Что делает помощник машиниста

Прогресс неустанно движется вперед, преобразовывая все вокруг, и железная дорога не стала исключением. За последние десятилетие было выпущено довольно-таки много новых моделей поездов, способных работать в полуавтоматическом режиме. Однако это не изменило того факта, что управлять железнодорожным составом должны двое: машинист и его помощник.

Итак, что же представляет собой профессия помощник машиниста? Тяжело ли ее освоить? И какие достоинства и недостатки она имеет?

Общая информация

Помощник машиниста тепловоза или электровоза – это должность, которая имеется в любой железнодорожной бригаде. Без наличия этого специалиста состав попросту не выпустят из депо. Следовательно, помощник машиниста является неотъемлемой частью рабочего коллектива.

Однако не каждый желающий может претендовать на эту вакансию. Что, собственно говоря, и неудивительно, ведь обязанности помощника машиниста требуют наличия у кандидата определенных личностных качеств и профессиональных навыков.

Каким должен быть помощник машиниста?

Для начала разберемся в том, какими качествами должен обладать этот работник. Ведь специфика этой профессии сильно ограничивает круг потенциальных кандидатов.

Итак, основные критерии такой профессии, как помощник машиниста, следующие:

  • Хорошая память, дабы усвоить всю необходимую информацию по уходу за поездом.
  • Острота реакции, ведь многое зависит от того, насколько быстро он заметит изменения в показаниях приборов или приближение опасности.
  • Ответственность, ведь чем качественней он выполняет свою работу, тем выше безопасность пассажиров и груза.
  • Аналитический склад ума. Все операции будут связаны с механизированными процессами, что требует определенного взгляда на вещи.
  • Длительные переезды и ненормированные смены, проходящие в постоянной качке, сказываются на здоровье. Следовательно, нужно обладать хорошей выносливостью и стрессоустойчивостью.

Где получить образование?

Помощник машиниста электровоза (тепловоза) – это профессия, требующая особого образования. Получают его в специализированном техникуме или колледже. Найти подобное учебное заведение можно во многих областных и региональных центрах страны, при этом условия отбора практически везде будут одинаковыми.

Однако следует заметить, что ежегодно на эту профессию претендуют сотни желающих. Из-за этого возникает жесткая конкуренция, усложняющая процесс поступления.

Обязанности помощника машиниста

Как говорилось ранее, помощник машиниста всегда должен выкладываться на полную катушку и качественно выполнять порученные ему обязанности. Ведь от этого зависит не только техническая исправность механизмов поезда, но и безопасность пассажиров.

Итак, основные обязанности помощника машиниста:

  1. Проверка всех механизмов и агрегатов тепловоза до его отправки. При наличии неисправностей или дефектов он должен устранить их самостоятельно или же сообщить о возможных проблемах механику железнодорожной бригады.
  2. Во время движения поезда помощник должен следить за показаниями приборов, отвечать на радиозапросы диспетчера, а также наблюдать за действиями машиниста.
  3. При необходимости (возникновение неисправностей, неспособность машиниста выполнять свои обязанности, экстренная ситуация) он должен взять на себя управление поездом или же остановить его.
  4. По завершении рейса помощник проверяет состояние локомотива и вместе со своим непосредственным начальником отгоняет его на запасные пути.

Преимущества и недостатки профессии

Главным достоинством этой работы является заработная плата, уровень которой можно оценить как "выше среднего". Также здесь есть карьерный рост, что стимулирует к дальнейшей работе.

Среди минусов в первую очередь следует отметить то, что этим специалистам приходится много времени проводить в разъездах, а это плохо сказывается на их личной жизни.

Приёмка локомотива.

При приемке локомотива, помощник машиниста обязан убедиться, что локомотив заторможен и не может самопроизвольно прийти в движение. Ознакомиться с записями в бортовом журнале ТУ152, в котором записываются замеченные недостатки и неисправности, выявленные при работе локомотива.

Осмотреть экипажную часть локомотива. Удалить конденсат из главных резервуаров, влагосборников. При осмотре колесных пар обращать внимание на отсутствие ползунов, подрезов гребня, остроконечного наката, трещин и сколов в любой части колеса, оси колесной пары. При осмотре рессорного подвешивания убедиться в отсутствии трещин и изломов в рессорах, пружинах. Проверить целостность резьбовых соединений. Проверить состояние и нагрев на ощупь буксового узла. Болты на крышках должны быть все затянуты и законтрены проволокой. Следов вытекания смазки из-под крышек не должно быть. При необходимости смазать буксовые челюсти.

Читайте также:  Как написать адрес на конверте по россии

Проверить исправность тормозного оборудования, звуковых и световых сигналов, освещения, наличие и количества песка, охлаждающей воды, смазки, топлива. Наличие масла в компрессоре, распределительном редукторе, коническом редукторе. При необходимости добавить.

Проверить состояние дизель-генераторной установки. Прежде, чем запускать дизель, необходимо убедиться, что дизель-генераторная установка имеется в тепловозе, и она не разобрана, что все оборудование находится в исправном и комплектном состоянии. Что не производятся какие-либо работы ремонтными бригадами.

Проверить исправность контрольно-измерительных приборов и сигнальных ламп.

Наличие и исправность инструмента, противопожарного инвентаря, а также наличие обтирочных и смазочных материалов.

Обо всех замечаниях и недостатках доложить машинисту.

После запуска дизеля проверить работу дизель-генераторной установки, обратить внимание на наличие посторонних шумов и повышенной вибрации.

О приемке и сдаче локомотива, локомотивная бригада обязана расписаться в журнале технического состояния локомотива ТУ–152, записать количество сдаваемого топлива и выявленные недостатки и неисправности.

В пути следования.

Своевременно и точно выполнять поручения машиниста по уходу за локомотивом и его техническому обслуживанию, закреплению локомотива (поезда) от самопроизвольного ухода. Следить за правильностью приготовления маршрута следования.

При следовании на запрещающий сигнал светофора стоя рядом с машинистом периодически напоминать машинисту показание сигнала, положение контроллера, величину давления воздуха в тормозной магистрали, разрешенную скорость движения. При отсутствии действий со стороны машиниста, самому принять меры для остановки поезда.

Напоминать машинисту об установленных скоростях движения, имеющихся предупреждениях об ограничении скорости. Установленных местах пробы автотормозов.

При внезапной утрате машинистом способности управлять локомотивом, остановить поезд, закрепить установленным порядком, передать по радио связи, либо другими возможными способами о происшествии дежурному по ближайшей станции, поездному диспетчеру.

Обеспечивать безопасность движения на основе неукоснительного выполнения требований ПТЭ, ИСИ, ИДП и других инструкций и указаний.

Выполнять установленный регламент переговоров.

Сдача локомотива.

По окончании работы необходимо заглушить дизель, затормозить локомотив пневматическими и ручными тормозами. Перекрыть кран масляного бака, закрыть жалюзи, отключить рубильник аккумуляторной батареи. Замерить количество топлива и записать результат в журнал ТУ-152. Осмотреть состояние тепловоза: дизель, механические передачи, экипажную часть. Все замеченные недостатки по работе локомотива, также записать в журнал. Убрать дизельное помещение, дизель и кабины от масла и грязи. Закрыть люки, окна, двери.

Регламент переговоров.

При следовании по участку железной дороги или маневровой работе помощник машиниста обязан первым докладывать, а машинист, убедившись в правильности информации, повторять.

Помощник Машинист Действия бригады
Минута готовности перед отправлением со станции.
Выходной сигнал со второго (с первого) пути зеленый, маршрут отправления приготовлен правильно, скорость по стрелкам – 5, по станции – 10, по перегону –20 км/час, справка ВУ45 получена. Приборы безопасности и радиостанция включены. ДСП подает сигнал отправления. Понял, выходной со второго (с первого) пути зеленый, маршрут отправления приготовлен правильно, скорость по стрелкам – 5, по станции – 10, по перегону – 20 км/час. Тормоза опробованы, справка ВУ45 получена, тормозная магистраль заряжена. ДСП подает сигнал отправления. Машинист подает сигнал отправления, включает два буферных фонаря и прожектор. В окно осматривает состав, если имеются замечания или подаются сигналы остановки – остановить поезд! Помощник в окно смотрит за сигналами проводников и ДСП. Если имеются замечания или подаются сигналы остановки – дать команду машинисту “Остановка!”
В пути следования на ст. Юный, Озерная.
Первый километр, седьмой пикет (Второй километр, четвертый пикет) место пробы тормозов. Понял, первый километр, седьмой пикет (Второй километр, четвертый пикет) место пробы тормозов. Машинист производит пробу тормозов, считает тормозной путь, и после отпуска тормозов сообщает длину тормозного пути.
Тормозной путь *** метров. Понял, тормозной путь *** метров.
Предупредительный сигнал зеленый, желтый или не горит. Доложить, что видно. Вижу, предупредительный сигнал зеленый, желтый или не горит. Убедиться в правильности увиденного сигнала, после этого докладывать.
сигнальный знак – свисток. Вижу сигнальный знак – свисток. Машинист подает оповестительный сигнал.
С левой стороны по составу замечаний нет. Если есть, то доложить, какие замечания. Понял, с левой стороны замечаний нет. Если есть, повторяет какие замечания. Помощник либо машинист осматривает состав в кривой и докладывает. Машинист после доклада, если есть замечания, останавливает поезд и принимает меры по устранению замечаний лично, либо отправляет помощника.
Понял, с правой стороны замечаний нет. Если есть, повторяет какие замечания. С правой стороны замечаний нет. Если есть, то, какие замечания.
Входной сигнал желтый (два желтых), скорость по станции – 10, по стрелкам – 5 км/час. Проба тормозов перед тупиковой станцией. Вижу входной сигнал желтый (два желтых). Понял, скорость по станции – 10, по стрелкам – 5 км/час. Проба тормозов перед тупиковой станцией Помощник докладывает только после того, как увидел сигнал. Машинист тоже докладывает после того, как увидел сигнал. Наблюдать за сигналом. Может стать красный. Произвести пробу тормозов краном 394 (395).
Если входной сигнал красный
Входной сигнал красный, локомотив в тяге (на выбеге), давление в тормозной магистрали в норме. Скорость подхода за 200 метров не более 5 км/час. Вижу входной сигнал красный, локомотив в тяге (на выбеге), давление в тормозной магистрали в норме. Скорость подхода за 200 метров не более 5 км/час. Машинист, с особой бдительностью следует к сигналу, периодически подает сигнал остановки. Помощник машиниста периодически напоминает о показании сигнала и скорости. У запрещающего сигнала остановиться и ждать разрешения от ДСП на проследование сигнала.
Маршрут приема на первый путь приготовлен правильно, путь свободен. Скорость по стрелкам – 5, по станции – 10 км/час. Вижу, маршрут приема на первый путь приготовлен правильно, путь свободен. Скорость по стрелкам – 5, по станции – 10 км/час. Прибывают на станцию, следят за правильностью приготовления маршрута, скоростью движения, сигналами стрелочника. В кривой осматривается поезд, докладывается результат.
Понял, отцепить локомотив, закрепить состав тормозным башмаком Отцепить локомотив, закрепить состав тормозным башмаком. Машинист производит экстренное торможение, выключает прожектор. Производится отцепка локомотива
Локомотив от состава отцеплен, состав закреплен тормозным башмаком. Переходим на маневровую работу. Понял, локомотив от состава отцеплен, состав закреплен тормозным башмаком. Переходим на маневровую работу Машинист переводит кран 394 в поездное положение, заряжает тормозную магистраль воздухом. Протаскивает ленту в скоростемере, пробует тормоза краном 394 (395). Отключает левый буферный фонарь.
Маневровая работа
Стрелочник подает сигнал “вперед”, маршрут приготовлен правильно, скорость по станции – 10, по стрелкам – 5 км/час. Понял, стрелочник подает сигнал “вперед”, маршрут приготовлен правильно, скорость по станции – 10, по стрелкам – 5 км/час. Машинист и помощник в окна осматривают отсутствие помех для движения и подаваемых сигналов остановки. Локомотив приводится в движение.
Проверка вспомогательного тормоза. Понял, проверяем вспомогательный тормоз. Производится проба вспомогательного тормоза краном 254 (4ВК) со скорости 5 км/ч до полной остановки. После проверки – доклад. Продолжает движение.
Понял, тормоза исправны. Тормоза исправны.
Стрелочник подает сигнал остановки. Понял, стрелочник подает сигнал остановки. Машинист останавливает локомотив, подает сигнал остановки, производит экстренное торможение, затормаживает локомотив, перекрывает разобщительные краны. Выключает прожектор и буферный фонарь. Включает левый буферный фонарь. Забирает реверсивную рукоятку, покидает кабину. Помощник остается в кабине, проверяет перекрытие кранов. Когда машинист перейдет в переднюю кабину, помощник идет к машинисту.
Машинист открывает разобщительные краны, переводит кран 394 (395) в поездное положение, заряжает тормозную магистраль воздухом, включает правый буферный фонарь и прожектор. Производит пробу тормозов краном 394 и 254 (4ВК) на месте.
Стрелочник подает сигнал “вперед”, маршрут приготовлен правильно, скорость по станции – 10, по стрелкам – 5 км/час. Понял, стрелочник подает сигнал “вперед”, маршрут приготовлен правильно, скорость по станции – 10, по стрелкам – 5 км/час. Машинист и помощник в окна осматривают отсутствие помех для движения и подаваемых сигналов остановки. Подается сигнал. Локомотив приводится в движение
Проверка вспомогательного тормоза Понял, проверка вспомогательного тормоза. Производится проба вспомогательного тормоза краном 254 (4ВК). После проверки – доклад. Продолжает движение.
Остановка за 5 – 10 метров от состава. Скорость прицепки не более 3 км/час. Понял, остановка за 5 – 10 метров от состава. Скорость прицепки не более 3 км/час Остановка за 5 – 10 метров от состава. Протягивается лента скоростемера, далее подъезжать со скоростью, обеспечивающей плавное сцепление локомотива с вагоном.
Читайте также:  Как правильно вести нумерацию договоров

26. Форма отчёта на планёрке.

Поезда прибывали и отправлялись по расписанию (имели опоздание, прибытие раньше графика), тепловоз исправен (неисправен, какие неисправности), замечаний от инструктора и по технике безопасности нет (есть и какие), оценка 5 (или другие).

Литература

  1. П. В. Якобсон История тепловоза в СССР. Москва 1960.
  2. В. А. Грибков, П Ф. Григорьев, В. И. Сарин, Г. А. Сливин. Узкоколейный тепловоз ТУ2. Государственное транспортное железнодорожное издательство 1958.
  3. В. А. Дробинский. Хочу водить поезда. М. Транспорт. 1999.
  4. В. В. Крылов, В. И. Крылов, В. Н. Ефремов, П. Т. Демушкин. Тормозное оборудование подвижного состава. М. Транспорт. 1989.
  5. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. Техинформ. Москва 2008.
  6. Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации. Техинформ. Москва 2008.
  7. Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации. Техинформ. Москва 2008.
  8. Инструкция по эксплуатации тормозов ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277. Москва 2007.

Над пособием работали:

А. А. Никонов, инструктор Малой Октябрьской железной дороги,

С. К. Харебов, ст. преподаватель Санкт-Петербургского института железнодорожного транспорта,

М. В. Матвеев, начальник Малой Октябрьской железной дороги.

Помощник машиниста локомотива (разг. Помогала, Помогало, Помоха, Штурман, Студент) — работник железнодорожного транспорта, входящий в состав локомотивной бригады. Относится к категории технических исполнителей и в своей трудовой деятельности подчиняется непосредственно машинисту.

Наравне с машинистом, помощник машиниста должен:

  • знать правила технической эксплуатации железных дорог, инструкции по сигнализации, движению поездов и маневровой работе на железных дорогах, другие нормативные акты и документы Министерства транспорта по вопросам, относящимся к обязанностям работников локомотивных бригад, а также требования правил и инструкций по технике безопасности и производственной санитарии при эксплуатации, ремонте локомотивов и МВПС, а также пожарной безопасности на подвижном составе;
  • периодически проходить экзамен на проверку знаний.
Читайте также:  Документ без даты имеет ли юридическую силу

Помимо этого помощник машиниста должен:

  • своевременно и точно выполнять поручения машиниста по уходу за узлами и агрегатами тягового подвижного состава, его техническому обслуживанию, а также контролировать состояние обслуживаемого и встречных поездов. При необходимости производить закрепление поезда от самопроизвольного ухода;
  • при следовании на запрещающий сигнал светофора, стоя у рабочего места машиниста, контролировать и периодически докладывать машинисту показание сигнала, положение контроллера машиниста или органов управления тягой, величину давления в тормозной и питательной магистралях, установленные скорости на участке и скорость следования на запрещающий сигнал светофора. При отсутствии действий со стороны машиниста к снижению скорости и остановке перед запрещающим сигналом самому принять все меры к остановке поезда, не допуская при этом проезда запрещающего сигнала светофора;
  • при внезапной утрате машинистом способности управлять локомотивом, остановить поезд, закрепить его в установленном порядке от самопроизвольного ухода, передать по радиосвязи сообщение об этом поездному диспетчеру, дежурным по станциям, ограничивающим перегон, машинистам всех поездов, находящихся на данном участке.

При управлении моторвагонным поездом, помощник машиниста обеспечивает визуальный контроль за посадкой-высадкой пассажиров.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector