Фз о региональном операторе по утилизации тбо

1. Кто является региональным оператором?

Согласно ФЗ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», с момента перехода на новое регулирование в области обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов обеспечиваются только региональными операторами. С 1 января 2019 года единым поставщиком услуги по обращению с ТКО на территории Владимирской области является компания ООО «Владэкотехпром».

2. Что входит в обязанности регионального оператора?

Региональный оператор обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта РФ в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Он работает самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Именно «Владэкотехпром» будет сопровождать ТКО от контейнера до полигона.

3. Что входит в плату за услугу по обращению с ТКО?

— В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 484 от 30.05.2016 года, в нее входит:

— транспортирование ТКО от мест накопления, в т.ч. крупногабаритных отходов;

— обработка (сортировка) ТКО;

В соответствии с Правилами обращения с ТКО, утвержденными Постановлением Правительством РФ № 1156 от 12.11.2016 г., региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки этих отходов в мусоровоз в местах накопления ТКО. Обслуживание (содержание) контейнерных площадок в стоимость услуги регионального оператора не включена.

Вывоз ТКО осуществляется только из мест накопления ТКО, обозначенных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенном с региональным оператором

4. Кто отвечает за содержание контейнерных площадок?

— В соответствии с ФЗ № 89 от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления» с 01.01.2019 г. ответственность за создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО возложена на органы местного самоуправления (за исключением случаев, установленных законодательством РФ, когда такая обязанность лежит на других лицах). К исключениям относятся площадки, расположенные на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также площадки, расположенные на территории иных собственников земельных участков. Обязанность содержания таких площадок возложена на собственников помещений в многоквартирном доме или иных собственников земельных участков.

Требования, установленные законодательством к содержанию площадок, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не отменяют права собственников помещений передать исполнение данных обязанностей УК или ТСЖ в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение их реестра в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 1039 от 31.08.2018г. определяют органы МСУ.

5. Должна ли управляющая компания делать перерасчет за текущее содержание жилого помещения, ведь раньше она собирала деньги за вывоз мусора?

— Управляющая компания должна обязательно убрать из оплаты за текущее содержание жилого помещения плату за вывоз мусора.

6. Нужно ли жителям обращаться к региональному оператору, чтобы заключить договор?

— Заказ на услугу по обращению с ТКО считается оформленным с момента начала пользования физическим лицом услугами регионального оператора по обращению с ТКО. Факт пользования определяется началом организованного вывоза ТКО. Заключение договора в письменном виде физическими лицами с региональным оператором не требуется. Исключение оставляет принятое собственниками помещений на общем собрании решение о прямых договорах с региональным оператором (в этом случае договор заключается с каждым собственником жилого помещения в данном доме).

7. Если в доме (квартире) никто не прописан — будет ли выставляться квитанция? И на кого?

— С 1 января 2019 года расчет за услугу по вывозу мусора будет идти из числа прописанных в доме. Если в квартире никто не прописан, то счет будет выставляться исходя из количества собственников.

8. Можно ли получить субсидию на услугу по вывозу мусора?

— С 1 января 2019 года услуга по обращению с ТКО становится коммунальной. Жителям может быть предоставлена соответствующая компенсация в соответствии со статьей 160 ЖК РФ. Предоставлять субсидии (льготы) на оплату коммунальных услуг уполномочены отделы социальной защиты населения.

9. Как сформировался платеж на вывоз мусора?

— Платеж исходит из того, что утилизация одного кубометра ТКО (по решению департамента цен и тарифов АВО) составит 580,54 рубля, и все расчеты идут от этого значения. Для выявления ежемесячной стоимости для физического лица в расчет принимается норма накопления мусора.

Нормативы накопления ТКО утверждены Постановлением департамента природопользования и охраны окружающей среды АВО № 05/01-25 от 25.01.2018 г.:

Городские округа и городские поселения:

Читайте также:  Разъяснительная работа с сотрудниками с целью недопущения

— в многоквартирных домах — 2,44 м3/человека в год;

— в частном секторе — 2,55 м3/человека в год.

Сельские поселения:

— в многоквартирных домах — 2,38 м3/человека в год;

— в частном секторе — 2,23 м3/человека в год.

Нормативы накопления ТКО подлежат изменению через 5 лет после утверждения.

10. Куда обратиться с вопросом?

Телефоны «горячей» линии регоператора, по которым можно задать вопросы по работе новой системы обращения с ТКО (начнет действовать во Владимирской области с 1 января 2019 года): 8-800-200-38-25, 377-125

Время работы телефонов «горячей» линии: понедельник-пятница, с 9.00 до 17.00, с 12.00 до 13.00 — перерыв.

В новогодние праздники «горячая линия» начнет работать со 2 января 2019 года с 9.00 до 17.00, с 12.00 до 13.00- перерыв.

В последнее время в интернете можно найти много информации о резком повышении тарифов на вывоз мусора как для жителей многоквартирных домов, так и для собственников частного домовладения, а также проживающих в сельской местности. Многие СМИ информируют о повышении в сотни раз платы за вывоз твердых отходов, порождая тем самым бурные обсуждения пользователей сети. В этой статье мы разберемся, какие новшества вступили с илу с января 2019 и сколько нам придется платить за мусор.

Основные понятия

В законодательстве, о котором мы расскажем далее, используются следующие понятия:

  1. Твердые бытовые отходы – ими являются отходы населения, образующиеся вследствие жизнедеятельности – приготовления пищи, уборки и мелких ремонтных работ, уборки придомовой и общей территорий, пришедшие в негодность вещи и предметы мебели и т.д.ТБО — это также отходы от отопительных устройств, мусор с дворовых площадок (листья) и т.д., образуются как из жилых помещений, так и из зданий общественного назначения (гостиницы, детсады и школы, организации общественного питания и т.д.).
  2. Твердые коммунальные отходы – в соответствии со ст. 1 Закона об отходах, это отходы из жилых помещений, вследствие потребления физическими лицами. Кроме того, к ТКО относятся и товары, утратившие потребительские свойства вследствие использования людьми в жилых помещениях в целях личных и бытовых нужд, а также мусор при уборке территории поселений (уличный смет, мусор после пребывания в общественных зонах, пляжах и т.д.).

По сути, виды отходов схожи. Применительно к законодательству об обращении с отходами, оплачиваемом гражданами, следует учитывать тот мусор, который образуется непосредственно в результате удовлетворения бытовых нужд. Таким образом, граждане оплачивают вывоз и утилизацию ТКО – твердых коммунальных (бытовых отходов).

Цель такого вопроса ясна – оплачивая коммунальную услугу по вывозу отходов, потребитель считает, что и остатки стройматериалов должны вывозиться в рамках предоставляемой услуги. Это не так. Мусор после ремонта не входит в понятие ТКО, поэтому граждане обязаны вывозить его самостоятельно, контейнеры возле наших домов предназначены только для бытовых отходов в результате жизнедеятельности человека.

Федеральный закон о вывозе мусора с 2019 года

Еще в 2017 году Президент России В.В. Путин поручил прокуратуре регулярно и тщательно проверять исполнение законодательства об обращении с отходами, особенно в сфере животноводства и вредного производства, где соблюдение правил утилизации особенно важно. В майских указах Президент отдельным пунктом указал необходимость полной ликвидации несанкционированных свалок до 2024 года. Во исполнение распоряжения первого лица государства прокуратурами предъявляются иски к администрации о ликвидации мелких и крупных свалок на территории городов, которые судами удовлетворяются.

Кроме того, еще в 2017 году в Закон об отходах были внесены изменения о необходимости разделять мусор на пищевой и токсичный изменения, но до настоящего времени повсеместного распространения идея разноцветных контейнеров пока не получила. Следует отметить, что с новыми изменениями в законодательстве о вывозе мусора активнее происходит внедрение раздельного сбора мусора, в том числе и в частном секторе.

На сегодняшний день в России действуют несколько правовых актов, совместно регулирующих вопросы отходов:

  • федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ, существенных изменений в который, за исключением общих правил действия лицензий и периодичности проверок лицензиатов, внесено за последний год не было. В данном законе утверждены требования к деятельности организаций, связанных с утилизацией отходов 1-4 класса опасности.
  • федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, в который в 2018 были внесены некоторые поправки о создании автоматической системы контроля выбросов и сбросов загрязняющих веществ, негативно влияющих на состоянии среды.
  • федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, согласно которому с 2018 года санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным надзорным органом, а положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством РФ.

Наряду с перечисленными, основным в рассматриваемой сфере является федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (многие его называют законом о вывозе мусора). В нем регламентированы правила учета, нормирования, отчетности и разграничения действий при вывозе мусора. Изменения в данный закон были внесены в 2018 году дважды – в июле и декабре, вступили в силу с января 2019. На основе закона действует Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об утверждении порядка обращения с коммунальными отходами», в котором раскрываются подробности норм закона и устанавливаются правила.

Читайте также:  Могут ли посадить за драку

Правила обращения с ТКО, нововведения

Постановлением Правительства РФ установлены правила вывоза мусора, в том числе:

  • порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами;
  • порядок их транспортировки;
  • порядок утилизации, безопасности захоронения и т.д.;
  • основания, вследствие которых организацию можно лишить права заниматься вывозом мусора.

С января 2019 года обращение с ТКО на территории каждого субъекта должно быть обеспечено региональным оператором в соответствии с областной (краевой) программой по вывозу мусора. Оператор должен быть выбран по итогам конкурса только один, или их может быть несколько – это решается на местном уровне исходя из потребностей населения.

Размер тарифов также определяется местными властями, которые подготавливают схему обращения с отходами, которой должны придерживаться операторы, оказывающие свои услуги на основании заключенных с потребителями договоров.

Правилами регламентированы обязанности региональных операторов, которые должны при строжайшем соблюдении законов, касающихся сохранения в надлежащем виде окружающей среды, осуществлять сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО. Все это оператор делает самостоятельно или с привлечением других операторов при необходимости.

Таким образом, между исполнительным органом субъекта и оператором должно быть заключено соглашение, в соответствии с которым организация становится правомочна осуществлять услуги по вывозу мусора на территории области. В свою очередь, оператор обязан принять меры к заключению договора с потребителями, которым он должен разослать бланки. Если в вашем субъекте не действует соглашение с региональным оператором, вы вправе заключить договор с иными организациями при наличии у них лицензии.

Вместе с тем, письменная форма договора необязательна. Так, согласно Письму Минстроя России от 16.10.2018, началом работы оператора следует считать дату подписания соглашения между ним и муниципалитетом, и с этого момента собственники жилых помещений оплачивают работу исполнителя услуг, даже без составления отдельного документа.

В то же время, оператор обязан рассматривать жалобы на ненадлежащее оказание услуги, и многие стремятся заключить именно письменный договор, где четко были бы прописаны права и обязанности сторон. Договор нужен и в тех случаях, когда муниципалитет не подготовил соглашения и регионального оператора в субъекте нет.

Как заключить договор о вывозе мусора?

Составить его нужно по типовой форме, предусмотренной п. 5 ст. 24.7 Закона №89-ФЗ, называться этот документ будет договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. В нем должно быть указано следующее:

  1. Место, дата заключения.
  2. Наименование организации, являющейся региональным оператором, ее месторасположение и контактные данные, а также сведения о потребителе (паспортные данные, адрес проживания).
  3. Обязанности оператора, который должен принимать твердые коммунальные отходы в указанном месте и в объеме, предусмотренном договором. Кроме того, в документе должно быть указано на обязанность транспортировки, обработки, утилизации по цене утвержденного тарифа. Оператор также обязан сообщать информацию, необходимую потребителю (например, о времени вывоза, о полигоне, на котором будет происходить утилизация и т.д.).
  4. Обязанности потребителя оплачивать услуги в соответствии с тарифами и сроками, утвержденными договором, складировать мусор только в предусмотренных местах (то есть, на специальных площадках). Потребители также должны назначить лицо, которое взаимодействует с региональным оператором в рамках исполнения договора, не допускать повреждения контейнеров.
  5. Способ складирования: должно быть оговорено, куда помещается мусор, приготовленный для вывоза – камеры, контейнеры, пакеты, бункеры и т.д., их расположение согласно схеме.
  6. Срок действия договора (обычно до окончания лицензии или соглашения, согласно которому оператор является таковым).
  7. Обязанность оператора отвечать на жалобы, связанные с исполнением договора, заменять пришедшие в негодность контейнеры.
  8. Право оператора и потребителя производить сверку расчетов, вести необходимый учет вывозимого мусора. При несоответствии расчетов фактическим потребитель совместно с представителем оператора составляют акт в присутствии как минимум двоих незаинтересованных лиц, с применением видео, фотофиксации, после чего акт направляется по месту нахождения оператора с требованием устранить выявленные нарушения (копия – в муниципалитет). Оператор вправе написать возражения в случае несогласия. Если акт не подписан оператором в течение трех дней, он считается согласованным.
  9. Подписи сторон.

Типовая форма существовала и до 2019 года, но в ней присутствовал пункт об ответственности оператора за обращение с отходами с момента погрузки в мусоровоз в местах накопления, а бремя содержания контейнеров (мусоросборников) возле дома ложилось на собственников многоквартирного дома. Сейчас такого пункта нет.

Читайте также:  Судебное разбирательство в арбитражном процессе

В приложении должна быть схема расположения площадки для накопления мусора и подъездные пути к ней.

Кроме того, согласно изменениям, вступившим в силу с 1 января 2019 года, не позднее 25 декабря накануне предстоящего года региональный оператор обязан направлять в органы местного самоуправления сведения о количестве размещаемых мусорных контейнеров и бункеров с указанием их объема, а также о местах, где эти емкости планируется разместить. Такие сведения необходимы для ведения единого реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Таким образом, власти пытаются контролировать число мест организованного сбора мусора и в итоге предотвратить несанкционированные свалки.

Ознакомиться с реестрами мест (площадок) накопления ТКО можно на официальном сайте муниципалитета или на портале субъекта РФ. Реестр обязан содержать данные о технических характеристиках (количество контейнеров, месторасположение), их собственниках и т.д. К примеру, на сайте одного из районов Кировской области уже сформирован реестр, с которым может ознакомиться каждый житель.

Информация из ПСС «Техэксперт: Экология»

Вопрос

Федеральным законом от 25.12.2018 г. N 483-ФЗ добавлены переходные положения в области осуществления деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению ТКО. А именно: размещение ТКО допускается на объектах размещения ТКО введенных в эксплуатацию до 01.01.2019 г. и не включенных в государственный реестр объектов размещения отходов. На объектах размещения ТКО, введенных в эксплуатацию до 01.01.2019 г., и не имеющих документации, предусмотренной Законодательством РФ, допускается размещение ТКО до 01.01.2023 г. Включенные в перечень и территориальную схему по обращению с отходами объекты могут размещать ТКО без соответствующей лицензии.

До 01.01.2023 г. организация имеет право передавать ТКО не региональному оператору, а любой другой организации, даже если у той нет лицензии на сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение ТКО?

Ответ

Нет, если в субъекте РФ выбран региональный оператор, то необходимо заключить договор на обращение с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО) с ним.

Если в субъекте РФ отсутствует региональный оператор, то необходимо заключить договор с организацией, выбранной органом исполнительной власти субъекта РФ для осуществления деятельности по обращению с ТКО.

Заключить договор с организацией, не имеющей соответствующей лицензии можно, только если данная организация включена в перечень объектов размещения ТКО и территориальную схему обращения с отходами.

Обоснование

Согласно Федеральному закону от 25.12.2018 г. N 483-ФЗ "О внесении изменений в статью 29_1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" :

Если в субъекте РФ в силу каких-либо обстоятельств не выбран региональный оператор, то орган исполнительной власти субъекта РФ вправе на один год, присвоить статус регионального оператора без проведения конкурсного отбора и заключить соответствующее соглашение:

1. С юридическим лицом, которому в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее — Федеральный закон от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ) присвоен статус регионального оператора:

— зона деятельности которого расположена на территории данного субъекта РФ,

— зона деятельности которого расположена на территории другого субъекта РФ, граничащего с данным субъектом РФ.

2. С хозяйствующим субъектом, имеющим лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Если орган исполнительной власти субъекта РФ не может реализовать вышеуказанные положения, то субъект РФ, где региональный оператор отсутствует, вправе не применять до 01.01.2020 г. положения Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ о сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании, хранении, захоронении ТКО региональными операторами. При этом на территории субъекта РФ этапы и сроки перехода к осуществлению деятельности по обращению с ТКО региональными операторами устанавливаются планом мероприятий, утвержденным уполномоченным органом исполнительной власти данного субъекта РФ, а плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами взимается в составе платы за содержание жилого помещения.

До 01.01.2023 г. объекты размещения ТКО, введенные в эксплуатацию до 01.01.2019 г. и не имеющие документации, предусмотренной законодательством РФ, могут быть использованы для размещения ТКО. Данные объекты при наличии о возможности их использования для размещения ТКО по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ могут быть включены в перечень объектов размещения ТКО на территории субъекта РФ (далее — Перечень). Данные о месте нахождения объектов размещения ТКО, включенных в Перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта РФ.

Объекты, включенные в Перечень и территориальную схему обращения с отходами, могут использоваться для размещения ТКО без лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов I-IV классов опасности.

Таким образом, заключить договор на обращение с ТКО с организацией, не имеющей соответствующую лицензию, можно только, если она включена в Перечень и территориальную схему обращения с отходами.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector