Цели использования земель сельскохозяйственного назначения

Содержание

Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения — это теоретическое понятие, которое обобщает их правовую характеристику как объекта земельных отношений.

Анализ действующего земельного законодательства позволяет сделать вывод, что этот режим определяется совокупностью установленных этим законодательством правил их использования, включения в гражданский оборот, охраны, учета, мониторинга. Расскажем обо всех нюансах.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-18 . Это быстро и бесплатно !

Законодательная база

Купля-продажа, а также использование сельскохозяйственных земель регулируется Земельным, Гражданским, Налоговым кодексами РФ, законами и подзаконными актами. Желательно изучить законы:

  • Об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
  • О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
  • О сельскохозяйственной кооперации и пр.

Помимо основных нормативных актов, использование сельскохозяйственных участков также регулируется приказами Министерства сельского хозяйства РФ (например, министерством разработан Порядок осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и другие акты).

Понятие статуса и общая характеристика наделов

Рассмотрим общие характеристики подобных земель и их значение в удовлетворение нужд будущих собственников.

Согласно ст. 77 ЗК РФ участки признаются сельскохозяйственными, если они расположены за пределами города и используются для нужд сельского хозяйства. В состав таких угодий входят:

  1. поля для выращивания агрокультур;
  2. дороги;
  3. лесопосадки;
  4. пруды;
  5. постройки для производства, хранения и первичной переработки зерна, овощей или фруктов.

Статья 77 ЗК РФ. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения

  1. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
  2. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Земли могут быть использованы:

  • для фермерского бизнеса;
  • для личного подсобного хозяйства;
  • постройки дачи;
  • животноводства;
  • сенокошения и выпаса скота;
  • научных исследований;
  • садоводческой деятельности.

Использование участков допускается и для охотничьего хозяйства. Особо ценные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень районной кадастровой стоимости, могут быть включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (как рассчитывается кадастровая стоимость ЗУ?).

Собственник данных угодий имеет право собственности на все посевы и посадки, полученную в результате продукцию и доходы от ее реализации.

Полную характеристику земель сельхозназначения и информацию о видах их разрешенного использования вы найдете здесь.

Кто может претендовать на эти угодья?

Купить землю сельскохозяйственной категории могут не только юридические лица, но и граждане, индивидуальные предприниматели. Проблемы с покупкой участков могут возникнуть только у иностранцев (физических и юридических лиц). Им разрешено обладать землей сельскохозяйственного назначения только на правах аренды (о нюансах заключения договора аренды земельного участка сельхозназначения мы подробно рассказывали тут).

Субъекты и объекты прав на земельные участки

Субъектами права собственности на земельные наделы могут быть физлица, сельскохозяйственные компании, кооперативы, образовательные и НИО, некоторые виды общественных объединений при условии, что их деятельность будет связана с сельскохозяйственным производством.

Права на землю могут быть ограничены. Например, физлицам запрещено приобретать наделы в собственность в размере более установленных предельных норм либо использовать их способами, противоречащими назначению. Иностранцам запрещено покупать и продавать участки земель сельскохозяйственной категории.

Объектом права собственности может быть только обособленный участок земли или часть этого надела (ст. 6 ЗК РФ). У участка должен быть свой кадастровый номер, а также все правоустанавливающие документы. Если земля не оформлена, то для начала нужно пройти процедуру постановки ее на кадастровый учет.

Кто является собственником?

Собственником участка может быть физическое или юридическое лицо либо государство. В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственник вправе совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые законные действия (не противоречащие назначению земли).

Можно ли получить в частную собственность?

Если земля находится в собственности государства, то она может быть куплена гражданином или сельскохозяйственной компанией, фермерами, членами кооператива и другими организациями. Если участок еще не поставлен на кадастровый учет, то:

  1. В местные органы власти нужно подать заявление о предварительном согласовании предоставления земли.
  2. Провести межевание и сформировать пакет документов для регистрации.
  3. Затем подать еще одно заявление и заключить договор купли-продажи.

Если не будет желающих выкупить участок на открытых торгах, то в течение месяца сделка будет оформлена и останется только зарегистрировать права собственника в Росреестре. Выкупить сельскохозяйственную землю можно став участником открытого аукциона. Например, это может сделать ее добросовестный арендатор (согласно ст. 10 закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

Земельный участок, выделенный в счет долей, находящихся в муниципальной собственности, может быть продан тем фермерам, которые ее использует без проведения торгов в течение полугода с момента регистрации права на участок. При этом цена устанавливается в размере не более 15% кадастровой стоимости земельного надела.

Подробное описание процесса приватизации земельных участков сельскохозяйственного назначения вы найдете в отдельной статье.

Регулирование оборота

Участок может быть принудительно изъят, если его хозяин не занимается сельским хозяйством, а например, открыл вредное производство или организовал свалку. О том, как избежать штрафа за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения и их изъятия, мы подробно рассказывали в этой статье.

  • образование участка, который входит в состав искусственно орошаемых наделов и размер которого меньше установленного минимального размера;
  • покупка участка размером более 10% сельскохозяйственных угодий одного муниципального района;
  • неиспользование земельного участка по целевому назначению более трех лет.

У земель сельскохозяйственного назначения есть и другие законодательные ограничения. Перед тем как продать землю нужно направить извещение местным властям с предложением выкупить участок. Только если в течение месяца не будет ответа или придет отказ можно выставлять участок на продажу. Таких ограничений нет с землями других категорий.

Правила и ограничения

Земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность на открытых торгах или по заявлению претендента (если участок не оформлен и нет желающих выкупить его на торгах).

Существуют следующие ограничения:

  • нельзя покупать более 10% угодий одного района;
  • запрещено продавать землю без получения предварительного отказа муниципальных властей от покупки;
  • требуется отказ дольщиков от преимущественного права покупки;
  • иностранцы не вправе покупать угодья в собственность.

Преимущественное право выкупа земли, которая принадлежит государству, имеют арендаторы, которые не нарушают условия договора аренды и используют участок по своему назначению.

Если земля находится в частной собственности, то стороны оформляют договор купли-продажи и регистрируют его в Росреестре. Продать посторонним лицам можно только по цене, по которой участок предлагался до этого местным властям.

Читайте также:  Как отправить письмо президенту рф по почте

Особенности использования

Частными лицами

На землях сельскохозяйственного назначения физические лица вправе осуществлять только деятельность, оговоренную ЗК РФ. Речь идет о:

  1. Ведении фермерского хозяйства.
  2. ЛПХ.
  3. Сенокошения.
  4. Огородничества.
  5. Выпаса скота.
  6. Разведения рыбы и пр.

Объекты земельных правоотношений физлиц:

  • земельные участки;
  • земельные доли;
  • права за земельные доли и на земельные участки.

Земля может покупаться-продаваться (с обязательным уведомлением госорганов), сдаваться в аренду и субаренду, а также передаваться в дар, наследство, уставной капитал АО. Физлица имеют равные права с юрлицами в использовании и возможности покупки-продажи земли. Ограничения существуют только для иностранных физлиц, которые не вправе приобретать сельскохозяйственные пашни в собственность.

Коммерческими организациями

Участки земли сельскохозяйственного назначения могут покупать, арендовать и использовать любые коммерческие организации. Все земли, используемые коммерческими организациями, обладают особым правовым статусом как землепользователи земель сельскохозяйственного назначения.

Виды сельскохозяйственных организаций:

  • производственные или потребительские кооперативы;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства.

В различных сельскохозяйственных организациях могут быть свои особенности правового режима. Например, для фермеров минимальные размеры земельных участков не устанавливаются, если профиль их деятельности: садоводство, овощеводство защищенного грунта, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая важная для развития сельского хозяйства в регионе деятельность.

Сельскохозяйственным организациям участки могут предоставляться в собственность, постоянное пользование или аренду. В случае предоставления надела в собственность члены кооперативов получают право на земельную долю. Невостребованные земельные доли становятся государственной собственностью.

Кооперативами

Кооперативы вправе покупать и продавать земли сельскохозяйственной категории. Согласно закону «О сельскохозяйственной кооперации» сделки кооператива по отчуждению и приобретению земельных участков проводятся только с согласия общего собрания всех членов (ст. 38).

Участников могут в течение определенного периода, не превышающего 10 лет, обязать продавать производимую ими сельскохозяйственную продукцию или ее часть именно кооперативу, а не другим организациям.

Предприятиями

Право на использование сельскохозяйственных земель имеют и коммерческие предприятия (АО, ООО и другие формы собственности). Это могут быть агрохозяйства, племенные и конные заводы, предприятия по воспроизводству ценных видов рыб и другие компании.

Приобретение и продажа участков для предприятий ведется по тем же принципам: землю можно использовать только для сельскохозяйственных целей и перед продажей участка нужно сначала предложить его местным властям, которые имеют приоритетное право покупки.

Для оформления сделки нужно будет показать доверенность представителя или подтвердить полномочия директора компании. Если для подписания договора по Уставу компании нужно разрешение учредителей, то необходимо будет предоставить и этот документ.

Управление

За состоянием сельскохозяйственных земель ведется постоянный контроль. Министерство сельского хозяйства РФ осуществляет мониторинг состояния участков, оценивает уровень плодородия почвы. Кроме того, в целях перераспределения участков для сельскохозяйственного производства в РФ существует фонд перераспределения земель.

Этот фонд нужен для установления границ особо охраняемых территорий либо участков с особым правовым режимом.

Мониторинг

Мониторинг осуществляется с целью анализа и оценки качественного состояния плодородной почвы с учетом воздействия природных и антропогенных факторов. Мониторинг ведется за состоянием:

  • параметров плодородия почв;
  • процессов деградации почвенной среды;
  • за изменением состояния растительного покрова.

Сбор информации ведется местными органами власти. Ведется реестр плодородия почв, готовятся анализ и прогнозы относительно дальнейшего использования сельскохозяйственных угодий. Его цель не допустить порчу ценных угодий, которые можно использовать для выращивания зерна, овощей и других культур.

Заключение

Земли сельскохозяйственного назначения имеют особый правовой режим использования. Их могут изъять у собственника, если он не использует угодья по назначению или загрязняет ценную почву. Кроме того, продажа возможна только после отказа местных властей от выкупа сельскохозяйственных участков.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 938-46-18 (Москва)
+7 (812) 425-63-64 (Санкт-Петербург)

Вся территория, из которой состоит наша страна, делится на категории. Такое разделение закреплено на законодательном уровне и регулируется Земельным Кодексом Российской Федерации.

Это делается для установления контроля над целевым использованием земель. Всего выделяют семь категорий. Самая распространенная категория земель — земли сельскохозяйственного назначения.

Закон дает четкое определение сельскохозяйственным землям, классифицирует их на виды и закрепляет варианты использования. Подробная информация об этом содержится в 14 Главе Земельного Кодекса.

Что это такое?

Категория земель сельхозназначения содержит участки, не входящие в состав городов и селений, предназначенные для осуществления на них различных сельскохозяйственных работ.

Сельхозземли находятся на втором месте по площади среди всех категорий, уступая лишь землям лесного фонда.

На территории Российской Федерации они занимают примерно 386 млн га. Для сравнения, площадь земель населенных пунктов составляет примерно 20 млн га.

Сельскохозяйственные земли находятся под особым контролем государства.

Они являются ценным ресурсом и источником получения продуктов питания.

Поэтому важно использовать землю по назначению, не допускать ее захламления и загрязнения, ухудшения состояния почвы, воздействия на нее вредных факторов.

Состав земель сельскохозяйственного назначения

В категорию земли сельскохозяйственного назначения входят следующие виды земельных участков:

Сельхозугодья

К ним относятся участки для посева и выращивания различных агропромышленных культур, а также для выпаса животных.

Сельхозугодья — это наиболее плодородные территории, которые обеспечивают страну урожаями, поэтому они имеют приоритетный статус и находятся под защитой государства. Под особым контролем находятся сельхозугодья:

  • с искусственным поливом,
  • находящиеся в пользовании НИИ любого уровня,
  • с высокой кадастровой стоимостью (на 10% выше средней).

В зависимости от выполняемых функций угодья делятся на:

К самым плодородным землям, наделенным минеральными ресурсами, относят пашни.

Пашня — это вид земли, который ежегодно подвергается обработке и выращиванию на нем различных сельскохозяйственных культур.

Сенокосы используются только для заготовки сена на зиму. Посев и сбор урожая на таких землях не осуществляется. Хотя бывают и искусственные сенокосы.

Пастбища также обычно не засеваются и не обрабатываются. Используются только для выпаса скота.

Можно выделить и различные типы сельхозугодий:

  • низкого качества,
  • среднего качества,
  • высокого качества.

На сельхозугодьях допустимо строить лишь те здания и сооружения, которые необходимы для осуществления аграрной деятельности. Строить жилые или производственные объекты на таких территориях запрещено.

Под внутрихозяйственные дороги и коммуникации

К ним относятся дороги, необходимые для доступа и обслуживания сельхозземель. Они должны соответствовать определенным стандартам, указанным в СНиП 2.05.11-83.

Внутрихозяйственные дороги в зависимости от своего назначения могут быть следующих видов:

  • соединяющие сельскохозяйственные объекты между собой (I категория дорог),
  • соединяющие сельхозобъекты с основными дорогами (II категория дорог),
  • полевые вспомогательные дороги для обслуживания отдельных угодий и их частей (III категория дорог).

Внутрихозяйственные дороги должны занимать минимально возможную площадь.

Они включают в себя:

  • непосредственно полосу для размещения дорожного полотна,
  • канавы для водоотведения,
  • предохранительную полосу по 1 метру с каждой стороны дороги.

Засаженные деревьями и кустарниками

Это земли, засаженные деревьями и кустарниками для защиты окружающей среды от влияния негативных факторов.

Защитные лесополосы создаются:

  • на садоводческих и дачных хозяйствах,
  • вокруг полей,
  • вдоль автомобильных и железных дорог.

Рубка и обновление растений происходит только по согласованию с органами местного управления.

C водными объектами

Территории с замкнутыми водными объектами входят в состав категории сельскохозяйственных земель только в том случае, если они находятся в границах этих земель. При этом, озера или пруды могут быть использованы как для разведения рыб, так и для полива близлежащих территорий. Такие объекты делятся на два вида:

  • водоемы искусственного происхождения,
  • водоемы естественного происхождения.

Занятые сельхозпостройками

Для эффективного осуществления сельхоздеятельности необходимы вспомогательные постройки.

Они не являются жилыми и предназначены для хранения и первичной обработки выращенных продуктов. Для этих целей выделяются наименее плодородные участки.

Читайте также:  Расчет средней заработной платы на одного работника

Помимо этого критерия есть и второй, весьма немаловажный — логистический. Расположение построек должно быть доступным для определенного пула окрестных обрабатываемых земель.

Использование сельхозземель

Согласно законодательству РФ, сельхозземли можно использовать для следующих целей:

  1. осуществления предприятиями с/х деятельности,
  2. создание личных либо фермерских хозяйств,
  3. выращивания овощных, плодовых культур,
  4. создание дачных товариществ,
  5. выращивание и разведение животных и рыб,
  6. научно-исследовательская деятельность.

Важно! С 2015 года в нашей стране применяется классификатор видов разрешенного использования земель (ВРИ). В документе четко и подробно указывается виды разрешенного целевого использования каждой категории, в том числе и сельхозземель.

До вступления его в законную силу этими вопросами занимались органы местного управления каждого отдельного субъекта. Подробно о классификаторе ВРИ можно узнать здесь.

Особенности сельхозугодий

Сельхозугодья имеют ряд особенностей, по сравнению с другими видами сельхозземель. Они закреплены законодательно (ст. 79 ЗК РФ).

  1. Самые плодородные земли находятся под охраной государства, так как являются ее национальным достоянием и важнейшим ресурсом.
  2. Использоваться такие земли могут только по своему прямому назначению, то есть для осуществления с/х деятельности. Не целевое использование наказывается по закону.
  3. Сельхозугодья с высокой кадастровой стоимостью не подлежат переводу в другие категории земель
  4. Возведение любых видов построек на территориях, охраняемых государством, запрещено.

В исключительных случаях, по согласованию с региональными органами власти, сельхозугодья с худшей по качеству почвой и с низкой кадастровой стоимостью могут быть переведены в другую категорию земель.

Помимо прочего, законодательно установлены требования для лиц, использующих сельхозугодья:

  • участки должны быть освоены течение 2 лет,
  • при осуществлении своей деятельности поддерживать плодородие почвы,
  • при необходимости предоставлять властям сведения об использованных химикатах.

Фонд перераспределения

Фонд перераспределения земель — это единая база данных о сельскохозяйственных наделах, временно выпавших из оборота, то есть не используемых по назначению.

Его основная функция — это формирование фонда угодий и их дальнейшая передача в пользование физическим либо юридическим лицам на определенных условиях.

Это делается для того, чтобы стратегически важные сельхозугодья не простаивали без дела, ведь это экономически невыгодно.

Сельхозучасток попадает в фонд распределения при следующих условиях:

  • при добровольном отказе собственника от участка,
  • при отсутствии наследников после смерти собственника,
  • при принудительном изъятии земли государством.

Не знаете как выяснить категорию своего земельного участка?

Если Вам известен его кадастровый номер или расположение, читайте подробную инструкцию здесь.

А определиться с категорией участка для строительства Вам поможет эта статья.

Право собственности на сельхозземли

Получить в собственность земли с категорией сельскохозяйственного назначения могут следующие субъекты:

  • физические лица (для ведения подсобного хозяйства),
  • юридические лица (фермерские хозяйства, аграрные предприятия, дачные товарищества и т.д.).

При покупке сельхозугодий собственник получает право:

  • передавать участок по наследству,
  • сдавать в аренду,
  • продавать,
  • дарить,
  • передавать в залог.

Согласно законодательству РФ, собственниками сельхозземель не могут быть иностранные граждане и компании, а также лица без гражданства. Правовые основы передачи права собственности на земли сельхозназначения закреплены в ФЗ «Об обороте земель с/х назначения» № 101.

Если собственник продает принадлежащие ему сельхозземли, приоритетные права на покупку таких участков имеют представители муниципальных органов власти субъекта.

Предоставление

Предоставление с/х земель в пользование, по сути означает передачу таких земель в аренду, для использования по назначению. При этом наделы остаются в собственности государства.

Для получения участка необходимо:

  1. Подать заявление в соответствующий орган.
  2. Собрать пакет документов.
  3. Дождаться решения.
  4. Заключить договор аренды.

Закон предусматривает ряд льгот и преимуществ при передаче с/х земель определенным категориям лиц (например, малочисленным народам для поддержания и сохранения их уклада жизни).

Изъятие

Законодательством закреплено, что государство имеет право в некоторых случаях принудительно изымать сельхозземли у собственника.

Это решение принимается в судебном порядке и может быть оспорено в соответствующий срок. Основные причины для изъятия сельхозугодий:

  • с/х участок не используется по назначению в течение трех и более лет,
  • участок используется нерационально, что ведет к снижению плодородности почвы и ухудшению качества с/х надела.

Полезное видео

Подробную информацию об использовании земель сельхозназначения можно получить в этом видео:

Заключение

Земли сельскохозяйственного назначения — это одна из стратегически важных и охраняемых государством категорий земель. Они должны использоваться исключительно по своему назначению. Государство имеет право распределять их между пользователями для повышения их рационального использования.

Сельхозугодья могут быть переданы физическим и юридическим лицам в собственность. Однако при ненадлежащем уходе за участками государство имеет право изымать их в судебном порядке.

СТ 78 ЗК РФ

1. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства):

крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;

хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;

некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;

опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций;

общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов.

2. Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства, реконструкции дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, и использование таких земельных участков и (или) земель для строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта, эксплуатации сооружений, указанных в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на основании публичного сервитута осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.

3. Использование земель сельскохозяйственного назначения допускается для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

4. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, за исключением случаев размещения линейных объектов в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.

Комментарий к Статье 78 Земельного кодекса РФ

В комментируемой статье приведены цели, для которых могут быть использованы земли сельскохозяйственного назначения, а также субъекты, использующие эти земли. Основной целью использования земель сельскохозяйственного назначения законодатель установил сельскохозяйственное производство. При этом Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" определяет сельскохозяйственное производство как совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг. Данное понятие охватывает достаточно широкий спектр видов экономической деятельности, с которой также могут быть связаны научно-исследовательские, учебные и иные цели, для достижения которых требуется использование земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под аквакультурой (рыбоводством) понимается деятельность, связанная с разведением и (или) содержанием, выращиванием объектов аквакультуры. Указанный Федеральный закон устанавливает, что земельные участки входят в состав рыбоводной инфраструктуры.
———————————
СЗ РФ. 2013. N 27. Ст. 3440.

Перечисленный в комментируемой статье круг лиц, которым могут быть предоставлены земельные участки сельскохозяйственного назначения, не является исчерпывающим. Из формулировок, применяемых законодателем при перечислении этих лиц, следует, что такие земельные участки могут быть приобретены любыми коммерческими и некоммерческими организациями, а также гражданами. Порядок предоставления земельных участков таким гражданам и юридическим лицам для целей, предусмотренных комментируемой статьей, установлен главой V.1 ЗК РФ.

Читайте также:  Гоголя 38 юридическая компания новосибирск отзывы

Обратим внимание, что определенные виды деятельности граждан и их объединений не могут быть осуществлены без использования земельных участков сельскохозяйственного назначения.

Так, крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии (ст. 1 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве").

Под личным подсобным хозяйством понимается форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции (ст. 2 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве"). Земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства и расположенные за пределами границ населенного пункта, признаются полевыми и используются для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на них зданий и строений (ст. 4 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве").

Возможность выращивания сельскохозяйственной продукции предусматривается также правовым режимом садовых и огородных земельных участков, предусмотренным ст. 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". В соответствии с п. 7 ст. 4 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" садоводческие, огороднические и животноводческие кооперативы отнесены к числу сельскохозяйственных потребительских кооперативов и образуются для оказания комплекса услуг по производству, переработке и сбыту продукции растениеводства и животноводства.

Несмотря на то что для целей выращивания сельскохозяйственной продукции могут использоваться и дачные земельные участки, тем не менее дачники не вошли в число лиц, деятельность которых относится к целям, связанным с сельскохозяйственным производством . В этой связи следует отметить, что после принятия Федеральных законов от 28 декабря 2013 г. N 446-ФЗ и от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ не допускается предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для ведения дачного хозяйства или изменение вида разрешенного использования таких земельных участков на вид, предусматривающий ведение дачного хозяйства.
———————————
См., например: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 1295-О .

Зачастую, в том числе в целях размещения государственных задач или вопросов местного значения, возникает необходимость осуществления строительства на землях сельскохозяйственного назначения объектов, не связанных с сельскохозяйственным производством, а также с иными сельскохозяйственными целями. В первую очередь речь идет о линейных объектах. Пункт 2 комментируемой статьи допускает возможность осуществления строительства подобных объектов на землях сельскохозяйственного назначения, однако только при наличии утвержденного проекта рекультивации земель. Согласно п. 3 ст. 39.8 ЗК РФ требования к рекультивации земель и земельных участков устанавливаются в порядке, определенном Правительством РФ.

Так, например, согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 марта 2013 г. N 15104/12 отсутствие разработанного и утвержденного проекта рекультивации земель в совокупности с иными обстоятельствами может являться основанием для демонтажа воздушной линии электропередачи на железобетонных опорах, возведенных на землях сельскохозяйственного назначения.
———————————
Вестник ВАС РФ. 2013. N 10.

Следует обратить внимание, что законодатель допустил возможность использования земельных участков сельскохозяйственного назначения только на период строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов. В связи с этим эксплуатация этих объектов на землях сельскохозяйственного назначения без их перевода в земли иных категорий не допускается.

В то же время отметим, что согласно ч. 14 ст. 26 Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" по заявлению исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, либо организации, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, в государственный кадастр недвижимости в отношении земельных участков, предназначенных в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и утвержденным проектом планировки территории для размещения линейных объектов федерального значения, регионального значения или местного значения, независимо от принадлежности таких земельных участков к определенной категории земель вносятся сведения о принадлежности таких земельных участков к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, за исключением случаев, если такие земельные участки отнесены к категории земель населенных пунктов. При этом принятие решения о переводе земельного участка из одной категории земель в другую или об отнесении земельного участка к определенной категории земель не требуется.

Казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, вправе приобретать в аренду без проведения торгов земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ на территории, определенной в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (подп. 17 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ).

Лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, и их общинам в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности для размещения зданий, сооружений, необходимых в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, земельные участки предоставляются на праве безвозмездного пользования на срок не более чем десять лет (подп. 13 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ). Для иных целей такие лица и их общины используют земельные участки на основании разрешения, выдаваемого органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными на распоряжение соответствующими земельными участками (ст. 39.33 ЗК РФ).

Согласно подп. 24 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, необходимого для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, лицу, с которым заключено охотхозяйственное соглашение.

Нововведением законодателя является указание на то, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства (п. 4 комментируемой статьи).

В целом данная норма представляется достаточно странной. Так, во-первых, обязанность использования земельного участка сельскохозяйственного назначения именно для целей сельского хозяйства предусматривается базовым определением земель сельскохозяйственного назначения, содержащимся в п. 1 ст. 77 ЗК РФ. Во-вторых, такой посыл законодателя не учитывает, что земельные участки сельскохозяйственного назначения, отвечающие соответствующим критериям по расположению относительно сельских населенных пунктов, могут быть не предоставлены сельскохозяйственным товаропроизводителям, то есть быть в целом свободными от прав третьих лиц, что возлагает соответствующую обязанность на органы государственной власти или органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия собственника в отношении таких земельных участков. В-третьих, указанное положение вступает в противоречие с п. 2 ст. 77 и п. 2 ст. 78 ЗК РФ, предусматривающими возможность использования сельскохозяйственных земель не только в целях, непосредственно связанных с сельским хозяйством, но и в иных целях, например для строительства нефтепроводов. В-четвертых, независимо от того, подпадает ли земельный участок сельскохозяйственного назначения под критерии, указанные в п. 4 комментируемой статьи, его неиспользование по целевому назначению влечет такие же правовые последствия, как и при неиспользовании иных земельных участков сельскохозяйственного назначения (ст. 284 ГК РФ, ст. 6 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", ст. 8.8 КоАП РФ).

На основании вышеизложенного представляется, что проанализированное нововведение нуждается в дальнейшей конкретизации на законодательном уровне, в том числе в части подкрепления конкретными правовыми механизмами.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector