Что такое юридическое образование

Юридическое образование сейчас – одно из самых популярных в нашей стране. Несмотря на уверения разных специалистов, что юристов в России переизбыток, каждый год тысячи выпускников школ подают заявления на юридические отделения различных вузов.

Организация подготовки юристов в современной России в целом следует традиционной советской системе юридического образования. И это ее сильная сторона – отработанные и апробированные методики всегда себя оправдывают.

Основной способ получить юридическое образование – обучение на юридических факультетах государственных университетов, и в специализированных юридических институтах и колледжах. Однако выпускники последних обладают не высшим, а средним юридическим образованием.

Чтобы получить высшее юридическое образование в России предусмотрено прохождение пятилетнего полного курса очного обучения. Но это для выпускников, желающих получить стандартный статус специалиста, для магистра этот срок больше, для бакалавра наоборот – меньше. Предусмотрены также традиционные для уже работающих студентов вечерние и заочные способы обучения, рассчитанные соответственно на 5 и 6 лет.

По сложившемуся принципу учебный процесс делает упор на подготовку юристов самого широкого профиля, которые после завершения обучения смогут занять любую должность, требующую юридического образования. При этом дипломированные юристы должны обладать достаточно глубокими знаниями по какой-нибудь отдельной области права. Потому для изучения кроме социально-экономических, гуманитарных и общеобразовательных дисциплин предусмотрен широчайший круг узкоспециальных правовых наук. Среди них: общая теория государства и права, история политических и различных правовых учений, история государства и права в России и в зарубежных странах. Сюда также относятся римское право, криминология, судоустройство и международное публичное и частное право. Ну и, разумеется, различные отрасли российской правовой системы – административное, гражданское, налоговое, трудовое, финансовое и уголовное право и особенности различных процессов – гражданского и уголовного судопроизводства.

Последние курсы обучения предполагают изучение дополнительного цикла специальных курсов, когда студенты-юристы проходят специализацию по определенному профилю: гражданско-правовому, государственно-правовому, уголовно-правовому, международно-правовому и другим. При этом учебные курсы и предназначенные для них предметы разнятся в зависимости от выбранного профиля.

После завершения основного курса обучения для студентов очников предусмотрено обязательное прохождение производственной практики, например, в судах. Во время нее будущий специалист уже получает начальные навыки, которые подтверждают юридическое образование.

Кроме того, в России наличествует сеть специальных высших юридических заведений. К ним относят: Российскую академию правосудия, Академию МВД России, заменившую Высшую школу милиции, Академию государственной службы и управления, Академию государственного и муниципального управления и т.д. РАП готовит специалистов, которые станут работать (или уже работают) в судебной системе, Академии МВД – специалистов-сотрудников милиции, а Академии госслужбы выпускают будущие кадры работников системы государственного, муниципального и местного самоуправления. Здесь кроме получения юридического образования можно пройти переподготовку или курсы повышения квалификации. Свои Академии есть во всех федеральных округах, это не одно учебное заведение.

Получив высшее юридическое образование, желающие могут продолжить свое обучение и заняться научной деятельностью в аспирантуре, а затем – в докторантуре. После защиты кандидатской и докторской диссертаций можно получить соответствующую степень кандидата или доктора юридических наук.

Интервью с В.А. Томсиновым, доктором юридических наук, профессором, заведующим кафедрой истории государства и права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Тема: «Юридическое образование — это не только изучение действующего законодательства»

Организатор: Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство"

Владимир Алексеевич, прежде всего — разрешите поздравить Вас с юбилеем и пожелать научного и творческого долголетия, крепкого здоровья, ярких событий и интересных открытий.
С момента основания журнала "Законодательство" Вы являетесь его постоянным автором и регулярно, в каждый номер пишете статьи по истории русской юриспруденции. У Вас вышло несколько книг по этой теме. Между тем на юридическом факультете МГУ Вы преподаете иностранное право, публикуете статьи и книги по истории государства и права зарубежных стран. Какое из этих направлений Вашей научной деятельности является основным?

— Оба основные. Если кратко сформулировать то, чем я занимаюсь в науке, можно, наверное, сказать: изучением, сохранением и осмыслением русского и мирового опыта юридической и государственной жизни общества — того, что можно коротко назвать правовой и политической традицией или культурой государственности и права. Без знания этой традиции невозможно стать полноценным юристом. Тем более что многое из накопленного в прошлые времена опыта правового регулирования общественной жизни составляет содержание современной юриспруденции.
У нас юридическое образование понимают часто довольно примитивно — как изучение действующего законодательства, и только. Юрист, конечно, должен знать применяемые нормы права, но для успешной юридической деятельности этого мало. Надо не просто знать статьи законов, но и понимать их смысл. При разрешении судебного спора в нормальном суде чаще всего бывает недостаточно ссылок на действующие законы, необходимо еще и выстроить юридическую аргументацию для тех или иных притязаний. А это требует понимания сущности правовых институтов, владения юридическим понятийным аппаратом, терминологией, логикой юридического мышления, иначе говоря, для этого необходимы фундаментальные юридические знания, которые можно получить, только изучая, помимо действующих законов своей страны, правовые памятники, которые можно считать образцовыми. Таковы, например, Дигесты Юстиниана, Свод законов Российской империи, Гражданский кодекс Франции 1804 г. (он действует и сейчас, хотя претерпел определенные изменения), Гражданский кодекс Германии 1900 г. (также применяется до сих пор, хотя и здесь не обошлось без модернизации, затронувшей главным образом книги о семейном и обязательственном праве), Единообразный торговый кодекс США и др.

Вы занимаетесь также проблемами юридического образования, у Вас вышло в последние годы несколько книг по этой теме. Скажите, каким должно быть, на Ваш взгляд, современное юридическое образование в России?

— Чтобы дать полный ответ на этот вопрос, надо написать целую книгу, немалую по объему. Если же отвечать кратко, т.е. касаясь лишь самого важного, то я бы в первую очередь отметил, что современное юридическое образование в нашей стране должно строиться на базе мировой правовой культуры, ведь юристы развитых стран сталкиваются с одними и теми же проблемами, и способы решения их, правовые идеи, применяемые в той или иной стране, вполне могут быть использованы и в России. Это особенно относится к сферам торговых и финансовых операций, акционерных обществ и предпринимательства в целом, ограничения коррупции. Хозяйственная деятельность, в какой бы стране она ни осуществлялась, подчиняется одним и тем же экономическим законам, соответственно оптимальные юридические конструкции, определяющие ее функционирование, не могут не иметь универсального значения. В системе правового регулирования экономической деятельности много чисто технического, связанного в большей степени с закономерностями данной деятельности, нежели с политическими и культурными особенностями того или иного общества.
Многие виды юридической деятельности рутинны по своему характеру и представляют собой, в сущности, род канцелярской, бюрократической службы. У юристов, которые занимаются подобной работой, юридическое образование должно быть в значительной мере специализированным, ориентированным на конкретную юридическую практику.
Но есть и творческие по своему содержанию виды юридической деятельности. Высшим среди них является, пожалуй, законотворчество, т.е. написание проектов кодексов, иных законодательных актов, международных договоров. Найти нестандартный подход часто требуется и при разработке уникальных, особо сложных комплексных договоров между компаниями, при составлении экспертных заключений по тем или иным законопроектам, договорам или правовым проблемам. Специалисты, берущиеся за такие задачи, должны иметь юридическое образование университетского характера. Предоставить его могут лишь элитного уровня юридические учебные заведения, обучающие по программам, подготовленным с учетом поставленных целей. Прием на учебу в такие вузы должен осуществляться специально созданной государственной комиссией по особым правилам. Конечно, решение о зачислении следует принимать исходя из результатов не ЕГЭ, а полновесных экзаменов, проведенных видными учеными, отличающимися своими знаниями и независимостью. Уверен, что лучше всего такие учебные заведения создавать на базе юридических факультетов ведущих российских университетов — Московского и Санкт-Петербургского.

Читайте также:  Как поменять основной оквэд для ооо

Видимо, специалисты подобного уровня необходимы и для ведения сложных судебных процессов?

— Согласен. В качестве примера могу привести дело о мемориале цесаревича Николая Александровича — судебный спор между государством Российская Федерация и Русской православной религиозной ассоциацией (РПРА), подчиненной в настоящее время Константинопольской патриархии, о праве собственности на Собор Святого Николая в Ницце со всем его содержимым, а также на прилегающий к нему земельный участок.

Расскажите, пожалуйста, об этом споре.

— Более или менее подробный рассказ с цитированием документов (исковых и ответных заключений сторон, текстов судебных решений) опубликован в журнале "Вестник Московского университета. Серия Право" (2010. N 6; 2011. N 2-4). Поэтому я скажу лишь о том аспекте, который имеет отношение к теме юридического образования.
Российское государство выступило в этом деле в качестве истца, подав судебный иск о признании своего права собственности на указанное имущество. В первой инстанции данный спор рассматривался во Второй гражданской палате Суда высокой инстанции Ниццы с 13 ноября 2006 г. до 2 ноября 2009 г. На открытом заседании названной палаты 20 января 2010 г. было оглашено судебное решение за подписью председателя палаты господина Лионеля Лафона. Согласно его вердикту государство Российская Федерация является единственным и законным собственником спорного имущества. Не согласившись с этим, РПРА подала жалобу в Апелляционный суд Экс-ан-Прованса. 19 мая 2011 г. данный суд вынес решение, в котором отклонил требования РПРА и подтвердил вердикт Суда высокой инстанции г. Ниццы. Проигравшая сторона уже подала жалобу в Кассационный суд Парижа, так что дело продолжается.
Это судебное дело уникально со многих точек зрения, в том числе потому, что для юридического обоснования своих притязаний обеим сторонам пришлось обращаться к законам Российской империи, к Гражданскому кодексу Франции, к нормам французского налогового законодательства 20-х годов ХХ в., к принципам международного публичного права и нормам международного частного права. Спор проходил по таким вопросам, как природа императорской власти в России; титул российского императора; категории и статус имущества, принадлежащего императору и российскому государству; природа Кабинета его императорского величества; структура Министерства земледелия и функции департамента государственных земельных имуществ по состоянию на 1917 г.; сущность права собственности на недвижимое имущество по законодательству Российской империи; право собственности по Гражданскому кодексу Франции; договор купли-продажи недвижимости по французскому гражданскому праву и порядок его юридического оформления; владение по французскому гражданскому праву и условия приобретения права собственности по давности владения; сущность института эмфитеотической аренды; смысл постановления Временного правительства от 27 марта 1917 г.; правопреемство СССР по отношению к Российской империи и статус современного государства Российской Федерации относительно СССР; статус религиозной ассоциации, предусмотренной французским законодательством, ее имущественные права; политика Советского государства по отношению к Русской православной церкви и др.
При таком характере судебного спора огромное значение имело мнение экспертов — специалистов по русскому и французскому праву, знающих историю России и Советского Союза, разбирающихся в сложных взаимоотношениях Русской православной церкви и государства как в рамках Российской империи, так и в СССР. Я выступал в этом деле в качестве единственного эксперта-правоведа со стороны России. Со стороны РПРА экспертные заключения готовил целый коллектив французских правоведов, профессоров Сорбонны и других университетов Франции. На стадии подготовки апелляционной жалобы к ним подключилась группа профессоров МГИМО (У).
Приведенный перечень дискуссионных тем уже сам по себе показывает, что помочь сторонам выиграть спор могли только правоведы с фундаментальным юридическим образованием. В течение четырех с половиной лет, пока шел судебный процесс, мне пришлось написать множество заключений; одно из последних было ответом на поставленные передо мной вопросы о правопреемстве СССР относительно предшествовавших ему государств — Российской республики 1917 г. и Российской империи; об обстоятельствах и правовых основаниях перехода права собственности на имущество Российской империи, находившееся за рубежом, к СССР. Казалось бы, это вопросы международного права, но ответить на них было невозможно без знания истории взаимоотношений РСФСР и затем СССР с Францией. Помимо текстов правовых документов, при подготовке экспертного заключения мне пришлось проштудировать 25 томов "Документов внешней политики" — изданных архивных документов Министерства иностранных дел. Замечу, что на принятие решения в пользу России повлияли не только ссылки на законодательные акты, но также их толкование и, главное, аргументация, выстроенная на основе историко-правовых знаний, знания законодательства Российской империи, понимания сущности институтов гражданского права России и Франции, сущности института правопреемства государств.

Подобный судебный спор был, наверное, — не единственным, в котором участвовало Российское государство?

— Далеко не единственным. Но едва ли не первым, где России удалось одержать победу и возвратить в свою собственность огромное по культурной и материальной ценности имущество. Пятиглавый Собор Святого Николая в Ницце, высотой 50 метров, построенный в 1903-1912 гг. в память об усопшем на этом месте 12 (24) апреля 1865 г. наследнике российского императорского престола цесаревиче Николае Александровиче, напоминает по стилю Собор Василия Блаженного и, по мнению искусствоведов, является самым красивым церковным зданием Русской православной церкви за пределами России. Я уверен, что Российское государство могло бы вернуть себе еще много зданий и культурных ценностей, пусть и не такого большого масштаба, которых оно лишилось по разным причинам во время войн и крушений центральной власти. Но для ведения таких судебных процессов нужны специалисты с юридическим образованием высшего, элитарного уровня.
Нам надо срочно создавать островки такого образования еще и для того, чтобы спасти систему юридического образования как таковую. Когда какая-то система деградировала настолько, что всю ее разом оздоровить уже невозможно, спасать надо то, что в будущем может стать источником формирования новой системы, сыграть роль учебно-методического центра, школы для подготовки квалифицированных преподавателей для юридических учебных заведений.
Нам необходим центр правоведов-экспертов. В Средние века и в эпоху Возрождения юридические факультеты западноевропейских университетов были не только учебными заведениями, но и экспертными центрами, помогавшими государственной власти решать сложнейшие юридические вопросы, с которыми она сталкивалась в своей внутренней и внешней политике.

Читайте также:  Нужно ли сро на рабочую документацию

Значит, юриспруденция уже в то время служила практике?

— Можно сказать и так. Но следует иметь в виду, что юриспруденция — не совсем обычная наука. В ней теоретическое и практическое связаны настолько тесно, что отделить одно от другого трудно. Например, зрелое действующее законодательство предполагает развитый понятийный и терминологический аппарат, который сам по себе есть выражение теоретической стороны юриспруденции. А возьмите такое явление, как кодекс — гражданский, гражданско-процессуальный, уголовный или уголовно-процессуальный. Как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения и применяющихся в судах, кодекс есть, безусловно, явление юридической практики. Но кодекс как система этих норм — конечно же, произведение теоретической юриспруденции. Он предполагает классификацию правовых норм по институтам, деление на разделы и главы, закрепление теоретических принципов. Посмотрите на решения судов Англии, США, Франции, Германии — в них приводится не только судебный вердикт, но и его обоснование. Поэтому многие судебные решения похожи на правовой трактат или даже на научную статью.

Владимир Алексеевич, спасибо за то, что нашли время для этого интервью. Еще раз поздравляем Вас с юбилеем и надеемся, что наше сотрудничество будет успешно продолжаться.

Интервью было опубликовано в журнале "Законодательство",
N 8, август 2011 г.

Нынешний век характеризуется тем, что мир стал необычайно динамичным — во всех сферах деятельности очень быстро происходят кардинальные изменения. Это в полной мере относится и к высшему образованию, а именно повышаются требования общества к качеству профессионального образования, обновляются технологии обучения, быстро меняются организационные и экономические условия деятельности разных вузов, обостряется конкурентная борьба на рынке образовательных услуг, постоянно меняется позиция государства по отношению к высшей школе.

В современном российском обществе реализуются различные социально-экономические реформы. Одним из важных направлений реформирования признана модернизация системы национального образования1. В системе мер повышения эффективности профессионального образования руководством страны особое внимание акцентируется на совершенствовании организационных основ его функционирования и развития.

Человеческий капитал является одним из важнейших с точки зрения инновационного развития конкурентных преимуществ, в России он на сей день сохраняется. Кроме качества образования значительную роль для будущего инновационного развития играют и формируемые у человека жизненные установки и модели поведения. Ключевые для инновационного предпринимательства личностные качества — мобильность, желание обучаться в течение всей жизни, склонность к предпринимательству и принятию риска в целом недостаточно развиты по сравнению со странами с высокой инновационной активностью. России.

Юридическое образование — составная часть единой российской системы образования. Законодательство РФ определяет содержание, виды и формы высшего юридического образования, устанавливает общие и специальные требования к содержанию образования, к его качеству, осуществляет через систему органов, управляющих образованием, контроль за содержанием и качеством образования во всех вузах страны.

Система юридического образования имеет свою структуру, состоящую из совокупности трех взаимодействующих подсистем. Правовой основой ее построения служат Федеральные законы РФ и нормативные акты государства в сфере образования.

Структура юридического образования

1. Преемственные образовательные программы и государственные стандарты различного уровня и направленности;

2. Сеть реализующие их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

3. Органы управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Система юридического образованиясоздана для профессиональной подготовки специалистов юридического профиля различных образовательных уровней (образовательных цензов)

Образовательные уровни установлены Законом РФ "Об образовании". Применительно к получению профессии юриста эти уровни таковы:

среднее профессиональное образование (ст. 23);

высшее профессиональное образование (ст. 24);

после вузовское образование, которое может быть получено в аспирантуре, ординатуре и адъюнктуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях (ст. 25).

Система юридического образования в России построена как многоуровневая, обеспечивающая его непрерывность и преемственность. Она имеет четыре уровня:

первый начальное профессиональное юридическое образование (срок обучения до одного года),

второй— среднее (срок обучения до двух лет),

третий— высшее (срок обучения 5—6 лет),

четвертый— послевузовское (дополнительное обучение сроком до 3-х лет).

Для каждого уровня созданы специальные учебные заведения или факультеты: учебные центры, средние специальные и высшие образовательные учреждения. Новые образовательные учреждения – юридические лицеи, кадетские корпуса. Послевузовское образование осуществляется в высших образовательных учреждениях через аспирантуру, адъюнктуру и докторантуру.

В соответствии с положениями законов об образовании высшее профессиональное образование носит трехступенчатый ха­рактер:

первая ступень – неполное высшее образование. Оно достигается обучением в вузе не менее двух лет, прохождением промежуточной аттестации и фиксируется особым дипломом (за рубежом эта ступень обозначается присвоением квалификации «ассистент»);

вторая ступень – высшее профессиональное образование со сроком обучения. 4 года, подтверждаемое дипломом с квалификацией (степенью) «бакалавр»;

третья ступень – высшее профессиональное образование, имеющее две разновидности:

со сроком обучения 5 лет и получением квалификации (степени) «дипломированный специалист*, а со сроком обучения 6 лет — с получением квалификации (степени) «магистр*.

Читайте также:  Когда начался дом 1 в каком году

При этом высшее образование может быть первичным и повторным. Граждане имеют право на бесплатное первичное, но не повторное высшее профессиональное образование.

В ведомствах организуется и повышение квалификации специалистов, руководителей, преподавателей. Это – дополнительное профессиональное образование без повышения его ступени. В ряде случаев (при соблюдении всех требований соответствующего Государственного стандарта) оно завершается получением дополнительной квалификации с вручением дипломов, например – «преподаватель*, «преподаватель высшей школы» и др.

Формами получения образования выступают очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат, самообразование. Допус­кается сочетание различных форм.

Требования к минимуму содержания подготовки для каждой ступени выражены в Государственном образовательном стандарте

Государственные образовательные стандарты (ГОС) по специальностям «юриспруденция», «правоведение», «правоохранительная деятельность» и другим включают в себя федеральный и региональный (национально-региональный или ведомственный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения. Федеральный и региональный компоненты определяют специальность выпускника, а компонент образовательного учреждения — квалификацию специалиста.

В структуре федерального и регионального компонентов определено три основных цикла учебных дисциплин:

1. общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

2. общие математические и естественно-научные дисциплины;

3. общепрофессиональные дисциплины.

Компонент образовательного учреждения состоит из двух цик­лов учебных дисциплин. В него входят:

Для каждого уровня юридического образования разрабатываются свои государственные образовательные стандарты: начального, среднего и высшего юридического профессионального образования. Их обновление и утверждение проводится не реже одного раза в десять лет.

Законодательство РФ определяет содержание, виды и формы высшего юридического образования, устанавливает общие и специальные требования к содержанию образования, к его качеству, осуществляет через систему органов, управляющих образованием, контроль за содержанием и качеством образования во всех вузах страны.

Содержание юридического образования напрямую связано с направлениями высшего юридического образования. Направления высшего юридического образования соответствуют общим требованиям и содержанию образования, установленным ст. 14, 15 Закона РФ "Об образовании".

На практике выделяются несколько направлений юридической подготовки в вузах:

Юристы широкого профиля в начале обладают недостаточными практическими навыками, тратят определенное время на адаптацию к условиям работы, но вполне способны работать творчески, предлагать нестандартные решения, весьма полезные для обеспечения эффективности деятельности юриста, могут достаточно легко менять область профессионального труда.

Юристы, получившие подготовку для работы в определенной сфере, глубже знают ее, лучше владеют иностранными языками, добиваются больших успехов, но труднее адаптируются к новым задачам. Иногда их ожидания оказываются завышенными из-за сложной ситуации на рынке труда в избранной ими области.

Юристы, получившие образование в ведомственном вузе, как правило, хорошо подготовлены к работе в этом ведомстве, имеют разнообразные навыки практического характера, включая обращение с оружием, навыки самообороны. Им дают неплохую физическую закалку, готовят к преодолению трудностей. В то же время они могут хуже ориентироваться в иных сферах работы, не столь хорошо подготовлены к смене характера труда.

В специализированную профессиональную подготовку юристов включаются дополнительные дисциплины, отражающие специфику будущей сферы деятельности, например цикл дисциплин, в которых изучается административная и оперативно-розыскная деятельность полиции, психология работы с отдельными группами населения (например, с лицами, отбывающими уголовное наказание, и пр.), либо дисциплины, посвященные экономике зарубежных государств, зарубежному праву и др.

Различия между направлениями профессионального юридического образования
больше теоретической глубины и эрудиции больше практических навыков
идеал состоит в сочетании этих качеств, но достижим он не всегда
равная подготовка к различным видам работы и соответственно к работе на различных должностях углубленная подготовка к какой-либо одной работе (юрист на фирме, следователь и пр.)
ориентация на деятельность юриста в государственных органах ориентация на деятельность в негосударственных органах, коммерческих или некоммерческих
увлечение общетеоретическими гуманитарными дисциплинами интерес к отраслевым юридическим дисциплинам, преимущественно чисто практической направленности
ориентация на научную либо преподавательскую деятельность в сфере права ориентация на практическую работу

К научным принципам построения системы юридического образования относят:

1.гуманистический характер образования определяет приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и сво­бодам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2. единство федерального культурного и образовательного пространства – защищает в системе образования национальные культуры, региональные культурные традиции и особенности в условиях многонационального государства;

3.общедоступность образования – адаптивность его системы к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4.светский характер образования–закрепляет право на образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5.свобода и плюрализм в образовании;

6. демократический, государственно-общественный характер управления образованием– закрепляет право на автономность образовательных учреждений[5].

На развитие системы юридического образования оказывает влияние целый ряд факторов

— уровень развития общества, его социальной сферы, экономики, научно-технических основ производства;

— политику государства, интересы и возможности различных слоев общества;

— исторический опыт и национальные особенности в области образования, в том числе и юридического;

— педагогические факторы, обусловленные различием образовательных учреждений страны и некоторые другие.

В условиях реформирования системы образования весьма важен вопрос о ее модернизации, о чем мы с вами поговорим далее (вопрос 2.).

Вывод по первому вопросу. Юридическое образование является составной частью единой российской системы образования. Законодательство РФ определяет содержание, виды и формы высшего юридического образования, устанавливает общие и специальные требования к содержанию образования, к его качеству, осуществляет через систему органов, управляющих образованием, контроль за содержанием и качеством образования во всех вузах страны. На практике выделяются несколько направлений юридической подготовки в вузах: а) общая подготовка юристов широкого профиля, которую можно условно назвать университетско-академической; б) подготовка юристов широкого профиля, сориентированных на специфические области профессиональной деятельности, в частности сферу международных отношений, экономику, управление; в) ведомственная подготовка юристов, также предполагающая получение солидного юридического образования, но сориентированного на работу в органах внутренних дел, других правоохранительных системах.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9767 — | 7658 — или читать все.

91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector