоАП РФ.

Занятие в области народной медицины без разрешения приводит к административному штрафу до 2-4 тысяч рублей по статье 6.2 КоАП РФ. Осуществление деятельности в разных сферах по части 2 статье 14.1 КоАП РФ влечет наложение штрафа:

  1. для обычных людей в размере от 2 до 2,5 тысяч рублей с ликвидированием или изыманием созданного имущества;
  2. для лиц при исполнении служебных обязанностей — от 4 до 5 тысяч рублей с конфискацией изготовленного сырья;
  3. для юридических лиц — от 40 до 50 тысяч рублей с изъятием созданного объекта производства.

По пункту 1 нормы 19.20 КоАП РФ работа без официального разрешения, не связанная с получением прибыли, наказывается штрафом в объеме от 500 до 250 тысяч рублей, в зависимости от статуса лица. Также может ограничиться предупреждением.

В целом, деятельность без лицензии наказывается штрафной санкцией или лишением прав, в случае, если она привела к причинению вреда здоровью гражданам РФ или их смерти.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector