Когда госдума примет закон о техосмотре

Госдума приняла во втором чтении новую редакцию законопроекта о техосмотре, цель которого — исключить практику покупки диагностических карт без предоставления автомобиля. Операторов ТО обяжут фотографировать приезжающие машины и вместе с координатами сделанного снимка направлять в информационную систему ГИБДД. Ранее планировалось ввести обязательную видеосъемку, но от нее отказались. Впоследствии будет также введен штраф 2 тыс. руб. для граждан, которые ездят на автомобиле, не прошедшем техосмотра.

Законопроект, принятый Госдумой 16 мая во втором чтении, содержит изменения в 170-ФЗ («О техосмотре транспортных средств») и ряд других документов.

Операторы ТО должны будут фотографировать приезжающие машины, фиксировать координаты снимка и направлять эти данные в единую информационную систему техосмотра ЕАИСТО (ее содержит ГИБДД, система до сих пор не введена в эксплуатацию). В первой версии законопроекта предлагалось делать еще и видеосъемку, но от этой нормы отказались по инициативе депутатов «Единой России» (Виталия Ефимова и Владимира Синяговского). Требования к фотографиям установят позже отдельным документом.

Порядок проведения техосмотра автобусов установят отдельным документом правительства РФ: их состояние будут снова контролировать инспекторы ГИБДД. Сотрудники будут снова присутствовать на пунктах ТО, Госавтоинспекция добивалась этого давно на фоне растущей аварийности с участием автобусов.

Иван Буранов — о судьбе технического осмотра

Также вносятся поправки в закон «О рекламе» и в закон «Об информационных технологиях и о защите информации». Операторам ТО, не имеющим аккредитации, запретят рекламировать услуги по техосмотру, оформлению диагностических карт, а также услуги по приему документов для ТО. Если будет выявлен сайт с запрещенной рекламой, его заблокирует Роскомнадзор.

Законопроект был разработан Минэкономики в рамках масштабной реформы техосмотра.

Это давно признают большинство экспертов и чиновников. Нередко карта приобретается у страховых брокеров вместе с полисом ОСАГО.

Контроль за техосмотром, напомним, был передан страховщикам в 2011 году в рамках закона, принятого по инициативе Дмитрия Медведева. Для исключения сложившейся практики подготовлен новый план реформы ТО. Помимо изменений в 170-ФЗ подготовлены изменения в КоАП РФ (вводится штраф 2 тыс. руб. для водителей, которые ездят на машинах, не прошедших осмотр, усиливается наказание для операторов, оформляющих «липовые» диагностические карты.) и в УК РФ (вводится уголовная ответственность для операторов в ряде случаев). Эти законопроекты Госдума примет позже.

Новую редакцию изменений в 170-ФЗ (несмотря на то, что законопроект был существенно переработан по сравнению с первым чтением, Госдума приняла практически без обсуждения. Глава комитета по транспорту Евгений Москвичев лишь доложил, что к законопроекту поступило 220 поправок, из которых 68 рекомендовано к принятию. Депутат Алексей Куринный обратил внимание на то, что комитет предлагает принять две противоречащие друг другу поправки: согласно одной операторы должны снимать и фото, и видео, отправляя съемку в ЕАИСТО (правительственная поправка), согласно другой — только фото (поправка депутатов). Господин Москвичев немного замялся, но пояснил, что операторы будут делать только фотосъемку процесса осмотра (в начале и в конце процедуры), а видеозапись можно будет организовать «по желанию».

Читайте также:  Как получить дубликат диплома взамен утерянного

Почему операторы техосмотра просили доработать законопроект

Мнения экспертов по поводу законопроекта разделились. «Это правильное решение, мы его изначально поддерживали,— сказал заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков Сергей Ефремов.— Хранение видео легло бы на операторов, а они бы эти затраты перенесли на потребителя, то есть на водителей. А затраты это не малые. Диагностическая карта могла бы подорожать в несколько раз. А технически это не очень нужно. Нужно, чтобы в дальнейшем в систему передавались технические показатели состояния автомобиля, но это будет еще не скоро».

«Чтобы хранить видео, нужны огромные хранилища данных, мало кто смог бы выполнить эти требования,— добавил глава некоммерческого партнерства »Техосмотр Оренбуржья» Алексей Рублев.— Фотографий вполне достаточно. Главное, чтобы их не подделывали. А то могут диагностическую карту выдать в ларьке, а машину и координаты пририсовать на компьютере. Разработчики законопроекта обещали, что для контроля будет применяться специальный софт. Важно, чтобы эти фотографии вообще просматривали». Фотосъемка велась на пунктах техосмотра до реформы 2011 года, когда техосмотр контролировался ГИБДД, напомнил господин Рублев. «Полной защиты от коррупции это не обеспечивало,— отметил он,— но многие реально боялись, людей за взятки ловили и сажали. Сейчас торговля картами идет открытая, некоторые страховые компании ТО предлагают в подарок».

«Операторы техосмотра продолжат продавать диагностические карты, а фото будут брать в интернете или просить владельцев их прислать, затем будут присваивать геотег,— считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.— Технически это не сложно. Вероятно, диагностическая карта станет дороже на стоимость обработки фото. Новость эта, безусловно, хорошая для той части автомобилистов, транспортные средства которых никогда бы не прошли техосмотр. Для всех остальных это лишь дополнительные поборы. Пар ушел в гудок».

И именно это было целью внесения поправок в закон — заставить автовладельцев проходить техосмотр. Ведь ни для кого не секрет, что эта процедура давно превратилась в своеобразный дополнительный налог. Диагностические карты попросту покупают у тех же страховых агентов. Эдакий бонус к стоимости полиса ОСАГО. Но когда случается авария из-за неисправности автомобиля, то выясняется, что техосмотр был купленный. Причем в ситуации с легковым транспортом не все так трагично. Автомобилисты в большинстве своем следят за техническим состоянием собственных машин. Главные проблемы в техосмотре автобусов, которые перевозят большое количество людей. Поэтому в результате аварии резко увеличивается количество пострадавших.

Но требования закона о техосмотре распространяются на всех.

Поэтому приезжать на техосмотр также придется всем. А чтобы обеспечить явку, эксперт-техник будет фотографировать автомобиль. И эти фотографии будут прикладываться к диагностической карте, которая будет оформляться непосредственно в единой автоматизированной информационной системе техосмотра ЕАИС ТО онлайн. Причем техник заверит данные своей усиленной квалифицированной электронной подписью.

Читайте также:  Аналитическая справка студента пример

Изначально речь шла о том, чтобы в систему выкладывать видео всего процесса техосмотра. Но это требует огромных ресурсов и сильно удорожает процедуру. Поэтому ограничились фотографией. Но с указанием спутниковых координат места съемки, даты и времени начала, а также окончания техосмотра. С такой информацией фальсифицировать визит на пункт техосмотра становится практически невозможно. Хотя наши кулибины чего только не придумают.

Понятно, что фотография и координаты места, где она сделана, еще не показатель того, что автомобиль прошел техосмотр. Но уж по крайней мере его визит на пункт ТО обеспечен.

Второй удар по продажным диагностическим картам наносит следующее положение поправок в закон. Для каждого пункта техосмотра будет рассчитана его пропускная способность, которая будет указываться при аккредитации оператора ТО, а также она будет указана в реестре таких операторов. Правда, реестр необходимо создать. В соответствии с поправками в закон, его создание ложится на Российский союз автостраховщиков.

Если установлено, что пропускная способность пункта техосмотра составляет 10 автомобилей в сутки, то ЕАИСТО автоматически не даст внести в нее данные одиннадцатого автомобиля. Сейчас же некоторые пункты оформляют сотни диагностических карт. Получается, что они осматривают по одному автомобилю в три минуты, хотя на осмотр легкового автомобиля отводится 45 минут. Понятно, что никто в такой ситуации машины не осматривает.

Методику расчета пропускной способности пункта ТО должен разработать уполномоченный орган исполнительной власти, который утверждает требования к технической базе оператора. Пока не совсем понятно, кто это будет.

Зато понятно, что реестр операторов техосмотра вести будет по-прежнему Российский союз автостраховщиков. Он же продолжит аккредитовывать операторов. При этом контролировать работу пунктов техосмотра сможет и полиция. Для этого вносятся соответствующие поправки в Закон "О полиции". Отдельно надо сказать о техосмотре автобусов. В их проведении Госавтоинспекция будет принимать непосредственное участие. Каким образом — пока неизвестно. Этот порядок должно разработать правительство. Но уже точно владельцам автобусов не получится пройти техосмотр дистанционно. Напомним, что в феврале этого года в Калужской области перевернулся автобус, который перевозил детей. Тогда погибли три ребенка и четверо взрослых. Автобус, напомним, якобы прошел техосмотр в Норильске Красноярского края. Но вот проблема: из Норильска до Калужской области нет дорожного сообщения.

Для того чтобы избежать подобных дорожных жертв, все прописанные в поправках к закону о техосмотре меры хороши. Но как это будет работать, станет известно только через год. До этого необходимо принять еще огромное количество подзаконных актов. А главное, обеспечить пунктами техосмотра все регионы. Ведь пока большинство автовладельцев техосмотр покупали даже через интернет, реальные пункты диагностики приходили в упадок и закрывались. Сейчас даже сложно сказать, сколько из прописанных на бумаге пунктов техосмотра имеют соответствующее оборудование, а главное, соответствующий персонал, то есть экспертов-техников.

Читайте также:  Объяснительная записка образец в школу о пропуске

Напомним, что не столь давно несколько законопроектов было внесено в Госдуму, в которых предлагалось и вовсе отменить техосмотр для личного легкового транспорта. И эту идею активно поддерживали автоэксперты.

На самом деле, Минэкономики подготовило сразу три законопроекта, которые предлагается принять в пакете. Один из них вводит изменения в федеральный закон N170 «О техническом осмотре», два других – поправки в Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РФ.

Основная цель объявленной реформы – прекращение практики покупки диагностических карт автовладельцами, которая приобрела массовый характер. Речь идет о получении документа, необходимого для предъявления в страховой при покупке полиса ОСАГО, без фактического осмотра автомобиля.

Что будет сделано для этого? Законодатели требуют вернуться к видеофиксации процедуры ТО. А еще авторы законопроекта хотят обязать МВД хранить собранные данные о техосмотре в облачном хранилище и сделать диагностическую карту электронной. Контролировать деятельность операторов ТО должны будут МВД и страховщики. И если они будут «мухлевать», им не поздоровится. Причем, наказание будет ужасным…

Автомобилистам изменения в законодательство, касающееся техосмотра, понравится едва ли. Не в восторге от него и операторы техосмотра. Раньше-то они как делали: договаривались со страховщиками и выписывали им по запросу диагностические карты – за деньги разумеется. Нет машин на линии техосмотра? Да и черт с ними. «Безналичный» ТО куда проще и выгодней…

Когда закон примут, тем, кто «химичил», придется добросовестно исполнять собственные обязанности. Кто-то обрадуется тому, что бизнес пошел. А кто-то взгрустнет и с благоговением вспомнит дореформенные времена.

Наконец, операторов ТО обяжут самостоятельно (за свой счет) приобретать и устанавливать оборудования для видеофиксации процедуры техосмотра. А вот на оборудование, обеспечивающее хранение данных, должно будет потратиться МВД. Российский союз автостраховщиков (РСА) займется аккредитацией операторов и ведением их реестра. Будет также разработана методика расчета предельного числа автомобилей, которое может обслужить оператор. Последнее позволить исключить ситуации, когда диагностических карт выдается больше, чем приехало машин.

А что там с КоАП и УК? По всей видимости, Госдума примет эти законопроекты без проблем и долгого обсуждения. Самое страшное в них – тюрьма за махинации с техосмотром. Для водителей неприятным известием станет штраф в две тысячи рублей, который им будут вменять при отсутствии диагностической карты. При этом следить за этим станут дорожные камеры. Последним разрешат фиксировать данное нарушение не чаще одного раза в сутки. Суммарно за месяц человек на машине, не прошедшей ТО, может «заработать» 60 тыс. рублей штрафов. И заработает, если купит липовую карту.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector