Сфера жилищно коммунального хозяйства это

Особую роль в оказании государственных и муниципальных социальных услуг играет жилищно-коммунальная сфера. Затраты на ее содержание, финансируемые из бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, нередко составляют более половины расходов соответствующих бюджетов. [c.697]

Процесс реформирования финансов жилищно-коммунальной сферы предусматривает [c.697]

В целях преодоления кризиса в жилищно-коммунальной сфере необходимо изменение системы финансирования, переход от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме жилищно-коммунальных услуг потребителями при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей и экономического стимулирования улучшения качества обслуживания. [c.703]

Из-под обложения выведены полностью бюджетные учреждения и организации, предприятия по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, а также социально-культурной сферы, общественные организации инвалидов и др. Налоговые льготы касаются и отдельных объектов, находящихся на балансе предприятия (объекты жилищно-коммунальной сферы, коммунального и бытового водоснабжения и др.). [c.179]

Недостаток средств на реформирование жилищно-коммунальной сферы, ограниченность государст- [c.33]

При дальнейшем совершенствовании отраслевой СМП необходимо направить усилия на стимулирование производства конкурентоспособных товаров. Актуальной для республики остается задача постепенного изменения отраслевой структуры за счет увеличения удельного веса инновационной деятельности, жилищно-коммунальной сферы, внутреннего туризма. [c.264]

Другим направлением оказания финансовой поддержки является предоставление налоговых льгот. Так, 12 июля 1999 г. был принят Указ Президента Республики Башкортостан № УП-456 О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства в отдельных районах Республики Башкортостан . В соответствии с Указом в дотационных районах республики субъектам малого предпринимательства, осуществляющим свою деятельность в приоритетных направлениях (производственная сфера, строительство жилья, бытовое обслуживание населения, общественное питание, инновационная деятельность, жилищно-коммунальная сфера, внутренний туризм), были предоставлены значительные налоговые льготы. Мониторинг реализации Указа показал, что результатом его применения стал значительный рост объемов производства продукции (оказания услуг) субъектами малого предпринимательства. Так, за 2000 год субъектами малого предпринимательства получена прибыль от деятельности в сумме 17 457,5 тыс. руб. (для сравнения — убыток на начало 2000 г. составил 3 187,8 тыс. руб.). Уровень безработицы снизился вдвое. [c.269]

Таким образом, жилищная сфера — область народного хозяйства, включающая строительство и реконструкцию жилья, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт. С 1992 г. начата реформа жилищно-коммунальной сферы. Осуществлено разграничение прав владения и управления собственностью, предприятия переданы в муниципальную собственность городов и районов, приняты законы (о приватизации, об основах государственной политики жилищного строительства и др.), Жилищный кодекс (1994), указы, нормативные акты и т.д. Реформа нацелена на решение следующих ключевых задач реформирование системы управления, ее демонополизация и создание конкурентной среды снижение расходов на эксплуатацию и ремонт жилищного фонда, [c.387]

Решение этих и многих других проблем требует активизации реформы в жилищно-коммунальной сфере. Совместно с отраслевыми объединениями на основе предложенных подходов с учетом местных социально-экономических условий, реальных доходов населения выработана концепция проведения поэтапной жилищной реформы в республике (одобрен правительством и рассчитан до 2003 г). [c.402]

В свете сказанного можно обозначить следующие наиболее важные задачи в жилищном строительстве и жилищно-коммунальной сфере в современных условиях [c.406]

Проблемы и задачи, возникающие в связи с реформой в жилищно-коммунальной сфере, необходимо решать в комплексе как путем разработки законодательных и нормативно-правовых актов, так и принятия конкретных практических шагов по переводу отрасли на бездотационные условия его функционирования. Эта реформа затронет интересы широкого круга населения, и задачей Министерства ЖКХ РБ и его организаций является ее проведение с учетом всего спектра социально-экономических, этнодемографических особенностей республики и ее территорий. Следовало бы изучить положительный опыт решения жилищной проблемы в других странах и регионах. [c.407]

Организацией могут осуществляться не только расходы, связанные с производством и реализацией, но и внереализационные расходы, состав которых определен в статье 265. Это расходы на содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества, проценты по долговым обязательствам, по выпуску (эмиссии) и обслуживанию ценных бумаг, отрицательная курсовая и суммовая разница, расходы на оплату услуг банков, различные потери и иные расходы. При этом организация может иметь расходы, не учитываемые в целях налогообложения, т. е. не уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. К таким расходам относятся суммы дивидендов, пени, штрафов в бюджет, взносы в уставный капитал, расходы по приобретению амортизируемого имущества, суммы отчислений в резерв под обесценение вложений в ценные бумаги, убытки по объектам обслуживающих хозяйств и жилищно-коммунальной сферы, премии работникам за счет целевых поступлений, целевая материальная помощь работникам (например на строительство жилья) и другие расходы. [c.47]

Работники промышленных предприятий и жилищно-коммунальной сферы могут привлекаться к административной ответственности [c.298]

В 2000—2001 годах ситуация стала немного улучшаться. Однако реальные реформы в жилищно-коммунальной сфере, пенсионная реформа, реформа систем образования и здравоохранения по-прежнему числятся в первоочередных на ближайшие три-пять лет. [c.216]

Управление региональной собственностью, в том числе природными ресурсами и землей. Этот раздел плана предполагает меры по развитию зонирования, геоинформационных систем, энергосберегающих технологий в жилищно-коммунальной сфере, страхованию жилья и прав собственности. Первые шаги администрации по экономическому развитию региона предполагают объемную и целенаправленную работу по зонированию. [c.340]

Читайте также:  Жалоба в министерство образования на директора школы

ПРИНЦИПЫ И ТЕХНОЛОГИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РЕГИОНЕ [c.430]

Глава 6. Принципы и технологии реформирования жилищно-коммунальной сферы в регионе [c.433]

В ходе реформы жилищно-коммунального хозяйства совершенствуется система оплаты жилищно-коммунальных услуг, вводятся договорные отношения между субъектами собственности, хозяйствования и потребления в жилищно-коммунальной сфере, создаются службы заказчика в муниципальных образованиях, внедряется схема заключения договоров обслуживания жилья на конкурсной основе с привлечением организаций всех форм собственности. [c.434]

Важнейшим условием успешного реформирования жилищно-коммунальной сферы, обеспечивающего защиту интересов потребителей и гарантированное качество обслуживания, является учет национальных, исторических, географических, климатических, демографических и других особенностей регионов и территорий. [c.439]

Общим недостатком развития рыночных отношений в ЖКХ является отсутствие механизма, регулирующего взаимные обязательства сторон и согласование этих обязательств. Не отработан механизм применения экономических санкций за нарушение условий договора, а также инструментарий регулирования отношений в жилищно-коммунальной сфере в системе орган местного самоуправления — заказчик — производитель — потребитель услуг. [c.440]

Реформирование жилищно-коммунальной сферы регионов является важнейшей составной частью радикальных социа 11.110- [c.449]

Из-за сложившейся системы тарифообразования жилищно-коммунальная сфера практически не имеет возможности для привлечения инвестиционных ресурсов в силу своей малодоходности. Включение в структуру тарифа, в качестве базового элемента, нормативной себестоимости ведёт к тому, что формируемый тариф не покрывает финансовых ресурсов предприятия. Дело в том, что нормативы, как правило, разрабатываются либо для отрасли в целом, либо для крупных территориальных районов и поэтому не могут учитывать специфики условий деятельности конкретного предприятия. А это приводит к различиям в величинах нормативной и фактической себестоимости. Другая трудность заключается в установлении требуемой нормы рентабельности, [c.76]

В конце мая 2001 г. на заседании президиума Госсовета был принят мягкий вариант реформы, который предполагает, что в ближайшие 10-15 лет в России невозможен переход на стопроцентную оплату ЖКХ услуг всеми гражданами (из-за низких доходов миллионов россиян). Проведенные ВЦИОМ опросы показывают, что 47% граждан ожидают от реформы только плохое и больше плохого, чем хорошего . Лишь каждый пятый опрошенный верит, что перемены в жилищно-коммунальной сфере будут позитивными (Газета Труд . 2001. 2 августа). Так, по данным Госкомстата РФ, население фактически возмещает лишь 40% затрат на жилищно-коммунальные услуги. Значит, при стопроцентной оплате придется тратить в 2,5 раза больше. В 2002-03 гг. запланировано осуществить эксперименты в ряде крупных российских городов. [c.403]

Марчук Е., МаршаловаА., Новоселов А,, Кашун Т. Опыт реформ в жилищно-коммунальной сфере // Регион экономика и социология. 1999, №2. [c.408]

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) — комплекс отраслей экономики, обеспечивающий функционирование жилых зданий, создающих безопасное, удобное и комфортабельное проживание и нахождение в них людей (потребитель). Включает в себя также объекты социальной инфраструктуры для обслуживания жителей.

Потребитель — собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги [1]

Термин «ЖКХ» имеет советское происхождение и часто встречается в странах бывшего СССР. В англоязычных странах для данного комплекса отраслей используется термин « public utility ». В начале XXI века появилось более широкое понятие ЖКХ, объединяющее под термином Smart City — «Умный город» — строительство и содержание зданий и сооружений на всём жизненном цикле (от градостроительного планирования и проектирования до содержания и сноса), а также привычные отрасли городского хозяйства и новые коммуникации, связанные прежде всего с автоматизацией управления коммунальными сетями, зданиями, транспортом и использованием сети Интернет.

Жилищно-коммунальное хозяйство включает в себя следующие компоненты:

  • Энергоснабжение: электроснабжение — обеспечение поставки электричества; газоснабжение — обеспечение поставки газа; теплоснабжение — обеспечение поставки горячей воды и тепловой энергии, обеспечение работы котельных и ТЭЦ; энергосбережение.
  • Водоснабжение и водоотведение: водопровод — прокладка и ремонт водопроводных труб, водозабор, очистка и доставка воды в многоквартирные дома и на промышленные объекты (в том числе для последующего подогрева для нужд горячего водоснабжения и отопления); канализация — отведение сточных вод.
  • Составление, хранение и использование цифровых карт города, включающих в себя сети коммунальных ресурсов и канализации, транспортные пути и коммуникации, здания и другое.
  • Системы учёта потребления коммунальных ресурсов и жилищно-коммунальных услуг.
  • Вентиляция и централизованное кондиционирование воздуха.
  • Лифтовое хозяйство.
  • Слаботочные сети (системы коммуникации и контроля): радиотрансляционная сеть; телевизионная антенна и кабель; телефонная сеть; компьютерная сеть; домофон; видеонаблюдение в местах общего пользования; технические средства вневедомственной охраны.
  • Вывоз мусора: мусоропровод; утилизация и переработка твёрдых бытовых отходов.
  • Молниезащита зданий (громоотводы, токоотводы, заземлители и внутренняя система защиты).
  • Системы защиты зданий и сооружений от пожара и пожарной безопасности (пожарная лестница, сигнализация, средства пожаротушения).
  • Системы мониторинга состояния конструкций зданий, составляющие совместно с системами регулирования и учёта потребления коммунальных ресурсов и услуг новое направление IoB (Internet of Buildings — Интернет зданий).
  • Капитальный ремонт и модернизация зданий.
  • Содержание и текущий ремонт внешних сетей, внутренних общедомовых инженерных коммуникаций и систем (здания).
  • Текущая уборка и санитарно-эпидемиологическая обработка мест общего пользования (в том числе дератизация и дезинсекция).
  • Уборка дорог и содержание придомовых территорий (благоустройство) в городах и поселениях.
Читайте также:  Как встать на биржу труда при сокращении

СОДЕРЖАНИЕ:

На протяжении нескольких последних десятилетий, с учетом специфики формирования экономических отношений, в нашей стране ключевой проблемой, волнующей не только общество, но и Правительство, является проблема жилищно коммунального хозяйства.

1. Что такое ЖКХ и каков состав жилищно — коммунального комплекса РФ?

Под жилищно-коммунальным комплексом понимается сектор экономики, связанный с профессиональным управлением и обслуживанием объектов жилой недвижимости (как правило, многоквартирных домов) и обеспечением комфортных условий нахождения в этих объектах путем предоставления коммунальных услуг.

Жилищно-коммунальный комплекс содержательно включает в себя два сектора экономики – жилищный и коммунальный. При этом в жилищном секторе в рамках принятой терминологии рассматриваются не все вопросы жизненного цикла жилых зданий (планирование – строительство – эксплуатация – ликвидация), а только связанные с эксплуатацией, а значит, – и с предоставлением коммунальных услуг. Вопросы же коммунального сектора рассматриваются традиционно шире, чем только в увязке с жилищным сектором, поскольку лишь около половины производимых коммунальным сектором ресурсов поставляются в жилищный сектор. Кроме жилищного сектора выделяют также бюджетных и коммерческих потребителей.

Предприятия жилищно – коммунального хозяйства – это «учреждения и организации вне зависимости от организационно — правовой формы, формы собственности и ведомственной подчиненности, оказывающие жилищно — коммунальные услуги соответствующим категориям потребителей».

Состав жилищно – коммунального хозяйства в нашей стране можно представить в виде следующей схемы (рис. 1).

Рисунок 1 — Состав жилищно – коммунального хозяйства

Приватизация жилого фонда и передача его в собственность физических лиц, происходящая уже двадцать семь лет, стала основным фактором формирования и создания управляющих компаний, различных форм собственности и видов. Как представляется логичным, основной целью приватизации и возможности перехода государственной собственности в частные руки, являлась необходимость перенаправления финансового бремени содержания и управления жилыми помещениями на плечи населения. Особенностью проводившейся в начале 90-х годов прошлого века приватизации, стал сначала переход жилых помещений из государственной собственности в муниципальную собственность, а затем в собственность физических и юридических лиц. Выделение именно этого способа перехода жилого фонда в частную собственность, имеет свои особенности, т.к. по сути, на протяжении последних двадцати лет, многоквартирное жилье из приватизированного фонда, представляло собой конгломераты, т.е. когда приватизированное жилье принадлежит частным лицам, а нежилые помещения муниципалитетам.

2. Производственная специфика деятельности предприятий ЖКХ

Производственная специфика деятельности предприятий ЖКХ заключается в следующем:

— целью деятельности муниципальных предприятий ЖКХ является удовлетворение потребностей населения в предоставляемых услугах, постоянное повышение уровня обслуживания и качества услуг. Цель деятельности коммерческих предприятий в сфере ЖКХ – получение прибыли;

— продукция предприятий ЖКХ, как правило, не имеет овеществленного характера и выступает в форме услуги. Например, услуги тепло-снабжения заключаются в нагреве воды для целей отопления;

— переменный режим работы в соответствии с графиками потребления услуг. Потребление услуг предприятий ЖКХ имеет ярко выраженную неравномерность как по сезонам года, так по часам суток (часы пик), и предоставление услуг должно быть согласовано с этими процессами

Правовую основу, регламентирующую вопросы управления многоквартирным домом управляющей компанией, устанавливает п.2.ст.161 ЖК РФ. Помимо рассматриваемого в рамках институционального аспекта данной формы управления, жилищное законодательство выделяет так же возможность управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья (далее – ТСЖ) и непосредственно собственниками помещения (где количество квартир в доме не более 30).

Кроме того, на федеральном и региональном уровне, имеются и постоянно реформируются различные нормы законодательства в сфере оказания услуг ЖКХ, основополагающие из которых так же служат правовой основой функционирования управляющих компаний.

Принятые поправки в Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» закрепили необходимость с 1 июля 2015 года, получения лицензии на осуществление деятельности всеми управляющими компаний, в том числе и товариществами собственников жилья, созданными жильцами нескольких домов.

3. Проблемы ЖКХ в России

В ЖКК накопился целый ряд технологических, организационных и финансовых проблем, не позволяющих в сжатые сроки реализовать план по созданию эффективного и качественного снабжения населения и других потребителей коммунальными услугами (ресурсами).

В технологической сфере основной проблемой является высокий и продолжающий нарастать уровень физического и морального износа коммунальной инфраструктуры. Нормативный срок отслужили около 60% основных фондов. По данным технической инвентаризации, в Российской Федерации физический износ основных фондов котельных составил 55%, тепловых сетей – 63%. Требуют срочной замены около 16% теплопроводов и 30% сетей водоснабжения и канализации. В целом ряде муниципальных образований износ коммунальной инфраструктуры достиг критического уровня.

Причиной такого высокого уровня износа фондов является хроническое недофинансирование отрасли. Если в первые годы после перехода от плановой экономики к рыночной недофинансирование было вызвано низкой долей оплаты жилищно-коммунальных услуг населением и нехваткой бюджетных средств, то в последние годы недостаточный уровень капитальных вложений является следствием ограничения роста тарифов, опережающего роста расходов организаций коммунального комплекса на энергоресурсы и низкой привлекательности отрасли для частных инвесторов.

Читайте также:  Пониженные тарифы страховых взносов применяются

При этом, по данным Росстата, парадоксальным образом аварийность в сфере теплоснабжения с 2000 по 2017 год сократилась в 18 раз, аварийность в сфере водоснабжения за последние пять лет сократилась в 2 раза.

На протяжении последних лет наблюдается общее снижение уровня государственных субсидий на оплату услуг ЖКХ. Незащищенным слоям населения государство предоставляет определенные субсидии на оплату услуг ЖКХ. Но с каждым годом доля таких субсидий снижается (рис. 2).

Рисунок 2 — Доля домохозяйств, получающих жилищные субсидии [30]

При этом, фактически уровень платежеспособности населения не растет. Таким образом, получается, что государство лишает субсидий именно не защищенные слои населения.

4. Проблемы предприятий ЖКХ

Более тщательно необходимо рассмотреть проблемы, прямо или косвенно касающиеся именно предприятий ЖКХ.

  1. Использование различных схем ухода от налогово управляющими компаниями. Проблема оптимизации налогообложения являлась актуальной на всех этапах реформирования налогового законодательства. Однако, некоторые предприятия, в том числе и предприятия ЖКХ используют незаконные методы оптимизации. Так, отдельные управляющие компании могут выделять часть жилого фонда и передавать его на обслуживание отдельному юридическому лицу, находящемуся на упрощенной системе налогообложения, в связи, с чем в бюджет не допоступают платежи по НДС. Налоговая база по налогу на прибыль самой управляющей компании снижается за счет осуществление платежей на содержание жилого фонда этой, выделенной компании.
  2. Большая величина задолженности плательщиков по услугам ЖКХ. Согласно данным Росстата, в первой половине 2018 года население задолжало за услуги ЖКХ 646 млрд. руб., что больше аналогичного периода 2017 года на 25 млрд. руб. [30]. Общий долг по ЖКХ (объем задолженности граждан и организаций за услуги жилищно-коммунального хозяйства) в России составляет 1,34 триллиона рублей [27]. Причины роста задолженности, в первую очередь кроются в снижении уровня платежеспособности населения и в росте цен на коммунальные услуги. Высокий уровень и положительная динамика закредитованности населения, так же влияют на оплату коммунальных платежей.
  3. Повышение ставки НДС. В целом, хоть и Правительство нашей страны отмечает, что «рост платы за услуги ЖКХ ограничен, поэтому гражданам не стоит беспокоиться из-за влияния увеличения НДС на соответствующие тарифы» [14], но ежегодное индексирование тарифов ЖКХ, по нашему мнению, может уже в 2019 году включить именно эти 2%, которые будет вынуждено оплачивать именно население. Некоторые коммунальные предприятия раньше вообще не платили НДС, работая по упрощённой системе налогообложения. Но в скором времени всё изменится. В коммунальную сферу на место мелких компаний (котельные, небольшие водоканалы) активно приходят концессионеры, которые должны будут платить НДС в размере 20%. Что будет очень чувствительно, ведь отрасль ЖКХ является очень недофинансированной.

5. Реформы ЖКХ в России

В настоящее время, как уже и на протяжении двух последних десятилетий, наше государство проводит политику реформ системы ЖКХ, структурированно данные реформы представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 — Основные направления реформ ЖКХ (составлено автором)

Осуществление реформ в системе ЖКХ требует от государства существенных затрат, поэтому, в текущих условиях экономического кризиса, государство все больше и больше пытается переложить финансирование рассматриваемой отрасли на население (собственников) помещений, что логически и предполагает рыночная система отношений.

Правительство РФ утверждает средние индексы изменения размера платы за коммунальные услуги отдельно по каждому субъекту РФ, а также для каждого субъекта РФ устанавливается предельно допустимое отклонение от среднего индекса, которое может быть применено в отдельных муниципальных образованиях этого субъекта РФ.

Современное жилищно-коммунальное хозяйство России представлено достаточно сложной системой общественных отношений между производителями и потребителями услуг, посредством которых должны обеспечиваться комфортные и безопасные условия жизни и работы населения страны. Имеющие место низкое качество, недостаточный объем и высокая стоимость этих услуг приводят к конфликтам, перерастающим в судебные споры.

Отсутствие эффективного контроля предприятий ЖКХ создает благоприятную среду для злоупотреблений, наиболее распространенной формой которых являются предусмотренные законом преступления, связанные с мошенничеством, воровством, а также использованием должностного положения в корыстных целях. К основным видам преступлений, распространенных в указанной сфере деятельности, относятся:

— противоправные деяния, направленные на завышение тарифов на коммунальные услуги, совершаемые лицами, занимающими руководящие должности в организациях, осуществляющих управление и снабжение необходимыми ресурсами многоквартирных домов;

— присваивание денег, которые были направлены государством на повышение эффективности функционирования объектов ЖКХ;

— расхищение денег, принадлежащих управляющим компаниям, осуществляемое путем перевода средств на счета подставных фирм;

Политика в сфере ЖКХ сегодня в первую очередь нацелена на формирование благоприятной среды для обеспечения надлежащего содержания жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры: посредством борьбы с недобросовестными управляющими организациями и ужесточения контроля за исполнителями услуг, как со стороны собственников, так и со стороны контролирующих органов.

Таким образом, жилищно-коммунальное хозяйство остаётся одной из наиболее острых проблем и требует всестороннего диалога между обществом, государством и бизнесом. Проводимые в настоящее время преобразования в ЖКХ создают необходимые условия для повышения качества услуг. В отрасли по-прежнему сохраняется ряд проблем: высокий уровень износа инфраструктуры, серьёзные потери ресурсов, низкое качество услуг. Отрасли ЖКХ требуются инновации, основой которых является достижение главной цели — обеспечение благоприятных условий проживания жителей.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector