Фашистский знак на танках

Тактические знаки указывали на принадлежность к конкретному роду войск и назначение (пехота, связь, артиллерия, танки, ПВО, саперы и т.д.). Обычно на технике присутствовали одновременно и дивизионный и тактический знаки. Большая часть тактических знаков была взята из военной топографии. В большинстве случаев тактические знаки рисовались на технике белой краской, а зимой, когда технику красили в белый цвет, тактические знаки рисовались другими цветами — например желтым, красным или черным. В некоторых дивизиях изначально использовались тактические знаки разных цветов (желтый, красный, синий, белый) для различных подразделений. Вид и порядок нанесения тактических знаков был указан в приказе HDv272 и в брошюре "Армейские тактические обозначения". Порядок нанесения тактических знаков, утвержденный в приказе 272 существовал с 1939 по конец 1942. В начале 1943 в связи с появлением новых видов вооружения и подразделений в приказ HDv272 стали вносить изменения. Окончательно утверждена новая система тактических обознчений была в апреле 1944, однако вплоть до конца войны использовались и старые и новые обозначения.

Тактические знаки можно разделить на три основные части:
Верхняя часть тактического знака — указывает на род деятельности подразделения (транспорт, связь, саперы, разведка, медики и т.д).
Средняя часть тактического знака — Обозначение типа боевых подразделений (пехота, бронемашина, танки, мотоциклы, полковая артиллерия, гаубицы, противотанковая артиллери, реактивная артиллерия, зенитная артиллерия и т.п.).
Нижняя часть тактического знака — обозначение типа основных транспортных средств (частично механизированные, моторизированные, полугусеничные или гусеничные)

Кроме вышеуказаных элементов использовались флажки, указывавшие принадлежность к штабам разных уровней и цифровые и буквенные шифровки, уточнявшие подразделение. Буквы на тактическом знаке расшифровывались как:

  • R- штаб полка
  • St — штаб батальона
  • Le — легкий
  • S — тяжелый

До 1944 года, все подразделения в составе танковой дивизии несли специальный
символ обозначающий принадлежность к танковым частям. После 1944 года, это обозначение было заменено танковым ромбом, который стал основой символа подразделения.

Собственно тактический знак состоял из всех перечисленных выше элементов. В танковых подразделениях на тактическом знаке обычно отсутствовал номер одразделения. А у подразделений бронетранспортеров и САУ наоборот, номера подразделений присутствовали почти всегда.

Практически существовали многочисленные отклонения от официальных маркировок, и только изучение большого количества фотографий может давать реальное представление об их действительном разнообразии.
Наносили тактические знаки с помощью трафаретов в мастерских при штабе соединения, до момента поступлениямашин в части первой линии. Сложная маркировка производилась последовательным наложением целой серии трафаретов. Последним в знак вписывался номер роты или батареи. При камуфлировании и перекрашивании машин тактические знаки обновлялись, но не всегда должным образом. Непосредственно в боевых подразделениях многие знаки наносились вручную, без соблюдения пропорций, вривь и вкось. Боевые машины, поступившие в последний момент, иногда так и шли в бой с начерченными от руки тактическими символами или вообще без них.
Несмотря на немецкую педантичность, командиры некоторых частейсовершенно равнодушно относились к тактическим символам, допуская неточноть и неаккуратность при их прорисовке, считая вопросы технического обслуживания, заправки топливом и боеприпасы вещами куда более важными чем топографические иероглифы на броне и напротив, другие дивизии аккуратно наносили тактические символы вплоть до последнего дня Третьего Рейха.

Кроме этой системы тактических знаков в немецкой армии существовали и другие, например в дивизии Герман Геринг система тактических знаков состояла из дисковых элементов красного и черного цвета со стрелками и буквами.

Даже в те далёкие времена, когда военное искусство находилось на уровне «Хватай дубину, побежали гонять соседей!», людям надо было как-то отличать своих воинов от чужих. Раскраска на лице, тотемные значки, перья определённого вида птиц — всё это и многое другое послужило истоком для явления, которое позже назовут военной геральдикой.

Разного рода гербовые рисунки составляли основной массив военных знаков различия на протяжении древней эпохи и Средневековья. По мере того как армии становились больше и универсальней, эмблемы делались проще. Этот процесс всегда заканчивался принятием какого-либо несложного символа, лёгкого для изображения и опознания.

Одна армия — один знак

Главенствующим элементом в опознавательных знаках стало обозначение принадлежности к вооружённым силам страны. К примеру, в армии царской России у военных кокард была характерная «сердцевина», состоявшая из нескольких овалов разного цвета и узора.

К моменту появления танков система опознавательных знаков, или эмблем, как принято называть их в World of Tanks, полностью оформилась. С 1916 года и до наших дней могли меняться изображения или места для нанесения эмблем, но общий принцип стал неизменен. Опознавательные знаки вооружённых сил образуют целую систему. Но, как и несколько последних столетий, основной из них — это общий знак вооружённых сил страны.

В World of Tanks на данный момент представлена бронетехника девяти государств ХХ столетия. На каждой машине по умолчанию изображён один из вариантов стандартной эмблемы.

Выберите нацию

Звёзды — красные и белые

Советские машины, пожалуй, самые известные носители эмблемы в виде красной звезды. Хотя сам этот символ намного старше: он использовался ещё в Древнем Риме, где назывался «марсовой звездой» в честь бога войны. Когда зародилось христианство, пятиконечная звезда «отметилась» и в нём — как символ перехода от язычества к вере в единого Бога.

В армию Российской империи звезда, вероятнее всего, пришла из Франции, где ещё с конца XVIII века её стали носить на солдатских погонах и офицерских эполетах. 1 января 1827 года император Николай I издал указ, согласно которому русская армия также принимала данный знак различия. Правда, тогда звёзды были белые или жёлтые.

Красная звезда в истории Советской России впервые фигурировала в 1917 году. Писатель и революционер В. Кибальчич писал, что у некоторых участников штурма Зимнего дворца была на рукаве повязка с её изображением. При создании Красной армии выбор в пользу красной пятиконечной звезды был достаточно очевиден. Хотя конкретного имени того, кто предложил её использовать, история не сохранила. Символизм знака в РККА прост. Красный — цвет пролетарской революции. Пять лучей — пять материков. А звезда — символ единства пролетариев всего мира. Внутри фигуры рисовали плуг и молот, затем серп и молот.

Читайте также:  Спао ингосстрах ипотечное страхование

Интересно, что выражение «краснозвёздные танки» носит скорее фигуральный, нежели буквальный характер. В отличие от авиации, где звёзды рисовали на всех самолётах, танковые войска чаще обходились тактическими отметками, чем звёздами. Но если красную звезду рисовали, то, как правило, на боковой поверхности башни танка. Также её могли размещать на передней части корпуса или даже на маске орудия. Есть цветные исторические фото, на которых советские танки обозначены белой звездой. Это нетипично и может быть объяснено несколькими причинами. Во-первых, красный пигмент мог выцвести от долгой эксплуатации. Во-вторых, зимой некоторые советские танковые командиры могли избегать ярких пятен на белой маскировочной окраске, чтобы не стать лёгкой мишенью.

Второй главный «потребитель» красных звёзд — Народно-освободительная армия Китая. Здесь этот символ несёт примерно тот же смысл, что и у СССР. Визуально китайская версия эмблемы отличается тем, что она имеет золотую (жёлтую) обводку по контуру. В World of Tanks на танках звезда «сплошная», без дополнительных символов. В реальной китайской армии на красном фоне, как правило , рисуют иероглифы «8» и «1» , обозначающие 1 августа. В этот день в 1927 году была образована НОАК под руководством Мао Цзэдуна. Сам знак китайские вооружённые силы используют с 1948 года.

Третья игровая нация World of Tanks, использующая звёздную эмблему, — это США. Американская звезда по традиции белая и старше официального государства Соединённых Штатов на целый год. Впервые она появилась на так называемом Континентальном флаге, поднятом адмиралом Джоном Полом Джонсом в 1775 году.

Белая звезда, которую игроки могут видеть на технике США в своём Ангаре, обведена круговым контуром. Это характерная черта машин Второй мировой войны. Круг стали рисовать для того, чтобы в прицеле не перепутать белую звезду союзной техники с белыми контурами немецкого «балкенкройца».

Тевтонский, чёрный, но не «балканский»

В субботу, пятого апреля,
Сырой рассветною порой
Передовые рассмотрели
Идущих немцев тёмный строй.

На шапках перья птиц весёлых,
На шлемах конские хвосты.
Над ними на древках тяжёлых
Качались чёрные кресты.

Это строки из поэмы Константина Симонова «Ледовое побоище». А чёрные кресты на знамёнах принадлежали Тевтонскому ордену. Он был образован в XII веке, во время третьего крестового похода группой германских паломников. Как и другие духовно-рыцарские ордена, Тевтонский орден активно боролся с врагами католической церкви. Орден нёс огонь и меч в Пруссию, Великое Княжество Литовское и на Русь вплоть до своего катастрофического поражения под Грюнвальдом в 1410 году.

Когда воинственная Пруссия возглавила объединение Германии в XIX веке, в числе другой символики она принесла в немецкую армию чёрный крест. И, надо сказать, прижилось это тевтонское наследие накрепко.

Что же такое «балкенкройц»? Посмотрите на любой немецкий танк в Ангаре. Крест на нём будто бы сложен из двух брусьев или балок. Отсюда пошло и его название — «балочный крест». В русском языке можно встретить вариант «балканский крест», но это только случайное созвучие.

«Балкенкройц» был принят в качестве национальной опознавательной эмблемы немецкой военной авиации в апреле 1918 года, просуществовал до конца Первой мировой войны и вернулся в 1935 году — снова как эмблема ВВС. Наземные войска Германии стали использовать его не сразу. Когда немцы напали на Польшу в 1939 году, на их технике рисовали равносторонние кресты обычного белого цвета. Но уже к моменту нападения на Данию в апреле 1940-го «балкенкройц» распространился в вермахте повсеместно.

Существовали определённые инструкции по нанесению «балочного креста», но на практике их почти не соблюдали. Белые контуры могли быть шире или уже, сам крест мог быть не только чёрным, но и белым, и серым. Могли использоваться только контуры, без основной фигуры — чтобы снизить заметность. А когда в немецкой армии в 1943–1944 годах получило широкое распространение циммеритовое покрытие, то из-за его бугристой поверхности рисовать кресты стало можно только вручную. Тут уже любые стандарты были бессильны.

В 1955 году вооружённые силы Федеративной Республики Германии получили новую эмблему. Она называется «чёрный крест» («шварцкройц») и тоже выполнена в тевтонской стилистике, отличаясь от «балочного креста» тем, что перекладины фигуры расширяются от центра к краям. В World of Tanks «чёрный крест» служит базовой эмблемой немецких танков периода после Второй мировой войны.

В национальных цветах

Пять остальных наций, представленных в World of Tanks, используют в своей символике цвета государственных флагов или сами флаги.

Например, шведы, недавно дебютировавшие в проекте. И в реальности, и в игре их боевую технику украшает золотой крест на лазоревом поле, являющийся государственным символом Королевства Швеции с 1569 года.

Когда в игре должны были появиться японские танки, возник вопрос, какую эмблему выбрать в качестве их базового обозначения в игре. В наши дни Силы самообороны Японии используют флаг Кёкудзицу-ки — «Восходящее солнце». Однако не все игроки готовы были видеть этот флаг на японской технике: в Китае, Корее и других странах, с которыми Япония успела повоевать в ХХ веке, данный символ воспринимается болезненно. Выбор пал в пользу государственного флага Японии — алого круга на белом поле. Тем более что японские военные также используют его активно.

Знакомый всем любителям британских танков бело-красно-белый прямоугольник — это цвета флага Англии, или креста Святого Георгия, покровителя страны. Интересно, что в реальной истории мог встречаться «инвертированный» вариант национальной эмблемы, с двумя красными полосами и белой посередине. Встречалась в британской армии и третья интерпретация эмблемы — белый круг внутри красного поля.

Читайте также:  Льготы для многодетных семей в янао

Круглая эмблема базового опознавательного знака в World of Tanks характерна для двух наций: Франции и Чехословакии.

Французскую кокарду создал политический деятель и участник Великой Французской революции маркиз Жильбер Лафайет в июне 1789 года. Маркиз соединил белый монархический цвет с синим и красным, считавшимися революционными. Кокарда делалась из матерчатой ленты, сложенной в круглую розетку. Во французской армии этот опознавательный знак используется по сей день с небольшими вариациями в изображении.

Чехословацкий флаг до 1920 года был двухцветным — бело-красным. Затем в его составе появился синий треугольник, символизирующий Словакию. В этом виде он и сохранился. На технику национальный опознавательный знак мог наноситься в трёх вариантах. Первый — в виде крупного изображения флага. Второй — щит с тремя вертикальными полосами цветов государственного флага. И третий, самый распространённый и принятый в качестве базовой эмблемы в World of Tanks, — круг, разделённый на три равных сектора: синий, белый и красный.

Наличие опознавательного знака страны на технике — давний стандарт любой армии. Но, какими бы драконовскими ни были военные порядки, каждое подразделение хочет выделиться. И тогда рядом с крестом, звездой или трёхцветной «розеткой» можно увидеть уникальные эмблемы воинских частей, а то и отдельно взятых танкистов. К примеру, в бронетанковых войсках Красной армии в годы войны их было более шести десятков.

Балкенкройц — являлся основной эмблемой Второй мировой войны: Вермахта, Люфтваффе,и по сей день данная символика используется объединенными силами обороны сегодняшнего Немецкого Бундесвера и наследует четыре белых руки, по сути является стилизованной версией Тевтонского креста, который в своё время был основным символом Тевтонского ордена.

Данная символика была принята в 1914 г. и использовалось с того времени до конца Первой мировой войны, далее ее использование было возобновлено, с начала основания Люфтваффе в 1933 и продолжалось до конца Второй мировой войны в Европе.

Историческая справка: Тевтонский орден (от лат. teutonicus — немецкий; нем. Deutscher Orden) — духовно-рыцарский орден, основанный в конце XII века.

Девиз Тевтонского ордена: нем. «Helfen — Wehren — Heilen» («Помогать — Защищать — Лечить»).

Первая версия: Орден был учрежден одним из вождей немецких рыцарей герцогом Фридрихом Швабским (нем. Friedrich VI., Herzog von Schwaben) 19 ноября 1190 года, и после взятия крепости Акра основатели больницы нашли ему постоянное место в городе.

Вторая версия: Во время 3-го крестового похода, когда рыцари осаждали Акру, купцы из Любека и Бремена основали полевой госпиталь. Герцог Фридрих Швабский преобразовал госпиталь в духовный орден, во главе которого встал капеллан Конрад. Орден подчинялся местному епископу и был отделением ордена Иоаннитов. 6 февраля 1191 года Папа Римский Климент III утвердил орден как «Тевтонской братии церкви Святой Марии Иерусалимской» (лат. Fratrum Theutonicorum ecclesiae S. Mariae Hiersolymitanae) своей папской буллой.

5 марта 1196 года в храме Акры состоялась церемония реорганизации ордена в духовно-рыцарский. На церемонии присутствовали магистры госпитальеров и тамплиеров, а также светские и духовные лица Иерусалима. Папа Римский Иннокентий III подтвердил это событие буллой, датированной 19 февраля 1199 года, и определил задачи ордена: защита немецких рыцарей, лечение больных, борьба с врагами католической церкви. Орден был подвластен Папе Римскому и императору Священной Римской империи.

В войсках Панцерваффе

Впервые германская национальная эмблема, так называемый «Balkenkreuz» («Балочный крест»), появился на танках и броневиках вермахта во время боевых действий в Польше в сентябре 1939 г. «Balkenkreuz» представлял собой большой белый крест с прямоугольными равными по длине сторонами и предназначался прежде всего для визуального отличия своих боевых машин от боевых машин противника. Причём, такие кресты не только наносились на танки краской, но и изготавливались из листов тонкого металла и приваривались на борта и башни боевых машин.

Но многие экипажи перекрашивали кресты целиком в жёлтый цвет. В конце польской компании в качестве идентификационной эмблемы для танков был принят так называемый «открытый» крест, идентичный крестам, использовавшимся на самолетах люфтваффе. Он наносился в виде четырех белых уголков прямо поверх основной тёмно-серой окраски танка. Но некоторые танковые экипажи закрашивали центр креста чёрной краской. К началу боевых действий против Франции и Бельгии в мае 1940 г. на всех боевых машинах вермахта использовались именно такие кресты. Причём, размеры их могли варьироваться. (Правда, для танков Pz III и Pz IV был принят единый размер креста: 25 см. в высоту.) В таком виде «Balkenkreuz» наносился на тёмно-серую основную окраску танков вермахта вплоть до её замены на жёлтую в 1943 г.

С началом боевых действий в Северной Африке в феврале 1941 г. «Balkenkreuz» претерпел изменения. Выяснилось, что на жёлто-коричневом пустынном камуфляже белый «открытый» крест не очень хорошо заметен. Поэтому центр креста стали закрашивать чёрной краской. С введением в феврале 1943 г. для окраски всей бронетехники вермахта нового стандартного жёлтого цвета, в качестве стандартного образца вводится африканский вариант креста — чёрный с белой окантовкой.

С этого же времени устанавливаются и стандартные размеры «Balkenkreuz» — 20 см. в ширину и 25 см. в высоту. Такой вариант креста просуществовал на немецкой военной технике вплоть до конца войны. Следует отметить, что несмотря на стандартный вариант «Balkenkreuz», существовало множество его разновидностей. Например, встречаются кресты с чёрной окантовкой, кресты с бело-чёрной окантовкой, кресты вообще без окантовки белого, чёрного и даже красного цветов и т.д. Например, на всех бронированных полугусеничных Ореl Maultier с реактивной установкой 15 сm Panzerwerfer 42 использовались узкие кресты с длинными краями.

Читайте также:  Водитель профессионал медицинская справка

Первоначально кресты на боевую технику наносились с помощью специальных трафаретов, реже вручную. С введением в 1943-1944 гг. циммеритовой обмазки на немецкой бронетехнике кресты стало возможным рисовать только вручную, поэтому разнообразие их вариантов в конце войны возросло.

На трофейной советской бронетехнике, использовавшейся на службе в вермахте, если она не перекрашивалась, наносились кресты больших, чем обычно, размеров. Но в большинстве случаев трофейная техника перекрашивалась в стандартные цвета, принятые в вермахте, и на неё наносились кресты стандартных размеров. Для опознавания с воздуха своих танков самолетами люфтваффе обычно использовался государственный флаг Третьего Рейха — черная свастика в белом круге в центре красного полотнища. Флаг обычно расстилался на башне, крыше моторного отделения танка или броневика.

В войсках Люфтваффе

В период Веймарской республики (1919-1934) военная авиация развивалась в тайне и ни о каких опознавательных знаках не могло быть и речи. Когда Гитлер пришел к власти, немцы стали в открытую нарушать постановления Версальского договора, наращивая свои военные усилия. В марте 1935 было официально объявлено о существовании Люфтваффе.

Немецкие самолеты в то время носили гражданские обозначения на корпусах и крыльях. Светлая краска (серебристая или серо-зеленая), покрывающая всю поверхность машин, служила хорошим фоном для черных букв и цифр. Отчетливо видимые издалека знаки казались новым властям недостаточным обозначением, и 6 июля 1935 г. было постановлено дополнить их свастикой — на левой стороне вертикального оперения наносились красная полоса с черной свастикой (Hakenkreuz), вписанной в белый круг. На правой стороне наносился рисунок национального флага — черно-бело-красные полосы.

Пропорции этих обозначений были следующие: белый круг, в котором находилась свастика, расположен был посредине красной полосы, нане­сенной между передней и задней кромками вертикального киля. Диаметр белого круга составлял 6/8 ширины полосы, габарит свастики, находящейся в центре белого круга, — 5/10 этой ширины, толщина линий свастики — 1/10. Трехцветный флаг на правой стороне (одинаковых размеров с полосой слева) состоял из трех горизонтальных линий одинаковой ширины — черной, белой и красной.

Чтобы связать эту систему с обозначениями немецких самолетов времен I мировой войны, в сентябре 1935 г. введен дополнительный опозна­вательный знак: черно-белый балочный крест (равносторонний), так называемый Balkenkreuz. Его пропорции были следующие: ширина перекладин равнялась 1/4 их размаха, а белая обводка вокруг них имела ширину, равную 1/20 размаха.

Кресты этого типа рисовали -согласно традиции — по обе стороны фюзеляжа и на верхних и нижних поверхностях крыльев. Осенью 1936 г. белая обводка вокруг креста была дополнена еще и черной обводкой, шириной равной 1/30 размаха перекладин. Она должна была отчетливо выделять белую обводку от фона, на котором они находились (в то время большинство самолетов окрашивались в серебристый или светло-серо-зеленый цвет). Вместе с введением креста как основного опознавательного знака немецких Люфтваффе постепенно исчезали полосы, наносимые на правую сторону киля.

Заменялись они такими же знаками, как и на левой стороне, то есть красной полосой с черной свастикой, вписанной в белый круг. В сентябре 1938 г. постановлено отменить нанесение хорошо видимых издалека красной полосы и белого круга, служащего фоном для свастики; оставлена только сама свастика с белой тонкой обводкой, ширина которой равнялась 1/16 размаха свастики. Вскоре белая обводка вокруг свастики была дополнена черной обводкой, еще более тонкой, с шириной равной 1 / 24 размаха.

На рубеже 1939/40 гг., сразу по завершению кампании в Польше, проведена еще одна модификация государственных опознавательных знаков — белая обводка вокруг креста, которая до этого была узкой (1/20 размаха перекладин), расширена до 1/8 размаха, зато ширина черной обводки заужена до 1/32 размаха. Крест этого типа наносился на фюзеляже и на нижних поверхностях крыльев, а на верхних оставался крест старого типа с узкими белыми обводками, которые был менее заметны и давали большие возможности маскировки самолетов на фоне земли.

В начале 1941 вышла директива LDv 521/2, которая ввела определенную модификацию внешнего вида Balkenkreuz. Из крестов на верхних поверхностях крыльев удалили «сердцевину», так что остались только белые элементы, дающие контур креста (на практике еще некоторое время рисовали Balkenkreuz старой формы или внутри креста оставался более темный цвет камуфляжа RLM 74). Этот метод применялся и для крестов на фюзеляже -при широких белых элементах знака его внутренняя часть была темно-серо-зеленая RLM 74. Однако часто ее по традиции закрашивали черным, но без тонких черных обводок снаружи белых элементов. На нижних поверхностях крыльев Balkenkreuz никогда не утрачивал своей черной «сердцевины»; исчезли только внешние тонкие черные обводки, как при нанесении свастики -середина всегда оставалась черной с белыми обводками.

В 1944 году обозначения незначительно изменились, в основном стали более разнообразными.

Опознавательные знаки изображались довольно свободно, требования RLM сплошь и рядом игнорировались. Теоретически, каждый тип самолета имел определенные опознавательные знаки, которые должны были неизменно наноситься в восьми местах. Каждый опознавательный знак имел свой код и свою палитру.

В отношении крестов использовались следующие коды:

B1 — черно-белый крест с черной обводкой, белые уголки узкие.

B2 — черно-белый крест с черной обводкой, белые уголки широкие.

B3 — черно-белый крест без черной обводки, белые уголки широкие.

В4 — только черные уголки.

B5 — только белые уголки.

B6 — только белые узкие уголки.

Н2 — черная свастика с бело-черной обводкой

Н2а -обозначал такую же свастику, но без черной обводки.

Н3 — упрощённая чёрная свастика без заполнения

Н3а — упрощённая белая свастика без заполнения.

Эволюция опознавательных знаков:

На данный момент основной эмблемой Вооружённых сил Германии является именно Шварцкрейц -черный крест.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector