Является ли глава района муниципальным служащим

В соответствии с частью 8 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру местной администрации утверждает представительный орган муниципального образования по представлению главы местной администрации. Закон указывает на то, что в структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. В случае если местную администрацию возглавляет глава муниципального образования, то структуру местной администрации представляет он. Это понятно.

Возникает вопрос, если структура местной администрации утверждена до 1 января 2006 года постановлением главы муниципального образования, и не предполагается вносить в неё изменения, нужно ли утверждать структуру местной администрации Думой муниципального образования?

Часть 3 статьи 83 Федерального закона, устанавливающего общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, указывает на то, что положения статьи 37 «Местная администрация» вступают в силу с 08.10.2003 года и до 1 января 2006 года применяются исключительно к правоотношениям, возникающим в силу требований статей 84 и 85 указанного федерального закона, посвященным особенностям осуществления местного самоуправления в переходный период и обеспечению реализации положений данного закона. То есть, структура местной администрации должна быть внесена главой муниципального образования либо главой администрации на утверждение Думы.

Возникает еще один вопрос – что представляет собой структура местной администрации: перечень функциональных, отраслевых, территориальных органов местной администрации или нечто иное? Ответ на этот вопрос дает Современный энциклопедический словарь: «Структура (от лат. «structura» – строение, расположение, порядок) – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность себе, то есть сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях».

Применительно к структуре местной администрации можно сказать, что структура местной администрации – это сеть устойчивых и упорядоченных связей между структурными элементами местной администрации, обусловленных характером обеспечения исполнения полномочий исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления по отраслевому, функциональному и территориальному признакам. В структуре указывается, какие подразделения администрации, какие специалисты администрации, не входящие в состав подразделений администрации, подчиняются главе администрации или главе муниципального образования, возглавляющему местную администрацию, непосредственно, а какие через соответствующих заместителей главы администрации, которым они подчинены непосредственно.

Хочу обратить внимание на то, что если администрацию возглавляет глава муниципального образования, то у него нет заместителей главы муниципального образования, есть соответствующие заместители главы администрации.

В структуре местной администрации заместители главы администрации могут быть поименованы как первый заместитель главы администрации, заместитель главы администрации по экономике, заместитель главы администрации по социальным вопросам, то есть с указанием сферы вопросов местного значения, исполнительно-распорядительными полномочиями по решению которых они наделены согласно распределению полномочий между главой администрации (главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию) и соответствующими заместителями главы администрации. Это распределение полномочий, как правило, оформляется постановлением или распоряжением главы администрации (главы муниципального образования). Заместители главы могут быть указаны без определения их функций, так как по наименованиям управлений, отделов, комитетов местной администрации, подчиненных конкретному заместителю, ясен объем их полномочий по решению вопросов местного значения. Этот вариант в условиях, когда очень часто меняются вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления, предпочтительнее, так как дает лицу, возглавляющему администрацию, возможность перераспределять полномочия без внесения изменения в структуру администрации в части переименования должностей соответствующих заместителей.

В случае, если по предложению главы муниципального образования, возглавляющего местную администрацию, учреждаются муниципальные должности муниципальной службы для непосредственного обеспечения исполнения полномочий высшего должностного лица муниципального образования, каковым он является, то в структуру местной администрации включаются эти должности. К таким муниципальным должностям муниципальной службы относятся ведущие должности: советник главы муниципального образования и пресс-секретарь главы муниципального образования и старшая должность – помощник главы муниципального образования. При этом нужно помнить, что с лицами, замещающими эти должности, заключается срочный трудовой договор (контракт) на срок полномочий лица, избранного главой муниципального образования.

Если в структуре администрации существуют территориальные органы администрации, то они перечисляются в структуре все, с указанием кому непосредственно они подчиняются. Обычно они подчиняются главе муниципального образования, возглавляющему администрацию, или главе администрации. Название этих структурных подразделений могут быть самые разные: Ивановское территориальное управление или управление Ивановской сельской территорией, или Ивановская сельская администрация, или управление территорией села Ивановское и так далее и тому подобные.

Читайте также:  Уведомление об отказе от договора поставки

Безусловно, депутаты думы муниципального образования зададут правомерный вопрос о качественном и количественном составе структурных подразделений администрации. Поэтому, готовя проект решения Думы о структуре администрации муниципального образования, соответствующие специалисты администрации должны подготовить пояснительную записку к данному проекту решения, в которой кратко указываются функции каждого структурного подразделения, должностные обязанности специалистов, не входящих в состав структурных подразделений, также указывается количество муниципальных и технических служащих, входящих в состав структурных подразделений администрации.

При утверждении структуры администрации, а также и других органов местного самоуправления, следует помнить, что финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления, а значит и местной администрации, осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджета муниципального образования. Поэтому численность муниципальных служащих и технических работников должна быть оптимальной, как и должностные инструкции муниципальных служащих и технических работников местной администрации.

Не нужно говорить о том, что любая реорганизация в администрации осуществляется после принятия Думой решения о внесении изменений в структуру администрации муниципального образования.

В каждом органе местного самоуправления должно быть составлено и утверждено штатное расписание. Для его составления необходим Реестр муниципальных должностей муниципальной службы муниципального образования. Он представляет собой перечень муниципальных должностей муниципальной службы, устанавливаемых муниципальным правовым актом в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом Свердловской области. Так как этот документ включает в себя муниципальные должности муниципальной службы, учреждаемые для обеспечения исполнения полномочий выборных должностных лиц представительного органа и представительного органа муниципального образования, высшего должностного лица муниципального образования, администрации и иных органов местного самоуправления, муниципальных органов муниципального образования, то утвердить его должна Дума муниципального образования по представлению руководителей этих органов.

В реестре муниципальных должностей муниципальной службы должно быть столь параграфов, сколько органов местного самоуправления входит в структуру органов местного самоуправления, утвержденную уставом муниципального образования. Если в муниципальном образовании формируется муниципальная избирательная комиссия, являющаяся муниципальным органом, не входящим в структуру органов местного самоуправления, то в Реестре муниципальных должностей муниципальной службы муниципального образования включается параграф, в котором указываются муниципальные должности муниципальной службы, учреждаемые для обеспечения исполнения полномочий муниципальной избирательной комиссии.

В реестре указываются муниципальные должности муниципальной службы, учреждаемые для обеспечения исполнения полномочий председателя, заместителя председателя Думы и Думы муниципального образования, затем главы муниципального образования, далее администрации муниципального образования, иных органов местного самоуправления, при этом муниципальным должностям муниципальной службы, учреждаемым для обеспечения исполнения полномочий конкретного иного органа местного самоуправления посвящается отдельный параграф. Наименование иного органа местного самоуправления указывается в соответствии с наименованием, указанным в Уставе муниципального образования.

В каждом параграфе указываются муниципальные должности муниципальной службы по категориям: высшие, главные, ведущие, старшие, младшие, то есть те, которые учреждаются, а не те, которые могут быть учреждены.

В случае, если местную администрацию возглавляет лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключенному по результатам конкурса на замещение указанной должности, то в параграфе, посвященном муниципальным должностям муниципальной службы, учреждаемым для обеспечения исполнения полномочий администрации, среди высших должностей, указывается должность «глава администрации». Если администрацию возглавляет глава муниципального образования, то среди высших должностей должность «глава администрации» не указывается.

Среди высших должностей не перечисляются должности заместителей главы администрации с указанием направления деятельности, а просто указываются должности «первый заместитель главы администрации», «заместитель главы администрации».

Главные должности перечисляются в соответствии со структурой администрации, но без указания наименования структурного подразделения администрации, например: председатель комитета, начальник отдела, заведующий отделом, глава сельской администрации, глава поселковой администрации, начальник территориального управления, начальник управления территорией поселка, начальник управления территорией села, начальник управления сельской территории.

Читайте также:  Регистрационные удостоверения на изделия медицинского назначения

Аналогично указываются ведущие и старшие должности. При этом должности «главный специалист» и «ведущий специалист», если они входят в состав структурного подразделения, указываются соответственно главный специалист комитета, главный специалист отдела, главный специалист управления, ведущий специалист комитета, ведущий специалист отдела, ведущий специалист управления, ведущий специалист сельской администрации, ведущий специалист управления сельской территорией и т.д.

Таким же образом указываются младшие должности, если они входят в состав структурного подразделения местной администрации.
Так подробно изложено содержание параграфа, посвященного муниципальным должностям муниципальной службы, учреждаемым для обеспечения исполнения полномочий администрации, потому, что именно в этом органе местного самоуправления учреждается наибольшее количество муниципальных должностей муниципальной службы.

Несколько слов о муниципальных должностях муниципальной службы, учреждаемых для обеспечения исполнения полномочий представительного органа муниципального образования. В нашей области в большинстве муниципальных образований не учреждаются муниципальные должности муниципальной службы для обеспечения исполнения полномочий председателя Думы, заместителя председателя Думы. Поэтому муниципальные должности муниципальной службы, учреждаемые для обеспечения полномочий Думы муниципального образования, могут быть указаны так:

— руководитель аппарата Думы;

— председатель Счетной палаты Думы (если контрольный орган не входит в структуру органов местного самоуправления);

— заместитель руководителя аппарата Думы;

— заместитель председателя Счетной палаты Думы;

— начальник отдела аппарата Думы;

— заместитель начальника отдела аппарата Думы;

— инспектор Счетной палаты Думы;

— главный специалист отдела аппарата Думы;

— ведущий специалист отдела аппарата Думы;

— специалист 1-й категории отдела аппарата Думы;

— специалист 1-й категории аппарата Думы;

Для подготовки проектов решений Думы о структуре администрации муниципального образования и о реестре муниципальных должностей муниципальной службы муниципального образования необходимо руководствоваться для муниципальных образований, соответственно, наделенных соответствующим статусом, статьями 14, 15, 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 17 этого же закона. Это предостережет от создания в администрации отделов с такими наименованиями, как «отдел промышленности и энергетики», «отдел управления природными ресурсами» и т.п.

Также используются Законы Свердловской области «О муниципальной службе в Свердловской области (в редакции Областного закона от 15.07.2005 года № 85-ОЗ), «О реестре муниципальных должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» (в редакции Областного закона от 10.12.2005 №118-ОЗ).

Прокуратуры РФ

Удмуртская Республика

Главная Центральный федеральный округ Тамбовская область

Прокуратурой Сампурского района в ходе осуществления надзорных мероприятий за соответствием федеральному законодательству нормативных правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления установлено, что постановлением главы Сатинского сельсовета, утвердившее Перечень должностей муниципальной службы, при увольнении с которых граждане РФ обязаны соблюдать ограничения, установленные ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства.

В указанный Перечень должностей муниципальной службы администрации сельсовета, при замещении которых в течении 2 лет после увольнения гражданин обязан при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте работы, включена должность главы сельсовета.

Между тем, должность главы сельсовета является выборной.

Согласно Федеральному закону "О муниципальной службе в РФ" предметом регулирования данного закона являются отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих.

Данный закон не определяет статус депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса, поскольку указанные лица (далее — лица, замещающие муниципальные должности) не являются муниципальными служащими.

Следовательно, выборное должностное лицо органа местного самоуправления – глава сельсовета, является лицом, замещающим выборную муниципальную должность, но не является гражданином, замещающим должность муниципальной службы.

Исходя из вышеизложенного, прокуратурой принесен протест на указанное постановление с требованиями исключения из Перечня должности главы сельсовета.

Читайте также:  Встроенно пристроенное помещение это

Ю. Шунайлова, старший помощник прокурора г. Мариинска Кемеровской области.

Нормативные акты, которыми регулируется местное самоуправление, по-разному определяют муниципальную службу. Существующие правовые коллизии вызывают трудности при осуществлении прокурорского надзора за этой сферой общественных отношений.

Должность главы муниципального образования введена с 1993 г. Уставами всех муниципальных образований Кемеровской области "главы" предусмотрены. Открытым считается вопрос, является ли глава муниципального образования муниципальным служащим.

По словарю Ожегова, "служить" означает делать что-нибудь для кого-нибудь, выполняя чью-нибудь волю, приказание, направлять свою деятельность на пользу чего-нибудь . Согласно Уставу города Мариинска и Мариинского района Кемеровской области глава муниципального образования по всем вопросам своей деятельности подотчетен населению и Совету народных депутатов. Следовательно, он должен "служить" населению муниципального образования. Это, возможно, и означает, что глава должен считаться муниципальным служащим.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. М.: Азбуковник, 1999.

Муниципальную службу можно отнести и к общественной службе. Малый энциклопедический словарь Брокгауза — Ефрона отличает общественную службу от государственной, во-первых, по способу назначения, во-вторых, по правам и преимуществам. Основной признак общественной службы — ее выборное начало .

Малый энциклопедический словарь: В 4 т.: Т. 4. Репринтное воспроизведенное издание Брокгауза и Ефрона. М.: ТЕРРА, 1977.

Определение муниципальной службы есть в ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Согласно Закону муниципальная служба — это профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления. Следовательно, глава муниципального образования не находится на муниципальной службе. ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" определяет муниципальную службу как профессиональную деятельность на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной. Статус же выборного должностного лица не устанавливается.

Согласно ст. 1 Закона Кемеровской области "О местном самоуправлении Кемеровской области" муниципальная служба — это профессиональная, на постоянной основе деятельность граждан, занимающих должности в органах местного самоуправления, по исполнению их полномочий, задач и функций. Положения, аналогичного норме Федерального закона, что работа на выборной должности — не муниципальная служба, нет. На наш взгляд, такое регулирование правильно.

Поскольку выборное должностное лицо не является муниципальным служащим, на него не распространяются ограничения, установленные для муниципальных служащих (не заниматься иной деятельностью, кроме педагогической, научной и творческой, и пр.). Так, главе муниципального образования не запрещено совмещать свою работу с предпринимательской деятельностью, что создает угрозу злоупотреблений. Он вправе исполнять обязанности даже в ходе избирательной кампании, при выборах нового главы.

УК РФ (ч. 2 ст. 285) относит главу местного самоуправления к субъекту должностного преступления, т.е. к должностному лицу. Но является ли он муниципальным служащим? Не будучи муниципальным служащим, он не может представлять муниципальное образование, не может быть связан с ним. Тогда как должностное лицо по УК — постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляет функции представителя власти либо выполняет организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в органах государственной власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях.

Закон, который устанавливает основы муниципальной службы, по многим положениям дублирует нормативные акты, закрепляющие основы государственной службы. Возможно, это связано с тем, что у государственных и муниципальных служащих во многом совпадают функции, права и обязанности, система ограничений.

Но правовое регулирование муниципальной службы, на наш взгляд, должно отличаться от правового регулирования госслужбы. Согласно Конституции административное законодательство, общие принципы организации местного самоуправления находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. Субъекты РФ, регулируя вопросы муниципальной службы, право регулировать некоторые из них предоставляют органам местного самоуправления. Как показывает прокурорская практика, акты местного самоуправления могут не соответствовать закону. Поэтому, мы полагаем, необходимо прежде всего детализировать правовое регулирование муниципальной службы на федеральном уровне, разграничить федеральным законом сферы правового регулирования между субъектами РФ и органами местного самоуправления. Необходимо устранить коллизии и четко определить статус муниципальных служащих и лиц, занимающих выборные должности.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector