Работа на лесовозе отзывы

Работа в лесу – это очень сложная работа. Я бы даже сказал, что чересчур сложная. Настоящая работа для мужика. Существует множество разных профессий, но специалисты лесозаготовок – это отдельная когорта людей, которая не только умеет валить лес, но и чудным образом справляться с трудностями. Каким-то образом захотелось мне рассказать о том, как трудна и, порой непосильна, доля тех мужиков, что связали свою жизнь с трудным занятием, — работой в лесу. Точнее будет сказать – работа в лесу на УРАЛе с фишкой. Всем привет!
Обычный рабочий день, водителя лесовоза. И, так!

Имеем автомобиль УРАЛ с фишкой предназначенный для вывоза леса с делянок. Стать водителем такой авто установки не сложно. Нужно сперва получить водительские права с нужными категориями. Отслужить в армии по призыву где-нибудь в авто бате, а вернувшись домой после срочки, увидеть полнейшую разруху у себя в селе и отсутствие там работы. После чего взять, и податься на заработки в соседний район. Туда, где есть работа.

Вот стать профессиональным вальщиком много ума не надо. Заготовка леса – это первая ступень.
Нужно хотя бы год отработать в лесу держа в руках чудо-технику без наноболтов.
Ах, да! Нужно ещё очень сильно любить эту работу и уж конечно идти валить лес не за длинный рубль. Тут я бы поспорил, если есть варианты, но не буду. Короче, если есть желание и отсутствие работы, можно попробовать устроиться вальщиком леса. Стать настоящим лесорубом, а через лет семь стать мастером, если хорошая компания подберётся. Тяжело тогда, когда не умеешь ничего, а если в бригаде люди нормальные, то всегда дадут толковый совет и обучат профессии постепенно.

Да никто бы упираться в этот лес не пошел, если бы была на селе другая возможность на хлеб зарабатывать. Нашел я, тоже — интересную работу на свежем воздухе. Перспектива в лесу только одна — угробленное здоровье, как говорил один начальник:
«В лесу можно заработать только три «Г»: грыжу, горб и головную боль, или…"
Лес еще никого не сделал богатым, только горбатым".

Лес здоровье забирает, а бывает и жизнь. Не зря же у работников леса стаж льготный. Вообще, если есть возможность с лесной работой лучше не связываться. Может бревном придавить, может всем деревом. Может перепиливаемый сучёк спружинить, а может сверху упасть. Падающие сучья бывает, на полметра в землю втыкаются, но это, если ты – лесоруб.

Другое дело, водитель лесовоза! Да ещё с фишкой, да если водитель молодой и не женатый, вообще романтика. Какие там опасности на дороге, я вас всех умоляю. Далеко от цивилизации в лесу, где может, сломаться и забуксовать машина, а в этот момент у тебя не ловит сеть мобильник или села в нём батарея. А о рации никакой речи даже не идёт. Нет её вообще, и не было никогда в кабине у водителя. Зато ты, во второй ступени после заготовки леса. У тебя хорошая машина, и ты – перевозчик заготовок! Твоё дело – доставлять и перевозить заготовленный лес. Банальное дело – это возить срубленные брёвна разного калибра, но что делать, если другой работы в округе нет. Не идти же работать в офис бумажки перекладывать.

«Лесовозу нормально денег платят», — думают обычные мужики. Ничего сложного: подъехал к брёвнам, закидал их фишкой себе на борт и повёз их далеко. Приехал. Выгрузил. Обратно взял попутный груз. Это не тент и не рефрижератор. Можно трубы возить, но это кому как попрёт. Это хорошо, когда составлен трудовой договор и всё по-чесноку. А то бывает, отработал вахту, а в конце трудового сезона с тебя взяли и вычли расходы на питание, да на проживание, хотя вначале об этом речи не было.
«Рубят всё, кому не лень —
С ЗАПАДА, с ВОСТОКА —
И везут, везут стволы —
С мест родных далеко»

Х. Разяпова
Вообще, существует множество разных профессиональных тонкостей в данной профессии. Во все эти тонкости не буду вдаваться, но вот представим себе, что вы в лесу. В лесу зима, много снега. Сам лес непролазный бурелом. Хорошо только то, что делянка вырублена или её ещё пилят, но дорога уже накатана и брёвна стасканы в кучу у дороги.

Зимой хорошо при температуре -10, -15 без ветра. Но так далеко не каждый день. Однако зимой работать в лесу легче. Даже, если метель или оттепель.
Летом жара, мошка, комары и прочая кусаче-летающая пакость. Спасу от этих тварей нет. Налетят в кабину, и как у себя дома живут. Осень самое хорошее время, если осень сухая. Плохо, когда дождь льёт. Одежда намокает до трусов, а переодеваться нет смысла.

От больших нагрузок порой даже техника не выдерживает. Металл ломается, как картонка. Не говоря уже об остальных частях лесной техники. Отлично, когда есть тёплый бокс и хороший слесарь, но так далеко не так. Водитель лесовоза, он же сам себе и механик, и мастер на все руки. По другому никак нельзя. А тёплый бокс – это только теория. Потому что СТО запросто отсутствует.

Резюмируя выше сказанное, хотелось бы подытожить.
Профессии разные бывают. Специалисты всякие нужны. Я бы, в водители на УРАЛ с фишкой пошёл, пусть меня научат. Только оно мне уже это не надо. Слушаю я рассказы Вовкины, и рисуется мне картина маслом, как трудно, и порой тяжко работается в лесу. Хорошо, когда леса в стране много, а работы на селе мало.

Некоторые считают, что профессии на мужские и женские не делятся. Но мы бы не согласились с таким утверждением. Вряд ли кто-нибудь когда-нибудь встречал женщину-водителя лесовоза, а все почему? Потому что эта работа для мужчин, причем, только для настоящих мужчин. Она не терпит слабаков и хлюпиков, тут закаляется истинно мужской характер.

Работать водителем мечтают многие мальчишки, ведь здесь есть место и отваге, и приключениям, и романтике. Так вот работа водителя лесовоза в полной мере отвечает таким представлениям. Эта профессия не лишена романтического ореола: живописные таежные места, интересные люди, приключения, мужское братство и взаимовыручка. И в то же время эта профессия — одна из самых тяжелых.
Водителю лесовоза приходится взаимодействовать со сверхмощной машиной, ведь под ее капотам кроется до 600 лошадиных сил, да и груз он возит немалый — импортные машины способны перевозить более 40 тонн древесины. Управление такой махиной предполагает некоторый риск. Вдруг что-то пойдет не так, как нужно, и надо справиться с гигантским агрегатом. Поэтому требуется не только идеально водить автомобиль, но и точно понимать его особенности и принципы работы.
Опытные водители считают, что для управления большегрузным автомобилем нужна сноровка, так как ездить доводится не только по автотрассам, но и по лесным дорогам. Шаг влево или вправо — и машина может потерять равновесие. Ногу отдернуть можно, если под ней почва «пошла», а колесо не отдернешь. И чтобы сделать правильный шаг, нужен не только большой опыт и профессиональная интуиция, но также быстрая и четкая двигательная реакция, уверенность в себе, решительность и эмоциональная устойчивость, а это уже – чисто мужские качества.

Читайте также:  Положение об организации массовых мероприятий

Где получить профессию
Работать водителем лесовоза можно у частного предпринимателя, а можно и в крупной компании, например, в филиале «Группы «Илим» в Братском районе.
К тому же, как рассказал начальник службы транспорта филиала Группы «Илим» в Братском районе Василий Шевченко, здесь решили брать на работу молодых людей, желающих и способных обучиться этой по-настоящему мужской профессии. Должна же молодежь где-то приобретать опыт. Специально для этого на предприятии разработана программа обучения и стажировки, рассчитанная на два месяца. Стажеры будут закреплены за высококлассными водителями, которые давно водят лесовозы. Поначалу новичку предстоит ездить рядом с опытным наставником — изучать специфику работы, привыкать к дороге, осваивать технику, смотреть на ее поведение в различных ситуациях. При этом ученик не останется без заработной платы – ему будут выплачивать «ученические».
Когда наставник посчитает, что стажеру можно доверить руль, они поменяются местами. И некоторое время новоиспеченный водитель будет управлять лесовозом под неусыпным оком квалифицированного коллеги. К самостоятельной работе он будет допущен только после заключения о том, что он к ней готов.
В целях безопасности работника стажировку обяжут пройти даже водителя с опытом. Ему непременно надо будет проехать с наставником восемь рабочих дневных смен, за что стажер тоже получит зарплату.

Комфорт и надежность
Автопарк филиала состоит из дорогих машин IVECO и VOLVO, которые являются самыми предпочитаемыми в России иностранными марками лесовозов. На такой технике можно вывезти несколько десятков кубометров древесины. Каждый автомобиль имеет свои преимущества. Если у IVECO — полноценный прицеп, то у VOLVO — полуприцеп, что позволяет автомобилю легче маневрировать на дороге. Зато IVECO — полноприводная машина и спокойно проходит участок, где VOLVO приходится надевать цепи.
В импортной машине водителю весьма комфортно. Зимой в тех же VOLVO стоят автономные обогреватели воздуха, так называемые фены. И если вдруг на зимней дороге придется заглушить лесовоз, в кабине все равно будет тепло. Преимущество IVECO в том, что она оснащена автономным подогревателем, а это позволяет в любой мороз, даже если машина простояла на улице, легко ее завести.
Водители лесовозов возят сортименты, а проще говоря, разделанные бревна определенной длины из сухопутной зоны и хлысты, то есть неразделанные бревна из заморских поселков Прибойный, Добчур и Озерный. Расстояния приходится преодолевать достаточно большие — плечо вывозки варьируется от 30 км летом до 130 км в зимнее время. И в дороге всякое может случиться. Но… работники лесного филиала один на один со своей проблемой не остаются. Вывозка, как правило, производится там, где присутствует сотовая связь. Поэтому если что-то случилось на дороге, водитель всегда может сообщить о поломке в сервисный участок. На помощь приходит тягач-эвакуатор, машину разгружают и буксируют в службу ремонта, а прицеп отцепляют и увозят другим лесовозом. Так что мерзнуть, пытаясь исправить что-то в машине, лесовознику филиала не приходится.
Ремонт, если, конечно, это не замена колеса, производится в сервисном участке под руководством Ивана Московских, где трудятся узкие специалисты — ремонтники. Одни обслуживают двигатели, другие – агрегаты и системы и так далее. Запасные части они используют только от официальных дилеров. Все это гарантирует хорошее качество ремонта. Надо сказать, что возраст машин в автопарке – 3-4 года, однако компания намерена уже в 2015 году его обновить.
Даже если лесовоз остановился на участке, где нет связи, водитель знает, что через несколько минут по этому маршруту проедет его коллега, а значит, можно будет с ним передать информацию о сложившейся ситуации. Движение машин на трассе, по которой осуществляется вывозка лесосырья, практически не останавливается. В частности, по сухопутной зоне лесовозы службы транспорта курсируют с интервалом движения в 10-20 минут. И каждый водитель всегда готов прийти на помощь коллеге, ибо помнит непреложное дорожное правило: не поможешь ты — не помогут тебе.
Кроме того, на всех участках работают мастера, у которых есть спутниковые телефоны, а также радиофицированы 50% машин автотранспортной службы. В ближайшее время предполагается провести радиофикацию остального парка машин
Более того, все машины оснащены системой спутникового мониторинга ГЛОНАСС, что позволяет отслеживать каждый автомобиль в режиме реального времени. Диспетчер видит, где кто находится, и если вдруг лесовоз остановился на трассе, возникает вопрос – что случилось и не нужна ли помощь водителю.

Безопасность — прежде всего
Серьезное внимание предприятие уделяет безопасности движения на лесовозных дорогах. Директор филиала Группы «Илим» в Братском районе Юрий Попов приоритетной задачей считает безопасность и охрану труда работников. У филиала, в дирекции по охране труда имеется собственный Сектор безопасности движения, где специалисты разрабатывают комплекс мероприятий по поддержанию безопасности на высоком уровне, ведут профилактическую и разъяснительную работу с водителями, расставляют на лесовозных маршрутах дорожные знаки об ограничении скорости, крутых поворотах и так далее. В круглосуточном режиме по трассе курсируют комплексные дорожные машины. Сотрудники предприятия контролируют все направления, начиная от места погрузки леса и заканчивая местом выгрузки. Каждый год водители проходят обучение и инструктаж по безопасности дорожного движения. И все это для того, чтобы снизить производственный травматизм на таежных трассах, приучив водителей лесовозов соблюдать скоростной режим, не забывать о ремнях безопасности и правилах перевозки леса.
Как говорит Василий Шевченко, благодаря возможности отслеживать автомобиль на линии, удалось искоренить такие нарушения, как превышение скорости, а соответственно, значительно снизить количество ДТП. В целях безопасности строго ограничили и объем единовременной перевозки древесины, хотя предприятие заинтересовано в объемных поставках.

Читайте также:  За что можно поощрить водителя

Высокая зарплата
Конечно, сдельно-премиальная зарплата водителей зависит от объема привезенного леса. Но выиграть в зарплате можно и без риска для жизни – качественным уходом за машиной, быстрыми пересменками и сведением простоев к минимуму. Со своей стороны предприятие установило систему «Автограф», которая позволила контролировать время на погрузке и разгрузке, что существенно ускорило эти процессы.
Понятно, что объемы зависят от сезона. Зимой вывозка больше, а летом в силу погодно-климатических условий древесины вывозят меньше.
Лесовозникам лесного филиала не только платят высокую зарплату, но и поощряют лучших. К примеру, на прошлой неделе три лучших экипажа по итогам 2013 года получили новые прицепы с еще большей грузоподъемностью. Сейчас в транспортную службу поступили два новых седельных тягача IVECO. Их тоже отдадут лучшим работникам.
Кроме того, на предприятии разработано Положение о премировании по итогам месяца, согласно которому пять лучших экипажей каждой колонны получат дополнительную премию, а это значит, что те, кто старается — следит за техникой, вовремя проводит техосмотр, относится к машине как к собственному авто, в итоге, ездит без поломок и возит больше древесины, получат существенную надбавку к зарплате. Есть среди претендентов на премию семейные экипажи, в которых работают братья Алексей и Сергей Шведы, Алексей и Анатолий Копытко. «У них и машины, как игрушки, и возят они достаточно много леса. В частности, по результатам 2013 года экипаж Шведов занял второе место», — рассказывает Василий Шевченко.

Завидная соцподдержка
Отпуск у водителей лесовозов– 56-60 дней. Отпускникам предоставляют бесплатные санаторно-курортные путевки в здравницы Братска, Алтайского края, а иногда и Черноморского побережья. Раз в два года оплачивается проезд, причем выделяется достаточно солидная сумма — до 24 тысяч рублей самому работнику и около 18 тысяч рублей – одному из неработающих членов семьи. Если вдруг работник надумает лечить зубы или обследоваться у узких специалистов, ему окажут материальную помощь. И это еще не все, что оговорено и выполняется на предприятии по коллективному договору.
Обеспечивают лесовозников и сезонной спецодеждой, и спецобувью. Да и о бытовых условиях руководство филиала заботится. Например, у стояночного бокса VOLVO сделали новые бытовые помещения, комнаты приема пищи, душевые. В РММ отремонтировали столовые, бытовки, поставили новые туалеты. Начали работы и в боксе IVECO – сделали ремонт в бытовых помещениях, но пока не успели провести канализацию и подвести воду. Поэтому обустройство душевых и туалетов перенесли на лето.
По словам Василия Шевченко, среди водителей лесовозов предприятия немало людей с высшим образованием. И никто из них не спешит оставить свою непростую работу. Почему? Одни не представляют себя без «баранки», о них говорят – «бензин в крови течет». Другие предпочитают трудиться в мужском коллективе, где на первом месте стоит взаимовыручка. К тому же, поскольку работа сложная, человек получает особое удовлетворение от того, что справляется с ней. Его охватывает некая гордость за то, что он преодолел путь, который не всякий может проехать. Повышается самооценка. Ведь действительно, далеко не каждому дано работать на такой сверхмощной машине, как лесовоз. Иногда водителю автобуса говорят: «Аккуратней, не дрова везешь». Но так может сказать только тот, кто не знает, каково это – возить лес.

Лес в Коми заготавливают для нужд бумажной промышленности. Да-да, покупая пачку офисной бумаги «Снежинка», можно быть уверенным, что сделана она именно из леса, выросшего в окрестностях Сыктывкара. Главным заказчиком и практически хозяином этих мест является компания «Монди», владеющая самым большим целлюлозно-бумажным комбинатом.

До недавнего времени иностранные лесовозы в этих местах не встречались – основными грузовиками, работающими на делянках, были полноприводные Камазы, МАЗы и Уралы. А потом в республику пришла компания «Технолес» с новыми технологиями и европейскими стандартами ведения бизнеса, использующая шведскую технику. «Технолес» и стал самым большим и надежным подрядчиком, обеспечивающим бесперебойную поставку леса на комбинат.

Посмотрев на эффективность их бизнеса, в компании «Монди» задумались о собственном автопарке. И вот здесь – самое интересное: «Монди» выбрала в качестве подвижного состава грузовики Mercedes Actros MP3, выпускаемые на совместном предприятии в Набережных Челнах. Прямо скажем, нестандартное решение. Однако с закупки первой партии машин прошло уже больше года, и сейчас уже можно говорить о том, что Mercedes не разочаровал. Так, например, расход топлива составил в среднем 50,5-54,7 литра на 100 км, что для данных условий перевозок – очень неплохой показатель.

Глобализация и сюрпризы конструкции

Появление серьезных игроков очень серьезно сказалось на местном рынке труда. Подобно тому, как сетевые супермаркеты в городах вытесняют мелких лавочников, крупные компании со своим качественным и свежим автопарком отбирают работу у частников.

Сегодня в компании «Монди» работают 33 грузовика Mercedes Actros 3346 в двух модификациях: тягачи и шасси с колесной формулой 6Х4. У всех машин одинаковые кабины серии L, и их V-образные шестицилиндровые турбодизели выдают 456 л. с. А вот коробки передач отличаются. Шасси комплектуются 16-ступенчатыми полуавтоматическими коробками с системой переключения Telligent II, а тягачи щеголяют полностью автоматизированными 12-ступенчатыми трансмиссиями PowerShift с возможностью ручного переключения передач.

Забегая вперед, могу сказать, что система Telligent оставила неоднозначные впечатления – недаром в последнем поколении от нее отказались. Суть ее в том, что водитель джойстиком выбирает нужную передачу, или за него это делает электроника, и только после этого надо выжать сцепление… В теории это позволяет сберечь двигатель и трансмиссию от ударных нагрузок и экономит топливо, на практике – работать с полностью автоматизированными коробками или обычной механикой оказалось удобнее.

Читайте также:  Расходы на погребение сотрудника за счет организации

Основная часть любого лесовоза – надстройка. И вот здесь всех нас ждал сюрприз.

Во всем мире принято, что лесовозные автопоезда снабжаются манипуляторами для самостоятельной погрузки сортиментов (распиленных и очищенных бревен определенной длины). Но в компании «Монди» посчитали, что проще и дешевле поставить отдельные погрузчики – так экономится время на погрузку и выгрузку, водители меньше устают, а оборачиваемость машин – это прибыль.

Вторым аспектом такого решения стало то, что приходится работать в рамках наших законов, а на дорогах Российской Федерации максимальная полная масса составляет 44 тонны. И все стараются работать так, чтобы не возникало проблем с весовым контролем. А манипулятор – это немалый дополнительный вес, который крадет грузоподъемность.

Кроме того, это связано еще и с тем, что сейчас найти квалифицированного водителя –проблема, а водителя на лесовоз – еще большая проблема. К тому же, придется тратить время на его обучение работе с манипулятором.

Но даже без манипуляторов и сортиментовоз с четырехосным раздвижным прицепом (Istrail), и тягач с полуприцепом (Narko) получились очень интересными. Сортиментовоз способен перевозить порядка 50-55 кубометров круглого леса за один рейс. Использование четырехосного длинного прицепа позволяет взять больше груза, а эксплуатация раздвижного прицепа увеличивает срок службы рамы, так как в одну сторону прицеп может ехать в собранном состоянии. Также облегчаются условия труда оператора сортиментовоза – со сдвинутым прицепом легче маневрировать. Здесь установлена легкая, долговечная и прочная алюминиевая площадка Alucar, а четырехтонные стальные коники полноценно выдерживают все тяготы эксплуатации.

Тягач с полуприцепом – более бюджетная версия, но он рассчитан на работу в таких же тяжелых, стесненных дорожных условиях с прекрасными показателями. Тягачи способны перевозить три пачки по четыре метра сортимента и имеют очень хорошее распределение полезной нагрузки по осям как самого полуприцепа, так и всего автопоезда в целом. Полуприцеп, как и сортиментовоз, оснащен комплектом коников Alucar. К слову, полуприцеп еще и выигрывает у грузовика с прицепом в маневренности и безопасности, так как менее требователен к квалификации водителя – прицеп сильно раскачивается на бездорожье, ломает дышло, переворачивается, машина «складывается» при торможении и т. д. Словом, это вопрос и техники безопасности, и продления жизни подвижному составу.

Лесоповал и «Большой Брат»

Не знаю, как у вас, а у меня первая ассоциация со словом «лесоповал» – произведения А.И. Солженицына, где зэк под присмотром конвоя вручную валил лес… Но на самом деле – все это полная ерунда: никакому количеству зэков не переплюнуть производительность современного харвестера (официально – «валочно-сучкорезно-раскряжевочная машина»).

На самом деле, харвестер больше всего похож на луноход из фантастического фильма – помнится, на чем-то подобном передвигались герои фильма «Армагеддон». А вот служит он для вполне мирных целей, хотя цена таких монстров устрашающе легко перешагивает планку в 1 миллион евро. Но и производительность у них просто чудовищная – на то, чтобы спилить дерево диаметром 70 см, очистить его от сучков и нарезать шестиметровыми бревнами, у такого харвестера уходит не более 15-20 секунд! Так что экономическая выгода очевидна.

Потом в дело вступают «форвардеры» (или перевалочно-пакетирующие машины) – они собирают напиленные сортименты и вывозят их на погрузочные площадки. После того, как лес повален харвестерами и вывезен форвадерами на накопительные площадки, его надо доставить заказчику. Вот только тут и наступает время лесовозов.

В зависимости от условий, машины работают круглосуточно, а пробеги колеблются от 600 км до 900 км! Для лесовоза это много. Для большинства обычных автопоездов в России пробег в 200-250 тысяч километров за год считается очень хорошим, но ведь и ездят они по дорогам. А теперь представьте, что годовой пробег лесовоза доходит до 180-200 тысяч километров, из которых на трассу приходится приблизительно две трети, а еще треть – на технологические и подъездные лесные дороги, просеки и делянки. И все это – с полной нагрузкой и высоким центром тяжести. В общем, прежде чем считать, сколько зарабатывают парни на лесовозах, неплохо бы самому попробовать, каково это – проводить по 12 часов в сутки за рулем три недели подряд (а именно столько длится вахта, потом неделя или две перерыва – и снова на три недели в лес).

И да, хотя производительность со времен Солженицына выросла многократно, без присмотра водитель не остается даже в лесу. Системы GPS следят за ним и в любой момент могут рассказать оператору не только где находится машина, но и в каком направлении движется, и даже в каких режимах работает двигатель, и сколько расходует топлива в реальном времени. Так что «Большой Брат» видит тебя!

Почем шоферский хлеб?

Собираясь в Республику Коми, все готовились к серьезным морозам, леденящему ветру и метелям. Однако нас встретила… оттепель. Снег стал тяжелым, ноздреватым и насыщенным влагой. А это значит, что подъемы обледенели, и без цепей по ним не подняться. Так что наш рабочий день начался вовсе не со знакомства с кабиной и техническими подробностями, а с надевания цепей – то еще удовольствие, доложу я вам.

Надев цепи и изрядно перепачкавшись, забираемся в кабину. Ничего нового в кабине нет – привычная мерседесовская «баранка» и кресло, джойстик переключения передач на правом подлокотнике и перегруженный функциями правый подрулевой переключатель. Это стопроцентно Mercedes – не ошибешься. К слову, мне как раз больше нравится MB Actros именно третьего поколения. Да, у него нет таких шикарных кресел, как у нового MP4, но в остальном и качество пластика, и виброшумонагруженность у него лучше. Это связано с тем, что двигатель V6 (Евро-4) работает в более щадящих режимах, чем новейшие мерседесовские рядные «шестерки», выполняющие нормы Евро-6.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector