Кто должен отлавливать бродячих собак по закону

Да и новостные ленты с завидной периодичностью информируют нас о подобных случаях – часто нападения на человека заканчивающиеся серьёзными травмами, а в некоторых случаях даже смертью.

Проблему надо как-то решать. Традиционный способ, такой, как отлов собак, результата не даёт. Если судить по отчёту в нашем районе – количество отлавливаемых собак увеличивается, однако на улице их меньше не становится.

По поселениям Сосновского муниципального района в 2017 году отловлено 344 животных, в 2018 году чуть побольше – 394. Есть сельские поселения, в которых бродячих животных в течении этого времени не отлавливали – Архангельское, Теченское и Ново-Кременкульское. Есть и рекордсмены – в Долгодеревенском поселении в 2018 году отловлено 134 животных.

Особо щепетильных жителей района интересует «цена вопроса». Такие сведения представлены не по всем поселениям. Цена отлова по району разная. Отлов 10 животных в Вознесенском поселении обошёлся в 13 тысяч рублей (1300 р за особь). В Мирненском поселении поимка 57 животных стоила 163 900 рублей (2875 р за единицу отлова).

Проблема с бездомными животными не местная и даже не региональная. Поэтому и решать её стали на самом высоком уровне. Недавно вышел Федеральный закон от 27.12.2018 №498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Данный федеральный закон устанавливает полномочия федеральных и региональных органов государственной власти в области обращения с домашними и дикими животными, регламентирует требования к содержанию и использованию животных, осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев.

Почти каждому жителю района предстоит разобраться в нюансах и тонкостях нового закона, ведь он касается всех, у кого на попечении находятся различные животные, причём не только кошечки или собачки. Как говорят специалисты – закон ещё сырой, и наверняка, будет дорабатываться. Тем не менее, он уже действует, и его надо исполнять.

Ту часть закона, которая регламентирует деятельность по обращению с животными без владельцев, прокомментировал начальник управления сельского хозяйства Сосновского района Александр Воронков:

– В этом году основные изменения пошли по форме отлова и содержания. Раньше безнадзорные животные отлавливались и умерщвлялись. Сейчас они должны быть отловлены, пройти карантинное содержание, обследованы ветеринаром на предмет болезни, вакцинированы. В случае выявления агрессивности или бешенства – животное усыпляется, если здорово – стерилизуется и выпускается на том же месте, где его отловили.

(Комментарий для «щепетильных» – новые правила существенно увеличат цену отлова одного животного).

С 2020 года вместо пунктов передержки должны быть организованы приюты и животные будут содержаться только в них. Пока требований и норм по приютам нет. Приюты для животных могут быть государственными, муниципальными, а также частными.

– Александр Гарольдович, до конца года осталось не так много времени, а до сих пор нет даже механизма реализации закона, есть ли в районе действующие приюты, чьим опытом можно воспользоваться?

– Один приют в районе есть в поселке Саргазы – «Я Живой» на 500 собак. Соответствуют всем современным нормативам – их недавно проверяло министерство сельского хозяйства. Существуют на пожертвования и благотворительные средства.

– Многих жителей волнует вопрос – кто сейчас занимается отловом собак?

– Областным законом полномочия по отлову безнадзорных животных по организации мероприятий переданы муниципальным образованиям. Это и органы местного самоуправления района и администрации сельских поселений. Отловом как занимались поселения, так и занимаются. Работа выполняется по обращению заявителя в администрацию поселений. Отлов осуществляет специализированная организация, которая выбирается на основании проведения торгов, на договорных условиях. Оплата услуг производится из средств сельского поселения, и небольшая сумма направляется из областного бюджета.

Группа зоозащитников, биологов, экологов, собаководов и присоединившихся к ним других граждан написали открытое письмо на имя президента России. Они недовольны новым законом о защите животных. Казалось бы, противоречие? На самом деле — нет. Именно зоозащитники как специалисты первыми увидели опасности нового закона.

"Мы просим не допустить принятия в нынешнем виде Федерального закона " Об ответственном обращении с животными", который был принят Государственной Думой, — говорится в обращении. — Мы уверены, что ряд его положений приведет к долгосрочным катастрофическим последствиям — и для здоровья и благополучия людей, и для дела защиты животных".

Читайте также:  Дополнительное соглашение об изменении паспортных данных образец

Эксперты отмечают, что страна ждала уже давно закон о зоозащите, но среди проблем взаимоотношения людей с животными и их защиты от жестокости острейшей остается проблема бездомных собак и кошек. Но принятый Думой закон предлагает "внешне гуманные, но абсолютно неработоспособные положения". В частности, это:

а) введение отлова, стерилизации, вакцинации и выпуска бездомных собак обратно на улицы городов (" метод ОСВВ" ) как основного метода работы с бездомными собаками (что является фактическим узакониванием свободного обитания на улицах стай);

б) немедленный запрет усыпления даже для агрессивных животных, опасных для человека, и введения обязательства содержать их в приютах бессрочно, невзирая на недостаток приютов, безопасность и финансовые расходы.

При принятии этих положений не были созданы полноценные возможности для учета пожеланий всей заинтересованной общественности и объективного анализа мирового и отечественного опыта: ни независимых исследований результатов применения ОСВВ, ни парламентских слушаний и иных мероприятий с приглашением всех сторон, имеющих свое мнение по методу. Не было создано экспертное сообщество с привлечением специалистов по ветеринарии, эпидемиологии, популяционной экологии, кинологии, зоозащитников умеренных взглядов. И это несмотря на то, что проблема безнадзорных животных очевидно имеет множество сторон и аспектов, нуждающихся в профессиональном рассмотрении.

Экспертами, с которыми регулярно проводились консультации в Думе и Общественной палате, были только зоозащитные активисты, которые выступают за свободное обитание безнадзорных собак на улицах городов, и подрядчики, осуществляющие контракты по ОСВВ в своих городах. Обоснованная критика в адрес ОСВВ и ограничения метода попросту игнорировались, оппонентам метода за два года ни разу не предоставили возможности для выражения своей точки зрения в стенах Думы. Общественность, СМИ и депутаты получали однобокую информацию.

"В то же время, — подчёркивается в обращении, — даже беглый анализ доступных независимых данных по методу ОСВВ показывает, что:

  1. Метод никогда не применялся в развитых странах, успешно решивших проблему бездомных собак.
  2. Во всех странах и городах, где он применяется, бездомные собаки сохраняются в значительном количестве и во многих из них остаются неразрешимой проблемой (Индия, страны Африки): в силу своих сущностных особенностей ОСВВ не способен решить проблему бездомности, он – лишь попытка законсервировать ее.
  3. В ряде случаев этот метод был запрещен после долгих лет неудач и даже гибели людей от нападения стай (Румыния – пример целой страны, отменившей ОСВВ).
  4. Самая масштабная попытка его использования в истории России – в Москве – кончилась полным провалом, ростом числа собак, гибелью человека от нападения собак и отменой программы.
  5. Трагические случаи травмирования, а иногда и гибели людей после введения метода наблюдались и в других городах России и СНГ.
  6. Метод никогда не рекомендуется в качестве единственного ни одной международной здравоохранительной, ветеринарной или зоозащитной организацией, существует обоснованные противопоказания.
  7. Для снижения численности собак при ОСВВ требуются строгое и мало реализуемое соблюдение условий одновременной стерилизации подавляющего большинства самок и полного недопущения притока собак извне.
  8. Для гарантии предотвращения бешенства требуется регулярно вновь вылавливать и ревакцинировать практически всех бездомных собак – что еще более фантастично.
  9. Суки после стерилизации могут стать более агрессивными из-за падения уровня женских половых гормонов (результат многих независимых научных исследований).
  10. Стаи бездомных собак представляют серьезную угрозу для большинства редких и охраняемых видов диких животных
  11. ОСВВ подвергает правовой дискриминации и дезориентирует владельцев собак, которые обязаны держать своих питомцев на поводке там, где бездомные стаи передвигаются бесконтрольно (во дворах, на детских площадках и т.д.). Международные рекомендации предупреждают о невозможности в этих условиях повысить уровень культуры содержания животных.
  12. Во всех без исключения городах с ОСВВ отмечаются случаи нелегальных расправ с бездомными собаками, зачастую массовые (Санкт-Петербург).

Любое свидетельство из этого списка — повод как минимум для совещания специалистов для объективной экспертизы метода. А все вместе – причина для немедленной отмены ОСВВ как единственного метода и проведения широкой и открытой для всех общественной дискуссии. Но этого сделано не было.

Второе требование закона – полный и немедленный запрет усыпления — вообще не имеет прецедентов. Таких произвольных требований нет даже в самых благополучных странах мира с наименьшим количеством усыпляемых животных. В российских пока немногочисленных приютах обяжут пожизненно содержать даже самых опасных собак с некорректируемым поведением. Где взять на это средства, учитывая ограниченные бюджеты местных властей и общественных организаций? Мест в приютах остро не хватает даже для спасения ручных и адекватных животных, которые не выживают на улицах. Агрессивные собаки будут представлять угрозу для персонала, волонтеров и посетителей приютов, среди которых дети и подростки. Известно, что постепенный процесс отказа от усыпления в развитых странах потребовал многих лет комплексных усилий по устранению объективных причин, вызывающих необходимость усыплять, а не появился произвольным образом.

Читайте также:  Заявление в сад чтобы забирала бабушка образец

Таким образом, принятый законопроект вместо разумного баланса между интересами безопасности человека, экологии, гуманности и эффективности носит резко односторонний популистский характер, направленный на иллюзорную реализацию пожеланий радикальных или непросвещенных зоозащитников.

В законе также имеются другие недостатки и противоречия, уже вызывавшие протесты среди профессиональных кинологов, общественных активистов, зоозащитников. Закон не дает исчерпывающее правовое обоснование для реально действенного комплекса мер по безнадзорным животным: регистрации и идентификации животных, обеспечения создания приютов, четких и понятных целей и задач в этой сфере и т.д. Пока он — собрание отдельных несвязанных элементов, местами противоречащих друг другу.

Последствия введения такого варианта закона будут без преувеличения катастрофическими в масштабах всей страны.

  1. Его реализация очевидно вызовет потерю контроля над численностью и поведением бездомных собак во многих регионах.
  2. Будет сопровождаться высокими рисками для здоровья и благополучия людей вплоть до появления человеческих жертв.
  3. Резко негативно скажется на сохранении редких видов дикой фауны.
  4. Не будет соответствовать многолетним ожиданиям граждан, дезориентирует общественное мнение относительно возможностей и сроков решения проблемы бездомных животных – ведь эта проблема теперь сохранится навсегда.
  5. Спровоцирует расцвет коррупционных схем и безответственности, так как принципиально не существует методов и критериев полноценного контроля результатов ОСВВ, когда неопределенная и неконтролируемая масса собак остается на улицах. Экзотические способы контроля в виде " видеофиксации отлова" легко фальсифицируются.
  6. Спровоцирует всеобщее распространение незаконных расправ над собаками со стороны властей и населения ("догхантеры", "зачистки городов" перед крупными мероприятиями и т.п.)
  7. Усилит социальную напряженность, незатухающие конфликты между любителями животных и теми, кто так или иначе пострадал от безнадзорных собак. Очевидно, что невозможно защитить животных, не обеспечив при этом безопасность людей! Зоозащитники, по неопытности поддержавшие проект, к сожалению, скоро убедятся, что будут утрачены перспективы повышения гуманности среди населения, борьбы со страданиями животных и жестокости к ним.
  8. Навсегда отбросит назад и обнулит все достижения тех городов и регионов России, которые применяют более сложные и эффективные комплексные подходы к решению проблемы бездомных собак, сочетая безвозвратный отлов, систему приютов, стерилизацию владельческих животных, профилактику бездомности и все прочие меры, которые используются в развитых государствах".

Среди авторов обращения — Анастасия Комагина, президент Благотворительного фонда помощи животным "Забытые животные", член рабочей группы Министерства сельского хозяйства, Владимир Рыбалко, биолог, координатор Движения реалистической зоозащиты, член рабочей группы Законодательного собрания республики Карелия по законодательству в области обращения с животными, директор Петрозаводского приюта для животных, журналист Елена Типикина, пишущая о судьбах животных в судьбах людей, общественный деятель, инициатор установки памятника "Военным дрессировщикам и служебным собакам Ленинградского фронта", общественный деятель Андрей Ишмуратов, председатель правления ассоциации "Центр общественного взаимодействия" и другие.

Фото: Александра Черданцева

Проблема есть, а денег нет, да и в законе много белых пятен. Так можно сказать про многие сферы, в том числе и про работу с бездомными животными. В Алтайском крае уже не первый год спорят о том, кто должен заниматься отловом, стерилизацией и содержанием безнадзорных собак. В минувший вторник, 2 апреля, в краевом Заксобрании состоялось заседание рабочей группы по этой теме. Законодательная, краевая исполнительная и муниципальная исполнительная власти в очередной раз выясняли, кто крайний.

Тут можно отметить две главные проблемы, завязанные друг на друге. Первая – деньги. Изначально в Алтайском крае на 2019 год на эту работу было выделено 8 млн рублей, еще столько же возможно будет выделено в течение года (на стерилизацию и лечение животных, за что теперь также будут отвечать местные администрации).

Но в других регионах суммы на порядок выше. Например, в Республике Алтай, значительно меньшей по площади и населению, в 2019 году на отлов и содержание безнадзорных животных выделено 8,3 млн рублей субвенций. В Новосибирской области – 20 млн рублей, Иркутской – 23,2 млн, Бурятии – 26,3 млн, Красноярском крае – 40 млн, Омской области – 50 млн рублей. То есть в разы больше.

Читайте также:  Вестник государственной регистрации вход в личный кабинет

А когда нет денег, то желающих эту работу исполнять мало. С 2016 года за отлов и содержание животных без владельцев по закону должны отвечать местные власти. Но до сих пор они не могут полноценно выполнять эту работу.

"Органы местного самоуправления не исполняют свои полномочия, не создают пункты передержки, места выгула домашних собак (…). Даже соорудить вольеры не посчитали возможным, несмотря на мольбы жителей", – выразил позицию краевого управления ветеринарии замначальника ведомства Анатолий Батюта.

И выступил категорически против того, чтобы отдать эти полномочия ветеринарному управлению. За что был жестко раскритикован.

"В 2018 году муниципалитетам было выделено 8 млн рублей. Из них потрачено только 5,8 млн. Из 72 муниципальных образований 38 вообще не исполнили полномочия. Но не потому, что не хотели, просто это невозможно сделать. Желающих заниматься таким бизнесом просто нет (имеет в виду, что властям просто некого нанять для отлова и содержания, – прим. ред.). За того они (управление ветеринарии, – прим. ред.) зарегламентировали эту процедуру (отлов и содержание, – прим. ред.), кто этим занимается, крутит пальцем у виска", – сказал глава Рубцовского района, заместитель председателя Ассоциации "Совет муниципальных образований Алтайского края" Петр Афанасьев.

Недовольны местные власти заниженными расчетами по оплате бензина, корма для животных и другим. Например, методика расчета субсидии на одну собаку: на федеральном уровне она с расчетом на 10 дней содержания животного, на краевом – всего на один день. Соответственно и денег на одну собачью голову положено тратить меньше.

"Нам приписали, что 10-дневное содержание животного – это неэффективная трата. То есть за счет субвенции оплачивается только первый день, остальное должно быть за счет муниципалитета. Но требуется 10-дневный карантин", – рассказал председатель комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи Барнаула Антон Шеломенцев.

Он также сообщил, что в 2018 году в Барнауле отловили 1140 бездомных животных, все были стерилизованы, ни к одному не применили эвтаназию. В краевой столице последние три года подрядчиком является приют "Ласка". В 2018 году город потратил все выделенные на это 2,3 млн рублей. Барнаул худо-бедно с проблемой справляется.

Остальные муниципалитеты по объективным причинам, а возможно по нежеланию, не могут. За что и оказались "на карандаше" краевой прокуратуры. Как на недавнем заседании сообщила начальник отдела по надзору за законностью правовых актов прокуратуры Ирина Трошина, от "бездомышей" пострадало более 1,2 тысячи жителей региона. Прокуратура получает множество жалоб на бездействие местных властей. В ряде районов контракты были заключены с фирмами из других регионов, у которых на Алтае даже нет представителей. Где-то не соблюдаются ветеринарные требования.

Петр Афанасьев предложил передать эти полномочия управлению по ветеринарии. На что ведомство, как мы писали выше, пока отвечает категорическим отказом. Афанасьев сообщил, что если предыдущий губернатор Александр Карлин тоже был против, то новый глава региона Виктор Томенко жалобы муниципалитетов прекрасно понимает.

В спор вмешался председатель комитета АКЗС по местному самоуправлению, депутат Борис Трофимов, модерировавший заседание. Сначала он просто призывал коллег не пикироваться друг с другом, а перейти к конструктивному обсуждению. А затем и вовсе раскритиковал позицию управления по ветеринарии.

"Не надо решать (проблему, – прим. ред.) через призму ведомственных интересов. Ждем от управления нового порядка, поставим вопрос о смене уполномоченного органа, видимо, не справляетесь. Ничего личного", – сказал он.

Кстати, с 2020 года животных нельзя будет содержать во временных пунктах, а только в приютах. Но опять же пока непонятно, где на это брать деньги.

Управление ветеринарии предлагает создать в регионе восемь межмуниципальных приютов за счет краевого и местных бюджетов. То есть один на несколько районов. Но точку в этом деле поставят не скоро.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector