Что относится к конкурентным способам определения поставщика

Осуществление различного рода государственных нужд происходит только на основании выполнения того или иного государственного или муниципального заказа. Выбор юридического или физического лица, которое такой государственный заказ будет в полном объеме реализовывать, должен осуществляться в строгом соответствии с положениями действующего законодательства.

С 1 января 2014 года для осуществления регулирования всех вопросов, связанных с исполнением контрактов для обеспечения таких нужд, используется Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок», принятый 5 апреля 2013 года и получивший номер 44-ФЗ. В рамках этого закона определены те основные способы, которые должны использоваться для определения возможного исполнителя по государственному или муниципальному контракту.

Какие именно способы предусматривает данный закон, и какими его частями регулируются вопросы определения исполнителя для государственных контрактов?

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Статья 24 как основной регулятор видов закупочных процедур

Для того чтобы все предусмотренные законом процедуры для определения исполнителя по тому или иному государственному заказу были тщательно отрегулированы, в рамках указанного закона был принят ряд норм, в соответствии с которыми регламентируется весь процесс проведения тех или иных закупочных процедур. Открывает эту часть закона статья 24, которая представляет имеющиеся на сегодняшний день в арсенале государственного или муниципального заказчика способы определения потенциального исполнителя конкретного контракта для обеспечения нужд того или иного государственного или муниципального учреждения.

Статья 24 дает перечень тех способов, которые вправе использовать заказчик для определения физического или юридического лица, которое сможет взять на себя обязательства по выполнению конкретного контракта. При этом данная статья обязывает заказчика, независимо от того, о каком уровне финансирования идет речь, использовать преимущественно конкурентные формы закупок, например, конкурсы или запросы предложений.

При этом проводимые закрытые процедуры определения поставщиков или исполнителей (закрытые конкурсы и аукционы) также должны быть проведены исключительно в электронной форме с размещением всех документов о закупке в ЕИС, а механизм допуска участников на такие процедуры тщательно разрабатывается заказчиком в зависимости от того, по каким причинам процедура закрывается (например, происходит закупка товаров, которые обеспечивают сохранение государственной тайны).

Основные виды процедур определения исполнителей по контрактам

Государство в лице его законодательных органов предусмотрело целый ряд специальных процедур, которые обеспечат возможность конкурентного участия потенциальных исполнителей в процессе определения того, с кем именно и на каких условиях будет заключен тот или иной государственный контракт.

Однако некоторые закупки не могут быть осуществлены путем использования конкурентных процедур (например, при осуществлении закупки у естественной государственной монополии). Именно по этой причине заказчик, прежде чем объявлять ту или иную процедуру, обязан тщательным образом изучить все доступные ему процедуры и выбрать ту, которая окажется наиболее оптимальной, но соблюдая при этом требования действующего законодательства относительно процентного соотношения используемых процедур для реализации основного принципа используемой контрактной системы – принципа свободной конкуренции за право исполнения того или иного контракта.

Наименование процедуры Электронный конкурс Электронный аукцион Запрос котировок Запрос предложений Закупка у единственного поставщика
Открытый одноэтапный Открытый двухэтапный Закрытый одноэтапный Закрытый двухэтапный Открытый Закрытый
Обоснование выбранного способа закупки Возможность привлечения к участию в закупке неограниченного числа участников, работающих в конкретной сфере для получения максимально выгодных условий по исполняемому контракту как в отношении цены контракта, так и в отношении качеств предоставляемых услуг, выполняемых работ или поставляемых товаров. При проведении двухэтапного конкурса победитель определяется по итогам второго этапа такой процедуры в том случае, если он предложил наилучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта именно на втором этапе проводимой процедуры. При этом на первом этапе проводится только квалификационный отбор участников, который позволит составить перечень участников, которые могут побороться за выполнение контракта на втором этапе. Использование двухэтапного конкурса строго ограничено по перечню случаев для заключения специализированных контрактов. Закрытая процедура используется только в тех случаях, когда речь идет о необходимости привлечения к процедуре строго ограниченного числа участников, каждого из которых государственный заказчик приглашает отдельно. Выбор именно закрытой процедуры проведения конкурса, независимо от того, является ли он одно- или двухэтапным, в первую очередь, обусловлен объектом закупки, который нередко напрямую связан с обеспечением безопасности государства или сохранности государственной и иной тайны, а разглашение сведений может повлечь серьезный урон как безопасности государства или охраняемого объекта тайны, так и репутации самого заказчика. Закрытый двухэтапный конкурс по механизму своего проведения от аналогичного открытого не отличается, но выбор первого направлен на то, чтобы более тщательно отобрать перечень исполнителей, которые смогут участвовать в последующем заключении контракта. Возможность привлечения к участию в проводимой закупке неограниченного числа участников, которые позволят получить максимальную выгоду относительно снижения установленной начальной максимальной цены контракта. Необходимость выбора закрытой процедуры обусловлена тем фактом, что объект закупки или цели его использования, как и в случае с объектами закупки на основании конкурсных процедур, могут составлять предмет государственной или иной охраняемой законом тайны. Возможность использования сокращенной процедуры конкурентного определения потенциального исполнителя по государственному или муниципальному контракту при условии, что начальная максимальная цена такого контракта, установленная в закупочной документации, не превышает пятьсот тысяч рублей Возможно использование только в ограниченных случаях, которые предусмотрены частью 2 статьи 83 Федерального закона «О контрактной системе», например, в случае признания несостоявшимися по причине отсутствия участников, соответствующих сформированным требованиям к потенциальным исполнителям, иных повторных конкурентных процедур, например, конкурсов открытого типа. Использование возможно для приобретения только ограниченного перечня товаров либо для заключения контрактов на ограниченный перечень работ или услуг, которые будут осуществляться в интересах госзаказчика. Данный способ является неконкурентным или ограниченно конкурентным и используется чаще всего для того, чтобы произвести закупку небольшого объема при стоимости контракта менее ста тысяч рублей на основании установленной начальной максимальной цены либо для других контрактов, которые заключаются с поставщиками, выступающими представителями естественных монополий, созданных по инициативе государства либо с разрешения государства (например, контракты на поставку газа, заключаемые с дочерними предприятиями ПАО «Газпром»).
Условия проведения Необходимость осуществления закупки с реализацией всех принципов Федерального закона «О контрактной системе», в том числе в виде обеспечения конкурентного доступа участников к самой закупочной процедуре, а также возможность выбора тех исполнителей, которые предоставляют максимальное качество исполнения контракта, взимая при этом минимальную плату за свои услуги. Проведение должно осуществляться в электронной форме. Использование конкурентных способов закупок является преимущественным для любого государственного или муниципального заказчика. Использование процедуры возможно только в том случае, если процентное соотношение конкурентных и неконкурентных процедур находится на должном уровне. Проведение возможно как в электронной, так и в классической процедуре без использования электронных процедур, но с обязательным размещением результатов в ЕИС.
Сроки процедуры Размещение документации не менее, чем за двадцать дней до вскрытия конвертов с заявками, внесение изменений не позднее чем за пять дней до вскрытия конвертов с заявками. Извещение в Единой информационной системе размещается в срок не менее семи дней до дня рассмотрения предоставленных заявок. Если сумма контракта более трех миллионов рублей, то этот срок должен быть увеличен до пятнадцати дней. Срок рассмотрения первых частей заявок – не более семи дней с момента окончания подачи таких заявок.
Читайте также:  Акт обследования помещений зданий сооружений

Аукцион проводится в рабочий день не позднее двух дней с момента рассмотрения первых частей заявок.

По итогам проведенного электронного аукциона комиссия рассматривает предоставленные вторые части заявок в срок не более трех рабочих дней с момента проведения аукциона и предоставления оператором электронной площадки доступа заказчику ко вторым частям таких заявок.

Проект контракта направляется в течение трех дней с момента подписания протокола о признании одного из потенциальных исполнителей победителем аукциона.

Размещение извещения в срок не менее, чем семь дней до дня окончания принятия заявок от потенциальных участников.

Вскрытие заявок осуществляется не позднее дня, следующего за последним днем подачи таких заявок.

Извещение должно быть размещено в ЕИС не позднее, чем за пять дней до даты проведения закупочной процедуры.

Рассмотрение всех поданных заявок происходит в тот же день, который признан последним днем подачи заявок.Извещение публикуется в срок не менее чем за пять дней до даты проведения закупочной процедуры. Заявки могут подаваться в течение не более трех дней с момента открытия такой возможности.

Вскрытие конвертов в срок не позднее последнего дня подачи заявок на определение победителя. Протокол результатов вскрытия размещается в ЕИС на следующий рабочий день после подписания. Срок рассмотрения поданных заявок – не более двадцати дней с момента вскрытия конвертов. Вскрытие предварительных заявок в день окончания подачи заявок.

Проведение первого этапа в срок не более двадцати дней с момента вскрытия конвертов.

Второй этап проходит в срок не более двадцати дней с момента открытия вторых, квалификационных заявок

Аналогично по срокам открытой процедуре на всех этапах рассмотрения от момента вскрытия конвертов до момента передачи проекта контракта победителю закупочной процедуры. Правила рассмотрения заявок Все заявки рассматриваются только уполномоченной комиссией. Результаты рассмотрения должны быть занесены в протокол, который в последующем будет размещен в Единой информационной системе не позднее следующего рабочего дня за днем подписания такого протокола. В таком протоколе должны быть зафиксированы позиции всех членов комиссии, а сами позиции заверяются подписями самих членов комиссии, высказавших свое мнение. При проведении вскрытия и рассмотрения заявок должна быть обеспечена аудиозапись процесса независимо от того, идет речь о рассмотрении заявок к конкурсу, аукциону, запросу предложений или котировок. Рассмотрению подлежат все поданные заявки на предмет соответствия требованиям, предъявляющимся к итоговым результатам, которые должны быть достигнуты по результатам заключения контракта. Подведение итогов Не позднее следующего рабочего дня за днем вскрытия заявок с размещением соответствующего протокола в Единой информационной системе. Протокол должен быть подписан всеми членами комиссии. В случае наличия только одного участника, который соответствует предъявляемым требованиям, сформулированным в документации о проведении закупки, конкурентная процедура признается несостоявшейся, и контракт заключается на основании положений Федерального закона «О контрактной системе» в соответствии с правилами закупки у единственного поставщика. Итоги подводятся в день, следующий за днем окончания срока закупки. Заключение контракта Осуществляется не менее, чем через десять и не более, чем через двадцать дней с момента размещения в Единой информационной системе протоколов о подведении итогов проводимой процедуры конкурса независимо от того, идет речь об открытой или закрытой процедуре, а также от того, речь идет об одно- или двухэтпаной процедуре закупки. После того как в Единой информационной системе были опубликованы протоколы подведения итогов процедуры, заказчик в течение пяти дней должен разместить на электронной торговой площадке проект контракта без своей подписи. Исполнитель в течение пяти дней должен подписать предоставленный ему проект контракта, после чего заказчику дается три дня на подписание контракта. В целом контракт не может быть заключен ранее десяти и позднее пятнадцати дней с момента размещения в Единой информационной системе протоколов подведения итогов процедуры. Контракт заключается не ранее, чем через семь дней после размещения в ЕИС протокола подведения итогов процедуры, но не более, чем через двадцать дней с момента подписания итогового протокола. Контракт заключается в течение трех дней с момента определения потенциального исполнителя по контракту. На следующий день после подписания контракт должен быть размещен в Единой информационной системе как подписанный и принятый к исполнению
Читайте также:  Как получить снилс если не работаешь

Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе» выступает в качестве основного регулятора для использования различных конкурентных и неконкурентных процедур. Выбор той или иной процедуры должен осуществляться исходя из основных требований, которые предъявляет конкретный заказчик к объекту закупки и его особенностям, а также к объему использованных ранее процедур конкурентного или неконкурентного типа.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Способы закупок по 44-ФЗ

Для начала разберем способы закупок по 44-ФЗ, таблица наглядно показывает все возможные варианты.

Конкурентные Неконкурентные
Конкурс (в т. ч. и электронный) Закупка у единственного поставщика
Аукцион
Запрос котировок (в т. ч. и электронный)
Запрос предложений (в т. ч. и электронный)
Закрытые способы (в т. ч и электронные)

Конкурентные способы закупок по 44-ФЗ

Как и все другие конкурсы, проводится в «живом» виде, ограничения по цене отсутствуют. Самый распространенный вариант. Предъявляются единые требования ко всем участникам. Адресуется неопределенному кругу лиц. Извещение публикуется в ЕИС.

Отличаются тем, что предложение направляется ограниченному кругу лиц, которые соответствуют определенным требованиям. Применяется, когда есть государственная тайна или необходимо транспортировать средства госфонда, или в случае поиска водителей и обслуживающего персонала для судей, судебных приставов.

С 01.07.2018 список дополнился закупками федеральных органов исполнительной власти, которые составляют и реализуют государственную политику в области обороны, управления и обеспечения безопасности, а также подведомственных им гос. учреждений и ГУП. Перечень таких органов, учреждений и предприятий утвержден постановлением правительства № 223 от 28.02.2019. В список попали Минобороны, ФСБ и СВР.

Аналогично «бумажным» процедурам. Заказчик вправе использовать этот способ с 01.07.2018. А в обязательном порядке госзаказчики начнут проводить электронные конкурсные процедуры с 01.01.2019.

С 01.07.2018 госзаказчики вправе проводить электронный запрос котировок, а с 01.01.2019 их обязаны проводить в цифровой форме.
Основания выбора электронного запроса котировок аналогичны «бумажному».

При этом в текущем году годовой объем закупок «бумажного», электронного запроса котировок или того и другого одновременно не должен в совокупности превышать 10 % СГОЗ и не должен составлять более ста миллионов рублей (ч. 45 ст. 112 44-ФЗ).

Используется для закупки лекарств для пациентов по медицинским показаниям, спортивного инвентаря и экипировки для Олимпийских и Паралимпийских игр при признании повторного конкурса несостоявшимся.

Участники — неопределенный круг лиц. Извещение размещается в ЕИС. Запрос предложений еще называют мини-конкурс. Также это единственный сценарий отбора исполнителя по контракту, при котором допускается переторжка (возможность изменить предложение, например, цену, после вскрытия конвертов).

14.08.2018 вступил в силу Федеральный закон № 311-ФЗ от 03.08.2018. Он изменил порядок рассмотрения заявок в процессе проведения запроса предложений. Заказчику запретили устанавливать свои критерии и признали ч. 2 ст. 32 утратившей силу.

01.01.2019 начал действовать Федеральный закон № 267-ФЗ от 29.07.2018. Он пополнил список оснований для запроса предложений в электронной форме: проведение госзакупок жилых помещений для детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей, у физических лиц. При этом физлица должны владеть этими жилыми помещениями на праве собственности

Начиная с июля 2019 года, госзаказчики могут проводить, а с 01.01.2018 должен произойти окончательный переход на дистанционный способ определения победителя.

Проводится по основаниям, закрепленным для бумажного запроса. При этом, наряду с несостоявшимся конкурсом, электронный запрос предложений можно выбрать также после признания:

  • электронного аукциона несостоявшимся, согласно ч. 4 ст. 71 44-ФЗ;
  • открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, которые проводились в цифровой форме, несостоявшимися, согласно ч. 4 ст. 55.1 Закона о контрактной системе.
Вид Подвид Описание Победитель
Конкурс Открытый Тот, кто предложит лучшие условия.
С ограниченным участием Используется при заказах сложных и инновационных товаров и услуг. Победитель проходит предквалификационный отбор. Адресаты — неограниченный круг лиц, требования ко всем едины.
Двухэтапный Кроме основных требований, могут добавляться дополнительные. Побеждает тот, кто предложит лучшие условия по итогам второго этапа. Проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, экспериментов, изысканий и т. д., а также если необходимо обсудить с участниками характеристики объекта. Адресован для неопределенного круга лиц.
Закрытый с ограниченным участием
Закрытый двухэтапный
Электронные конкурсные процедуры Аналогичны «бумажным»
Аукцион Открытый в электронной форме Самая популярная процедура. Критерий выбора победителя — предложенная цена. Проводится без ограничения по сумме. При этом перечень закупок, которые заказчик обязан провести в форме аукциона, устанавливается Правительством. Проводится на электронных площадках. В настоящее время их восемь. Тот, кто предложит наименьшую цену в ходе торгов с пошаговым снижением.
Закрытый Может устанавливаться плата за получение документации о таком аукционе. Плату устанавливает заказчик, также информация о ней указывается в приглашении принять участие в процедуре. Распоряжением Правительства № 1447-р от 12.07.2018 утверждена специализированная торговая площадка для проведения торгов — АСТ «ГОЗ».
Запрос котировок Используется при условии, что НМЦК менее 500 000 рублей. Проводится путем непосредственной передачи конвертов с ценой заказчику. Участники — неопределенный круг лиц. Извещение размещается в ЕИС. Тот, кто предложит самую низкую цену.
Электронный запрос котировок
Запрос предложений Тот, чье окончательное предложение будет отражать самые идеальные условия.
Электронный запрос предложений
Читайте также:  Дают ли больничный при протезировании зубов

Неконкурентные способы закупок

Есть только один подвид — закупка у единственного поставщика. В этом случае контракт заключается без проведения процедуры выбора победителя, согласно ст. 93 Закона о контрактной системе. Перечень случаев закрытый, по состоянию на 2019 год есть 55 оснований.

Примерами могут служить:

  • приобретения услуг в компаниях-монополиях;
  • «прямые» контракты;
  • ликвидации аварий;
  • покупки лекарств;
  • признания конкурентных процедур не состоявшимися.

Способы определения поставщика по 223-ФЗ

Используются разнообразные конкурентные способы закупки по 223-ФЗ. До 01.07.2018 законодательно было закреплено только два вида процедур: электронный аукцион и конкурс, которые обязательно закрепляются в Положении о проведении закупок. После вступления в силу изменений в положении заказчик обязательно должен прописать алгоритм проведения аукциона, конкурса, а также запроса предложений и запроса котировок по 223-ФЗ.

При этом заказчик имеет право установить в положении иные способы выбора исполнителя. Примерами могут быть редукцион (аукцион на повышение), многолотовые аукционы и другие. При этом заказчик прописывает все условия для проведения процедуры, от оснований до вариантов развития событий в случае признания ее несостоявшейся.

Что касается неконкурентных способов, то, в отличие от 44-ФЗ, какого-либо перечня не существует. Отдельные виды юридических лиц самостоятельно определяют такой способ. Заказчика ограничивают только нормы о защите конкуренции.

Статьи по теме

Что относится к конкурентным способам определения поставщика, а что не относится, какие виды конкурентных способов закупок существуют, подробно рассмотрим каждый и рассмотрим, когда и какой способ лучше использовать.

Способ определения поставщика по 44-ФЗ

Для закупки товара заказчик может применять конкурентные способы закупки, либо же закупки у единственного поставщика. Конкурентные способы закупки по 44-ФЗ — это все варианты конкурсов, аукционов, запросы предложений и запросы котировок. Для осуществления конкурентной закупки необходимо провести закупочную процедуру, предварительно занеся ее в план-график, указав детали.

Закупки у единственного поставщика – это способы, указанные в статье 93. При осуществлении таких закупок проведения долгих процедур не предусмотрено. Для большинства из них даже не требуется индивидуального внесения в план-график (кроме естественных монополий – электричество, водоотведение и тд). Они просто заносятся во вкладку особые закупки по строкам (по п.4, по п.5 статьи 93 и тд).

Что относится к конкурентным способам закупки

Конкурентные способы определения поставщика подрядчика исполнителя проводятся с целью обеспечения прозрачности, гласности закупок, соблюдения закона о конкуренции, а также для достижения максимальной экономии при расходовании бюджетных денег.

Под открытым электронным конкурсом понимается способ определения поставщика подрядчика исполнителя при котором информация о нем сообщается всем желающим.

У заказчика есть выбор: провести конкурентную процедуру или заключить контракт с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем. Способ закупки заказчик выбирает самостоятельно. Для этого руководствуйтесь положениями Закона № 44-ФЗ.
Заказчикам, которые ошибутся при выборе способа закупки, грозит штраф. Читайте, как правильно выбрать закупочную процедуру.

В ЕИС публикуется извещение и конкурсная документация. Для разработки документации заказчик может привлечь спецорганизацию. При проведении конкурса с ограниченным участием требования те же самые, но победителю и участникам необходимо пройти предквалификационный отбор. При проведении двухэтапного конкурса заказчик может установить дополнительные требования. Побеждает участник, прошедший отбор на первом этапе и предложивший лучшие условия исполнения по итогам второго этапа.

Закрытые конкурсы применяются заказчиками, работающими в сфере обороны страны и обеспечения безопасности (в ПП №223 от 28.09.2019 можно ознакомиться с такими заказчиками), либо когда речь идет о государственной тайне. Конкурсные предложения рассылаются закрытому кругу поставщиков. Победителем конкурса признается участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта (кроме двухэтапного).

Следующий конкурентный способ определения поставщика – это электронный аукцион. Открытый аукцион является приоритетным способом определения поставщика. При его проведении информация сообщается неограниченному кругу лиц, а торги проходят на электронных площадках (на данный момент их восемь). Закрытые аукционы используются, когда речь идет о государственной тайне, ценностях Госфонда, ценностях, имеющих культурное значение. Победителем аукциона будет участник, предложивший самую низкую цену.

Нужно сказать, что иногда некоторые подведомственные организации объединяются и проводят совместные конкурсы и аукционы (например поставка хлеба для нескольких больниц, организуемая министерством здравоохранения).

Следующий вид – запрос котировок в электронной форме. Информация находится в ЕИС в свободном доступе. Заказчик размещает только извещение. Срок окончания подачи заявок – не ранее, чем через 5 рабочих дней с даты размещения извещения. Начальная цена процедуры, проводимой таким способом, не может превышать 500 тысяч рублей, а сумма за год должна составлять не более 10% СГОЗа заказчика. Побеждает участник, предложивший наименьшую цену закупки. Проведение торгов не предусмотрено.

Последний вид – это запрос предложений. Информация сообщается неограниченному кругу лиц. В ЕИС размещаются извещение и документация. Побеждает участник, чье окончательное предложение больше всех удовлетворяет потребности заказчика в ТРУ, описанные в требованиях. Запрос предложений можно использовать, если закупается инвентарь и экипировка для сборных команд РФ; лекарства, жизненно необходимые пациенту при наличии медицинских показаний и в соответствии с некоторыми другими пунктами статьи 83. Также заказчики могут использовать данный способ, если проводимые до этого электронные конкурсы и аукционы признаны несостоявшимися по всем предусмотренным основаниям. Запрос предложений – единственная процедура, отмена которой невозможна.

Также следует напомнить, что заказчику желательно проводить максимально возможное количество конкурентных процедур для СМП и СОНКО, так каждый год до первого апреля года, следующего за отчетным, необходимо сдать отчет о закупках у данной категории. С 2019 года несостоявшиеся процедуры также включаются в расчет.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector