Предмет роскоши в гражданском праве

Драгоценности и иные предметы роскоши, приобретенные в период брака

Вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и т.п.) признаются собственностью того супруга, который ими пользовался. Исключением являются драгоценности и другие предметы роскоши.

К предметам роскоши можно отнести ценные вещи, произведения искусства, антикварные и уникальные изделия, коллекции и другие вещи, которые не являются необходимыми для удовлетворения насущных потребностей членов семьи.

Было время, когда предметами роскоши признавались холодильники, телевизоры и иные предметы, ставшие сейчас необходимыми предметами обычной домашней обстановки. В случае спора, что считать предметом роскоши, суд учитывает конкретные обстоятельства и условия жизни супругов.

Расходы на приобретение предметов роскоши, как правило, достаточно велики. Разновидностью предметов роскоши являются драгоценности, к которым, прежде всего, относят ювелирные изделия. Их классифицируют по назначению и материалам, из которых они изготовлены. По назначению выделяют украшения — броши, кольца, серьги, кулоны и т.п., и принадлежности быта — шкатулки, портсигары, столовые приборы и т.п. По материалам ювелирные изделия можно разделить на три группы.

Первая — изделия из драгоценных материалов с драгоценными и полудрагоценными камнями и без них.

Вторая — изделия сувенирного фонда, представляющие художественный интерес и изготовленные из драгоценных металлов с полудрагоценными и поделочными камнями и без них.

Третья группа — изделия массового производства из поделочных камней, со стеклянной и пластмассовой имитацией, так называемые изделия дешевой ювелирной галантереи.

Судебная практика относит к числу драгоценностей украшения и предметы быта из драгоценных материалов с природными драгоценными и полудрагоценными камнями (либо без них), изготовленные как промышленным, так и кустарным способом, независимо от наличия на них пробирного клейма . Если эти предметы были приобретены в период брака за счет общих средств супругов, они являются общей супружеской собственностью.

Принципы нормирования

Ст. 19 44-ФЗ устанавливает нормирование в сфере госзакупок — процесса установления предельно допустимых и оптимальных нормативных значений приобретаемых товаров, работ, услуг при реализации отношений контрактной системы. Это должно исключить в закупках предметы роскоши по законодательству РФ.

Нормирование подразумевает следующие требования к закупаемым товарам, работам, услугам:

  • количество, качество, потребительские свойства;
  • предельная цена;
  • нормативные затраты на обеспечение функций заказчиков.

На федеральном уровне установлены основные требования, которые должны на практике реализовать органы субъектов РФ и местные администрации. Правительством изданы следующие Постановления:

  1. От 18.05.2015 № 476, от 19.05.2015 № 479 — общие требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании.
  2. От 13.10.2014 № 1047, от 20.10.2014 № 1084 — к определению нормативных затрат на обеспечение функций заказчиков.
  3. От 02.09.2015 № 926, от 02.09.2015 № 927 — общие правила определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены).

На сегодняшний день на федеральном уровне ограничена стоимость приобретения автомобилей до 2,5 млн руб., стоимость годового владения мобильным телефоном — не более 15 000 руб. Установлены предельные качественные характеристики обивочного материала при приобретении мебели — натуральная кожа только для группы должностей «руководители» и др.

Читайте также:  Какая пенсия у нефтяников

Что относится к предметам роскоши

Хотя требования к нормированию законом о контрактной системе установлены, однако понятие «роскошь» в законе не содержится. Разобраться, что же считается предметом роскоши, помогут примеры.

К данной категории может относиться как количественная, так и качественная характеристика:

  • использование большего количества предметов, чем это необходимо (например, на 50 сотрудников закупают 70 компьютеров);
  • использование несоизмеримо более качественных товаров, по сравнению с тем, что достаточно для деятельности (например, заказ автомобиля Мерседес, когда с задачами справится и Лада Гранта, или выбор в качестве корпоративного смартфона iPhone последней модели вместо бюджетной марки).

Для большей наглядности приведем несколько заказов, где фигурируют предметы роскоши, примеры: покупка 100 часов стоимостью по 11 000 руб. расценили как расточительность, приобретение 690 карт в магазин косметики по 6000 руб. каждая — покупка ненужных товаров.

Пример закупки предметов роскоши

17.04.2018 ОНФ «За честные закупки» заинтересовалось торгами ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации». С 2015 года ведомство четырежды арендовало у единственного поставщика квартиры в Москве и Московской области по цене более 250 000 руб., а также автомобиль Merсedes-Benz S 350 Bluetec 4Matic по цене более 400 000 руб. в месяц. В общей сложности на жилплощадь от 100 до 150 кв. м и машину представительского класса предприятие до ноября 2019 г. планирует потратить более 29 млн руб.

Такая стоимость найма квартиры оправдана предъявляемыми к квартире характеристиками:

  • панорамное остекление;
  • окна на обе стороны;
  • бытовая техника «высокого качества от европейских производителей»;
  • новая мебель из натуральных материалов;
  • обязательное наличие трех санузлов;
  • ванная комната должна быть оборудована душевой кабиной и биде.

В настоящее время активисты ОНФ отправили в Министерство запрос с просьбой дать разъяснения о целесообразности подобных расходов.

Ответственность за закупку роскоши

Отдельной нормы, указывающей на ответственность за приобретение предметов роскоши, в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) не имеется. Однако ст. 7.29.3 КоАП указывает на ответственность при закупках предметов, не соответствующих целям осуществления закупок и установленным нормативным затратам, а также цены, в отношении которой обоснование не соответствует требованиям законодательства, — штраф в размере от 20 000 до 50 000 руб.

Одновременно с этим в Уголовном кодексе закреплены санкции за нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1).

Право.Ru рассказывало ранее (полный текст смотрите здесь), что Госдума, рассмотрев в первом чтении так называемый законопроект о налоге на роскошь, отклонила его. Из бурных депутатских дебатов, разгоревшихся во время обсуждения, следовало: законопроект действительно вызывает много вопросов и выглядит недоработанным.

Иначе говоря, это тот самый случай, когда решение депутатов отклонить законопроект выглядит вполне логичным и отвечающим здравому смыслу. Ибо в своем сегодняшнем виде он таков, что может заставить платить налог и тех, кто на самом деле совсем не богат. Более того, из-за высокого размера налог обернется для некоторых большой (иногда неразрешимой) проблемой, и роскошь не просто перестанет быть желанной и притягательной, а превратится в тяжелое бремя, от которого будут стремиться избавиться…

Читайте также:  Как ездить на авто с армянскими номерами

Однако законопроект может быть доработан, и разработчики снова представят его Госдуме. Опыт показывает, что авторы проектов учитывают далеко не все замечания и пожелания, прозвучавшие во время обсуждения. Очень часто разработчики вносят лишь косметические, мало принципиальные поправки, и "сделав несколько заходов" (то есть снова и снова внося законопроект на рассмотрение депутатов) продвигают-таки его, добиваются его принятия.

Именно поэтому есть смысл уже сейчас присмотреться к законопроекту о налоге на роскошь, так как велик шанс, что основные его положения со временем все же обретут статус законных норм. Проанализировать законопроект, оценить его возможные последствия и вскрыть противоречия (если таковые имеются), мы попросили нашего коллегу из Юридического бюро "Падва и Эпштейн" юриста-аналитика Сергея Хаванского.

Попутно заметим: законопроект предполагает, что в Налоговом кодексе появится новая глава — 25.4 "Налог на предметы роскоши". О том, что это за предметы, также рассказывает Сергей Хаванский ниже.

Что именно можно считать предметами роскоши?

Как следует из текста, который был представлен депутатам, к таким предметам относятся:

1) жилые дома, квартиры, дачи и иные строения, помещения и сооружения, земельные участки (доли в них) стоимостью от 15 млн. рублей и выше;

2) автомобили, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, стоимостью от 2 млн. рублей и выше;

3) драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них, произведения живописи и скульптуры стоимостью от 300 тысяч рублей и выше.

Предлагаемый перечень предметов роскоши неполный и неконкретизирован

Действительно, перечень небезупречен. И не столько по составу самих предметов, сколько по их происхождению и оценке их стоимости. К примеру, у бабушки есть ценная старинная икона, которая досталась ей еще от дедов. Кто будет заниматься ее оценкой, чтобы выяснить, подпадает икона под понятие "предмет роскоши". А если даже и оценят и признают роскошью, откуда бабушка возьмет деньги, чтобы заплатить налог?

Кроме того, сдается, что этот перечень неполный. Непонятно, почему к роскоши отнесены только названные объекты. А дорогостоящие антикварные книги в шкафу из красного дерева или редкое холодное оружие, развешанное по стенам на фоне узорчатого персидского ковра?

Роскошь — очень относительное понятие, скорее морально-нравственное, чем правовое. Введение такого концепта в российскую законодательную практику, основным пороком которой является трактовка норм, правоприменение — более чем спорный шаг, который может породить массу конфликтов.

Введение налога может привести к тому, что предметы роскоши перестанут регистрировать в России

Чтобы взимать налог, к примеру, за обладание транспортными средствами, указанными в проекте закона, они должны быть зарегистрированы в России так, как требует наше законодательство. Но даже сейчас, когда налога на роскошь нет, многие собственники регистрируют свои дорогостоящие транспортные средства в иных юрисдикциях. А если налог на роскошь введут, то эта тенденция, скорее всего, лишь усугубится. Заставить обеспеченных соотечественников регистрировать транспорт в России будет сложно, число подобных объектов роскоши, зарегистрированных в РФ, может сократиться до числа, близкого к нулю. А это означает, что налоговые поступления сократятся.

Читайте также:  915 Приказ мвд по делопроизводству

Будет ли устранен феномен двойного налогообложения?

Этот феномен возникнет из-за того, что указанные в проекте предметы роскоши по действующему налоговому законодательству уже являются объектами налогообложения — с их стоимости исчисляется и уплачивается либо налог на имущество физических лиц или организаций, либо транспортный или земельный налог.

Если после принятия законопроекта в Налоговый кодекс РФ добавят новую главу о налоге на роскошь, будут ли скорректированы другие главы — о порядке исчисления и уплаты других "старых" налогов (на имущество, транспортный, земельный). Если нет, то налоговая нагрузка превысит все разумные границы. Что бывает в таких случаях, нам известно — владельцы предметов роскоши сделают все, чтобы налог не платить вовсе.

Возникнут проблемы с оценкой имущества

Оценить стоимость имущество необходимо, как мы уже отмечали, для того, чтобы понять, является ли оно предметом роскоши. Но как оценить? Разработчики законопроекта поступили просто: сделали отсылку к статье 40 НК РФ. Однако эта статья обладает репутацией одной из самых нечетких и дающих основания для многочисленных споров (в статье говорится, что стоимость товара, услуги, работы определяется исходя из рыночной цены аналогичного имущества, но что значит аналогичное и как установить, рыночная цена или нет, не прописано).

Видимо, отсылая к статье 40 НК РФ, разработчики законопроекта пытались уйти от формальных цен (например, кадастровых — для земельных участков). Но не стоит сомневаться: механизмы статьи 40 вряд ли облегчат практику взимания налога и поспособствуют социальной справедливости при его взимании.

Нарушение конституции: взимание налога с имущества, доставшегося по наследству

Под понятие "предмет роскоши" (что автоматически означает обязанность по уплате налога) может попасть имущество, полученное гражданином от родственников и близких, то есть безвозмездно. Причем такое имущество может быть не развлечением, а жизненно необходимым, например, квартира в "сталинском" доме в центре Москвы. Высокий налог на роскошь сделает содержание квартиры для собственников очень проблематичным. В некоторых случаях, граждане просто не смогут его заплатить. Как тогда быть? Продавать квартиру, чтобы заплатить за нее налог? Это нарушает конституционные права граждан.

Почему вдруг такой срок давности для налога на роскошь

В законопроекте говорится, что решения о правильности уплаты налога могут быть пересмотрены в течение пяти лет. Но откуда взялась такая норма? Ведь срок давности для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения, а также период, проверяемый в ходе налоговых проверок, составляют три года.

Таким образом, многочисленные недоработки законопроекта не позволяют его принять в том виде, в котором он представлен сейчас. Хотя, как мы уже отмечали выше, не исключено, что через некоторое время этот или подобный ему проект снова будет вынесен на рассмотрение депутатами Госдумы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector