Является ли муниципальный служащий должностным лицом

готовая должностное лицо.doc

Исходя из изложенного выше, можно сделать вывод, что распорядительными полномочиями являются полномочия по управлению людьми или организациями,//а административно-хозяйственными — по управлению вещами.

Таким образом, для того,//чтобы определить, является ли конкретный государственный или муниципальный служащий должностным лицом, необходимо выяснить, обладает ли он правом осуществлять управление людьми, организациями или вещами. Такие полномочия могут указываться как в должностном регламенте и служебном контракте, так и в общих компетенционных актах (например, в положении о государственном органе, в котором он работает). Управление в данном случае обозначает возможность совершения действий, которые вызывают возникновение, изменение или прекращение тех или иных правоотношений в отношении физических лиц (например, назначение конкретного лица на должность в государственной организации),//юридических лиц (например, составление акта проверки организации), а также совершение юридически значимых действий по изменению правового статуса материальных объектов (например, списание имущества, находящегося на балансе организации).nnn

К должностным лицам могут относиться не только служащие государственных и муниципальных органов, но и работники других организаций, а также индивидуальные предприниматели, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно- распорядительных или административно-хозяйственных функций.nnn

Вместе с тем следует иметь в виду, что некоторые другие нормативные акты могут использовать и принципиально иные определения должностного лица, применимые к государственной или муниципальной службе. Так, например, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. определяет должностное лицо местного самоуправления как выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно- распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления. Вполне очевидно, что данное определение гораздо шире, чем используемые в УК РФ и КоАП РФ, так как под него попадают практически все муниципальные служащие. В то же время в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" подчеркивается, что указанное определение должностного лица используется только для целей настоящего Закона. Таким образом, при привлечении муниципальных служащих к административной и уголовной ответственности следует руководствоваться определениями, приведенными в УК РФ и КоАП РФ, в иных случаях — в Законе о местном самоуправлении.nfyl;br

Наделение должностных лиц особым кругом полномочий предопределяет особенности их ответственности. По общему правилу должностные лица несут административную ответственность в большем размере, по сравнению с гражданами. Следовательно, это стабильный комплекс обязанностей и прав, правовое установление, ориентированное на одного человека, который должен осуществлять часть работы организации.vbnm

rfnhbyf«Связующим звеном между структурой и компетенцией органов государства, с одной стороны, и его персоналом — с другой, являются должности. Должность — это первичная ячейка органа (или его аппарата) с ее правовым статусом; это, образно говоря, служебное место. В то или иное время оно может быть занятым или вакантным. Должность предопределяет требования, предъявляемые к человеку, претендующему на ее занятие или уже занимающему ее, дает комплекс служебных и личных прав и обязанностей служащего». Каждая должность образуется в распорядительном порядке. Актами компетентных органов, лиц определяются ее название, место в служебной иерархии (кому она подчинена, кто подчинен ей), порядок замещения. Она включается в штатное расписание, в единую номенклатуру должностей служащих.lbgkjv

Должность есть юридическое описание социальной позиции лица, занимающего ее. Подобно драматургу, определяющему содержание роли, которую будет играть актер, автор правовых формулировок определяет социальную роль лица, вступившего в должность. Организационная структура аппарата представляет собой структуру формализованных «социальных позиций», юридически закрепленных ролей. Конкретные лица, реализующие должностные полномочия, могут меняться, а их роли — нет. Изменение же статуса должности чаще всего не влечет за собой замены служащего. Должность как юридически формализованная роль актуализирует одни свойства личности, отрицает другие, безразлична к третьим. Изменение личных свойств служащего не ведет к изменению должности, формальной структуры, но может отразиться на неформальной.ytajhvfk

,tpecsqБезусловно, свойства отдельных лиц, конкретные взаимоотношения в коллективе вносят коррективы (и порой весьма существенные) в формальные структуры. Влияние неформальных связей тем больше, чем меньше подразделение аппарата. Большое влияние на структуру подразделения оказывают качества руководителя, стиль его работы. В связи с изложенным можно различать формальный и неформальный статус служащего, занимающего конкретную должность.lk;y

Статус должности как синтез ее организационно-правового положения состоит из двух частей: служебной и личной. Вторая часть регламентирует должностной оклад и личные права работника (размер отпуска, право на служебную квартиру, льготы и др.). Должность есть комплексное правовое образование, состоящее из норм административного, трудового и иных отраслей права. С помощью должностей обеспечиваются персонализация управленческих функций и правообязанностей, четкое разделение труда в аппарате, индивидуализация ответственности служащих. Система должностей имеет большое значение для профессионализации аппарата и повышения уровня компетентности его служащих: она нацеливает граждан на приобретение определенных знаний и навыков, выполнение определенной работы, занятие определенного места в управленческих структурах, приобретение определенных служебных и личных прав.ghfdf

Должность — это прежде всего служебные обязанности, во исполнение которых должны производиться служебные действия, т. е. действия в интересах того, кто ее учредил, для достижения служебных целей. Служебные права носят обеспечительный характер, их объем призван создать служащему необходимые условия для выполнения обязанностей. Наукой управления разработано положение о балансе обязанностей и прав: необходимо их соответствие друг другу. Если прав мало, то служащий не сможет выполнить обязанности; если прав больше, чем необходимо для осуществления обязанностей, это приводит к злоупотреблениям. В обоих случаях нарушения баланса прав и обязанностей возникает безответственность.jhbubyfk

Читайте также:  Как получать пенсию в испании

Служебные права являются средствами выполнения обязанностей по службе, а значит, служащий обязан пользоваться ими. И вообще, понятие служебных прав условно: в отношении невластных субъектов это права (давать задания, задерживать, привлекать к ответственности и т. д.), но, если рассматривать их с позиций государственного интереса (интереса организации), то служащий обязан распоряжаться, задерживать, т.е. это — его служебные обязанности.cjkywt

pfrfnbnvПоэтому служебные обязанности и служебные права часто объединяют одним понятием — полномочия, хотя, конечно, не всякое право является обязанностью. «. Власть для должностных лиц аппарата государственного управления является не столько их субъективным правом, сколько их правовой обязанностью, миссию руководства они несут как известное социальное служение, становясь слугами общества и отдельного гражданина, обращающегося к ним за помощью и защитой. Административно-правовые нормы не только предоставляют государственным служащим права, возлагают на них обязанности, но и заставляют отвечать за свои действия». Что же касается еще одного компонента должности — личных прав, — то их набор таков, чтобы стимулировать добросовестное выполнение служащим порученного ему дела. Но здесь необходимо учитывать, во-первых, возможности государства (организации), а во-вторых, не забывать о социальной справедливости, не допускать чрезмерного выделения служащих из общей массы работающих. Решать вопросы о социальном положении, например, государственных служащих, необходимо в тесной увязке с тем, как живут граждане.dfghdfsj

sdgsfjfjkСлужебные права и обязанности государственных служащих обладают единством, своеобразие которого состоит в том, что их права одновременно являются обязанностями, ибо они должны использоваться в интересах службы, а обязанности — правами, ибо в противном случае их (обязанности) нельзя будет осуществить.ghj

Заключениеpfrk.

Следовательно, под должностным лицом согласно ст. 2.4 КоАП РФ понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно- распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.evxfkjcm

Пoнятие "должностное лицо", данное в указанной статье, кaсается только административной ответственности и поэтому весьмa специфично.

Понятие должностного лица появилось впервые в aдминистра тивном зaконодательстве с принятием КоАП РФ 1 июля 2002 г. Это определение является синтезом понятий должностного лицa и лицa, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, содержащихся в ст. 285 и 201 УК РФ соответственно. Подобное слияние двух логически не соответствующих понятий образует обобщающее определение должностного лица, единое для всего КоАП РФ, независимо от принадлежности этого лица к сфере чaстного правa или публично-правовых отношений.

Тaким образом, на основе изучения специальной литерaтуры исследуется вопрос о роли, признаках и видах должностных лиц государствa, обосновываются принципы, лежащие в основе правового статусa этих субъектов, рaссматриваются предпосылки формирования, содержания и особенностей правового статусa должностного лицa. savzvxvzx

Анaлиз законодательства показывает, что только должностные лица осуществляют организационно- распорядительные функции по реализации компетенции соответствующих органов. Для осуществления данных функций должностные лица наделяются государством необходимым объемом юридических властных полномочий, в том числе на издание актов управления, обеспечения их реализации путем применения мер убеждения и принудительных мер. У лиц и организаций, в отношении которых должностным лицом совершены служебные юридические действия, возникают правовые последствия в виде обязанностей поступать так, как того требуют властные предписания, либо появляется право отстаивать свой интерес, требовать пересмотра распорядительных действий должностного лица в административном и судебном порядке. ZCxcxb

Список использованной литературыZXzxczxv

I. Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Кодекс РФ об административных правонарушениях.
  3. Гражданский кодекс РФ.
  4. Уголовный кодекс РФ.
  5. Трудовой кодекс РФ.
  6. Налоговый кодекс РФ.
  7. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

II. Специальная литература:cvb

  1. Административное право: учебник.. Издание второе, переработанное и дополненное. По ред. Л.Л. Попова. Юристъ, 2011.
  1. Административное право А. Б. Агапов. .
  2. Издательство: Эксмо, 2009 г.
  3. Административное право М. Б. Смоленский. . Издательство: Феникс, 2012 г.
  4. Административное право Российской Федерации.Хаманева Н.Ю. Издательство: Юристъ, 2009 г.
  5. Административное право России Л. Л. Попов, Ю. И. Мигачев, С. В. Тихомиров. .
  6. Издательства: Проспект, ТК Велби, 2010г.
  7. Административное право России в схемах и определениях И. А. Полянский, В. Н.Ширяев.
  8. Издательство: Эксмо, 2011 г.
  9. Административное право Российской Федерации А. П. Солдатов, В. А. Мельников. .
  10. Издательство: Феникс, 2010 г.
  11. Административное право России Д. Н. Бахрах. .
  12. Издательство: Эксмо, 2011 г.
  13. Административное право Н. М. Конин, М. П. Петров. . Краткий учебник. Издательство: Норма, 2010 г.
  14. Административное право В. Е. Сатышев. . Курс лекций.
  15. Издательство: Омега-Л, 2008 г.
  16. Алехин А. П., Козлов Ю. И. Административное право РФ. Часть 1. М., 2011. С. 145.
  17. Бахрах Д.Н. Административная ответственность по российскому законодательству. М. 2010.
  18. Власть и бизнес: взаимная ответственность. Комментарий к законодательству. Под ред. В.М. Жуйкова, Э.Н. Ренова. Юридическая фирма "КОНТРАКТ", 2008.
  19. Кузьмичева Г. А., Калинина Л. А. Административная ответственность. Учебное пособие. М. 2009.
  20. Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. М., 2009. С. 6.
  21. Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Расширенный, с использованием материалов судебной практики. В двух книгах. Издание второе, исправленное и дополненное. Агапов А.Б. Издательство "Статут", 2009.
  22. Россинский Б.В. Административная ответственность. М. 2011.
  23. Тимошенко И.В. Административная ответственность. Учебное пособие для вузов. М. 2011.
  24. Чаннов С.Е. Должностное лицо как особый субъект административной ответственности // СПС "КонсультантПлюс".
Читайте также:  Налоговый кодекс статья 218

III. Судебно-арбитражная практика:cvbn

  1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при примен ении Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях».
  2. Постановление Пленума ВАС РФ от 31 июля 2003 г. N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин".
  3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе".

Понятие должностного лица

Разрабатываемое в настоящие время законодательство о местном самоуправлении определяет и использует понятие “должностное лицо”. Федеральный Закон от 12 августа 1995 года “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” в ст. 1 устанавливает два понятия:

  • 1. Должностным лицом местного самоуправления является выборное либо работающее по контракту (трудовому договору), лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления и не относящееся к категории государственных служащих;
  • 2. Выборное должностное лицо местного самоуправления — должностное лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения.

Должностные лица несут повышенную правовую ответственность, так как они заметно выделяются из состава служащих объемом и характером своих должностных обязанностей; от них требуется профессиональное и внимательное решение важнейших практических вопросов. Поэтому законодательство и устанавливает повышенную юридическую (уголовную или административную) ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностными лицами своих служебных обязанностей.

Должностное лицо реализует властные полномочия, выполняя волю общества, удовлетворяя общественные интересы. Реализуя свой личный потенциал, должностное лицо призвано решать возложенные на него задачи, поскольку является в служебном правоотношении стороной, обязанной служить как публичной власти, так субъектам частного права. Должностное лицо имеет права, обязанности, ограничения и запреты по службе. Оно может применять меры принуждения. Оно реализует полномочия по наложению дисциплинарных взысканий. Должностное лицо может разрабатывать и принимать управленческие решения. Оно осуществляет контрольно-надзорные полномочия.

Муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. В РБ насчитывается около пяти тысяч муниципальных служащих.

Лица, не замещающие муниципальные должности муниципальной службы и исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, не являются муниципальными служащими.

По результатам квалификационного экзамена или аттестации муниципальным служащим присваиваются квалификационные разряды, указывающие на соответствие уровня их подготовки квалификационным требованиям, предъявляемым к муниципальным должностям муниципальной службы в соответствии с классификацией муниципальных должностей муниципальной службы.

При переводе и поступлении муниципальных служащих на иные муниципальные должности муниципальной службы либо государственные должности государственной службы Республики Башкортостан квалификационные разряды сохраняются.

Муниципальным служащим муниципальной службы Республики Башкортостан могут быть присвоены квалификационные разряды:

· лицам, замещающим высшие муниципальные должности муниципальной службы – действительный муниципальный советник 1, 2 и 3 разрядов;

· лицам, замещающим главные муниципальные должности муниципальной службы – главный муниципальный советник 1, 2 и 3 разрядов;

· лицам, замещающим ведущие муниципальные должности муниципальной службы – муниципальный советник 1, 2 и 3 разрядов;

· лицам, замещающим старшие муниципальные должности муниципальной службы – советник муниципальной службы 1, 2 и 3 разрядов;

· лицам, замещающим младшие муниципальные должности муниципальной службы – референт муниципальной службы 1, 2 и 3 разрядов.

Права, обязанности, ограничения, ответственность, поощрения муниципального служащего устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации.

Муниципальный служащий имеет право:

Ú требовать письменного оформления содержания и объема должностных полномочий по соответствующей муниципальной должности и создания нормативно — правовых и организационно — технических условий для их исполнения;

Ú принимать решения или участвовать в их подготовке в соответствии с должностными полномочиями;

Ú запрашивать в установленном порядке и бесплатно получать от органов государственной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций необходимые для исполнения должностных обязанностей информацию и материалы;

Ú в установленном порядке посещать для выполнения должностных полномочий организации, расположенные на территории соответствующего муниципального образования;

Ú на повышение квалификации и переподготовку в соответствии с функциями и полномочиями по занимаемой муниципальной должности;

Ú на продвижение по службе, увеличение размера денежного содержания в установленном порядке с учетом результатов работы и уровня квалификации;

Ú знакомиться по первому требованию с документами в личном деле, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, а также требовать приобщения к личному делу своих объяснений;

Ú требовать служебного расследования для опровержения порочащих его честь и достоинство сведений;

Ú вносить предложения по совершенствованию муниципальной службы.

Муниципальный служащий обязан:

Ú соблюдать Конституцию Российской Федерации, Конституцию Республики Башкортостан, федеральные законы и законы Республики Башкортостан, в том числе регулирующие сферу его полномочий;

Ú осуществлять полномочия в пределах предоставленных ему прав и в соответствии с должностными обязанностями;

Ú обеспечивать соблюдение, защиту прав и законных интересов граждан;

Читайте также:  Выезд с прилегающей дороги на главную пдд

Ú исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей;

Ú в пределах своих должностных полномочий своевременно рассматривать обращения граждан, организаций, запросы депутатов и разрешать их в порядке, установленном законодательством;

Ú соблюдать правила внутреннего распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией;

Ú выполнять другие обязанности в соответствии с законодательством.

Ограничения, связанные с муниципальной службой:

Муниципальный служащий не вправе:

Ú заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

Ú быть депутатом представительных органов государственной власти, представительных органов местного самоуправления, членом иных выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления;

Ú заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

Ú состоять членом органа управления организации, кроме случаев, когда непосредственное участие в органе управления организации входит в его должностные обязанности в соответствии с законодательством и уставом муниципального образования;

Ú быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, в котором он состоит на муниципальной службе либо который непосредственно подчинен или подконтролен ему;

Ú осуществлять платное опекунство и попечительство;

Ú использовать в неслужебных целях средства материально — технического, финансового и информационного обеспечения его служебной деятельности, другое имущество и служебную информацию;

Ú получать гонорары за публикации и выступления в качестве муниципального служащего;

Ú получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением им должностных обязанностей;

Ú выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности с органами местного самоуправления других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями;

Ú принимать участие в забастовках, а также в иных действиях, нарушающих функционирование органов государственной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления;

Ú использовать свое служебное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений, а также для пропаганды отношения к религии и выступать в качестве муниципального служащего участником религиозных церемоний.

Муниципальные служащие не вправе создавать в органах местного самоуправления структуры политических партий, религиозных организаций, других общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

Муниципальный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию органа муниципального образования на время прохождения муниципальной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами Республики Башкортостан.

Гарантии муниципального служащего:

Муниципальному служащему гарантируются:

Ú условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей;

Ú денежное содержание и иные выплаты;

Ú ежегодный оплачиваемый отпуск;

Ú медицинское обслуживание, в том числе после выхода на пенсию, за счет средств местного бюджета;

Ú пенсионное обеспечение за выслугу лет и социальные выплаты членам семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей, в порядке, установленном законодательством о государственной службе Республики Башкортостан;

Ú обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;

Ú обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им муниципальной службы или после ее прекращения, но наступивших в связи с исполнением им должностных обязанностей;

Ú защита его и членов его семьи в порядке, установленном законом, от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей;

Ú при направлении в служебную командировку — получение проездного документа, места в гостинице, возможность пользоваться транспортными средствами и средствами связи.

Предельный возраст для нахождения на муниципальной должности муниципальной службы – 60 лет. Продление нахождения на муниципальной службе более чем на 5 лет не допускается.

Управление муниципальной службой направлено на кадровое, организационное и нормативное правовое обеспечение муниципальной службы, осуществление прав и исполнение обязанностей муниципальными служащими, контроль за соблюдением ограничений и выполнением гарантий для муниципальных служащих. Отдельные функции управления муниципальной службой, обеспечение единообразного применения законодательства по вопросам муниципальной и государственной службы осуществляет Республиканская комиссия по вопросам муниципальной (государственной) службы, созданная Указом Президента РБ от 17 августа 2004 года.

Муниципальная и гражданская государственная службы в РБ очень тесно связаны: у них сходная система принципов, прохождения службы, определения статуса служащих и т.д. Одинаковы пенсионное обеспечение, льготы, гарантии, требования. Стаж муниципальной службы засчитывается в стаж государственной службы и наоборот. Однако следует иметь в виду, что система гражданской государственной службы в последние годы претерпевает весьма серьезные изменения и они, по всей видимости, непосредственно скажутся и на условиях прохождения муниципальной службы. В первую очередь это может касаться оплаты труда служащих, порядка приема, прохождения службы, исчисления стажа и т.д.

В Республике Башкортостан муниципальная служба активно развивается и расширяется. В 2006 году численность муниципальных служащих увеличилась почти на четыре тысячи человек за счет администраций городов и районов. Нужны специальные нормативные акты, регламентирующие порядок прохождения и организации муниципальной службы, нужно создать орган управления муниципальной службой, разработать стандарты, подготовить соответствующие кадры и т.д.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector