Целевое использование денежных средств это

Некоммерческая организация, применяющая УСН с объектом "доходы минус расходы", действуя в соответствии с уставом, на собранные от родителей членские взносы приобрела сплит-систему для учебного кабинета и безвозмездно передала ее муниципальному образовательному учреждению. Как производится налогообложение данной операции в некоммерческой организации? Каков порядок документального подтверждения целевого назначения использования денежных средств?

Согласно п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса при применении организацией УСН в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 249 и ст. 250 НК РФ. При этом доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ, в составе доходов не учитываются.

В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ к "необлагаемым" доходам отнесены, в том числе, целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности от организаций и (или) физических лиц при условии их использования получателями по назначению. При этом налогоплательщики (получатели указанных целевых поступлений) обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

Перечень целевых доходов, не подлежащих обложению, ограничен. Согласно пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ к целевым поступлениям относятся, в том числе, членские взносы, если они направлены на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности.

Кроме того, к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности.

В соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Одной из целей благотворительности является содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности.

Если членами некоммерческой общественной организации, созданной в целях содействия образовательному учреждению во всех сферах уставной деятельности, становятся родители детей, обучающихся в этом образовательном учреждении, то они обязуются платить членские взносы согласно уставу общественной организации. При этом добровольность внесения членских взносов подтверждается заявлениями членов некоммерческой организации о их вступлении в эту организацию (ст. 6, ст. 7, ст. 31 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях").

Таким образом, если исходить из того, что цель приобретения сплит-системы для учебного кабинета — создать наиболее комфортные условия для осуществления образовательного процесса, то как минимум по двум основаниям членские взносы, потраченные на приобретение оборудования, могут быть признаны целевыми и, соответственно, не должны учитываться в составе доходов организации. Первое — это членские взносы израсходованы на уставные цели (содействия образовательному учреждению во всех сферах уставной деятельности).

Второе — членские взносы потрачены на благотворительные цели (в случае оформления договора пожертвования).

Обосновать необходимость установки сплит-системы в учебном кабинете можно ссылаясь на Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях".

Так, согласно п. 2.5.6 указанных правил температура воздуха, в зависимости от климатических условий, должна составлять:

  • в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях — 18-20°C при их обычном остеклении и 19-21°C — при ленточном остеклении;
  • в учебных мастерских — 15-17°C;
  • в актовом зале, лекционной аудитории, классе пения и музыки, клубной комнате — 18-20°C;
  • в кабинетах информатики — оптимальная 19-21 C, допустимая 18-22°C;
  • в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий — 15-17°C;
  • в раздевалке спортивного зала — 19-23°C;
  • в кабинетах врачей — 21-23°C;
  • в рекреациях — 16-18°C;
  • в библиотеке — 17-21°C;
  • в вестибюле и гардеробе — 16-19°C.

Таким образом, именно для поддержания указанного температурного режима устанавливается сплит-система в учебном кабинете.

Отношения же между образовательным учреждением и самостоятельной некоммерческой организацией строятся на основании заключаемых между ними договоров.

Согласно ст. 161 ГК РФ сделки юридических лиц между собой должны совершаться в простой письменной форме.

В соответствии с п. 8 ст. 41 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" гимназия как образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством РФ, дополнительные финансовые средства за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.

Согласно п. 1 ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

В соответствии с п. 1 ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 ГК РФ.

Таким образом, пожертвование в пользу гимназии как образовательного учреждения возможно.

По нашему мнению, если организация опасается споров с налоговыми органами по вопросу целевого назначения поступающих денежных средств, то передачу сплит-системы следует оформить договором пожертвования. Отметим, что пожертвование признается целевым поступлением и не учитывается при налогообложении у получающей его стороны (пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ). В то же время согласно пп. 22 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности. Следовательно, в любом случае имущество, безвозмездно полученное муниципальным образовательным учреждением, не приведет к образованию облагаемого налогами дохода у этого учреждения.

Из положений п. 3 ст. 582 ГК РФ следует, что пожертвование имущества гимназии может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. Однако обязанность такая ГК РФ не установлена. При отсутствии такого условия пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества.

Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.

В рассматриваемом случае в договоре пожертвования следует обусловить, что сплит-система передана для установки именно в учебном кабинете с целью создания благоприятных условий для осуществления образовательного процесса.

Читайте также:  Покупка квартиры с ипотекой сбербанка пошаговая инструкция

По мнению Минфина России, в случае, если полученные некоммерческой организацией поступления по существу соответствуют перечисленным в п. 2 ст. 251 НК РФ видам поступлений либо могут быть квалифицированы как пожертвования в соответствии со ст. 582 ГК РФ, эти поступления не учитываются при определении налоговой базы в составе доходов организации. Такие разъяснения даны, например, в письме Минфина России от 21.08.2009 N 03-03-06/1/542 в отношении налога на прибыль. Поскольку доходы при УСН определяются в соответствии со статьями главы 25 НК РФ, то указанные разъяснения справедливы и по отношению к налогу, уплачиваемому при применении УСН.

Для избежания налоговых рисков главное, чтобы в договоре дарения или пожертвования не было формулировки "спонсорская помощь (взнос)", так как налоговая инспекция может классифицировать такие поступления как плату за рекламу, подлежащую налогообложению (Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе").

Передача объекта осуществляется по акту приема-передачи, в котором также можно указать, что объект передан безвозмездно.

Поскольку приобретение оборудования и его безвозмездная передача не связаны с ведением предпринимательской деятельности (извлечением дохода), то расходы на приобретение этого оборудования не могут быть учтены в целях налогообложения, так как не соответствуют критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

Отметим, что согласно п. 14 ст. 250 НК РФ налогоплательщики, получившие имущество (в том числе денежные средства), работы, услуги в рамках благотворительной деятельности, целевые поступления или целевое финансирование, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств.

Форма отчета является составной частью декларации по налогу на прибыль, утвержденной приказом Минфина России от 05.05.2008 N 54н (лист 07 декларации).

Несмотря на то, что в соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие УСН, освобождены от обязанности по уплате налога на прибыль, да и специальная форма, аналогичная Листу 07, для таких налогоплательщиков отсутствует, официальная позиция такова: в отношении использования целевых средств по назначению налогоплательщики по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств независимо от применяемой ими системы налогообложения по форме, утверждаемой Министерством финансов РФ (смотрите, например, письмо УФНС РФ по г. Москве от 14.09.2005 N 18-11/3/65435, письмо Минфина России от 13.03.2006 N 03-11-04/2/59).

Однако отметим, что письма налоговых и финансовых органов не являются нормативно-правовыми актами. Поэтому, поскольку прямо в главе 26.2 НК РФ не указано на обязанность налогоплательщиков представлять такую отчетность, то решение следовать или нет данным разъяснениям налогоплательщики должны принять самостоятельно.

Отметим, что не использованные налогоплательщиками на конец налогового периода средства целевого финансирования налоговую базу не увеличивают (письмо Минфина России от 21.02.2007 N 03-11-04/2/42).

Что касается бухгалтерского учета оборудования, приобретенного для передачи муниципальному образовательному учреждению, то для организации данный объект не может быть признан основным средством, так как он не соответствует требованиям ст. 4 ПБУ N 6/01. В частности, объект не предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Следовательно, начислять амортизацию по указанному объекту нельзя.

Организации, применяющие УСН, не обязаны вести бухгалтерский учет. Однако, если организация ведет бухгалтерский учет, то в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, поступление членских взносов отражается на счете 86 "Целевое финансирование".

Расходы на проведение мероприятий, связанных с уставной деятельностью организации, отражаются по дебету счетов 20 "Основное производство" или 26 "Общехозяйственные расходы" в корреспонденции со счетами 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и 76 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами".

При этом на счете 20 "Основное производство" отражаются непосредственно расходы по проведению некоммерческих мероприятий (в рассматриваемом случае приобретение оборудования), а на счете 26 "Общехозяйственные расходы" — расходы на содержание аппарата управления некоммерческой организации (заработная плата, налоги, канцтовары и другое). Указанный порядок целесообразно закрепить в учетной политике.

В конце каждого отчетного периода отраженные на счетах 20 или 26 расходы списываются за счет средств целевого финансирования (Дебет 86 Кредит 20, 26).

Если оборудование передается гимназии сразу после его приобретения, то считаем, что для отражения расходов можно воспользоваться вышеприведенными проводками.

В то же время полагаем, что приобретенное оборудование может быть оприходовано на счете 41 "Товары". В этом случае бухгалтерские проводки будут следующие:

Дебет 60 Кредит 51 — перечислены денежные средства поставщику оборудования;

Дебет 41 Кредит 60 — оборудование для гимназии оприходовано на склад (в том числе НДС);

Дебет 20 Кредит 41 — отражены расходы на уставную деятельность при передаче оборудования гимназии;

Дебет 86 Кредит 20 — расходы списаны за счет средств целевого финансирования.

Л.В. Ананьева,
Е.В. Мельникова,
Эксперты службы

Правового консалтинга ГАРАНТ

Статья опубликована в журнале
"Бухгалтерский учет в бюджетных и
некоммерческих организациях"
№ 24 декабрь 2010 год

Список литературы

1. Гражданский кодекс РФ.

2. Налоговый кодекс РФ.

3. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ.

4. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ. 5. Об образовании: Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1.

Целевое финансирование — это выделение (юридическими, физическими лицами, бюджетом и т.п.) финансовых ресурсов, денежных средств целевым назначением для использования в качестве средства достижения определенной цели, решения социально-экономической проблемы, создания определенного объекта. Движение средств, полученных организацией в качестве целевого финансирования, отражается на балансовом счете 86 «Целевое финансирование». Аналитический учет на этом счете ведется по назначению целевых средств в разрезе источников финансирования.

Порядок бухгалтерского учета средств целевого финансирования зависит от источников финансирования, формы финансирования и целевого назначения расходования полученных средств:

  • 1) средства целевого финансирования, причитающиеся к получению по условиям договоров, соглашений, бюджетных уведомлений и т.п. отражаются проводкой: Дебет 76 Кредит 86
  • 2) поступление денежных средств в счет целевого финансирования: Дебет 50, 51, 52 Кредит 76
  • 3) поступление имущества в счет целевого финансирования: Дебет 08, 10, 41, 58 Кредит 76
  • 4)использование средств целевого финансирования: застройщиком по договорам инвестирования или участия в долевом строительстве:

Дебет 86 Кредит 08, 19 — передача построенного объекта и суммы «входного» НДС дольщику (инвестору) по акту приема-передачи после ввода объекта в эксплуатацию

Читайте также:  Если в магазине нет ценника на товар

5)использование безвозмездного финансирования текущих расходов коммерческой организации: Дебет 60, 76 Кредит 51 и одновременно на использованную сумму: Дебет 86 Кредит 98-2 «Безвозмездные поступления».

По мере признания в бухгалтерском учете соответствующих расходов: Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кредит 60. На эту же сумму отражаются другие доходы: Дебет 98-2 Кредит 91-1;

6)использование безвозмездного финансирования расходов коммерческой организации на приобретение основного средства:

Дебет 60 Кредит 51 — произведена оплата поставщику основного средства

Дебет 08-4 Кредит 60 — поступило основное средство в организацию

Дебет 01 Кредит 08-4 — основное средство введено в эксплуатацию

Дебет 86 Кредит 98-2 — в составе доходов будущих периодов отражено целевое использование средств

Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кредит 02 — начислена амортизация и одновременно

Дебет 98-2 Кредит 91-1 — часть доходов будущих периодов в размере начисленной амортизации включена в состав прочих доходов

7)использование целевого финансирования расходов некоммерческой организации:

Дебет 20, 26 Кредит 60, 76 — оказаны услуги, выполнены работы, отражены другие расходы, произведенные за счет средств целевого финансирования

Дебет 20,26 Кредит 10 — израсходованы материалы

Дебет 20,26 Кредит 70, 69 — начислена заработная плата и страховые взносы

Дебет 60, 76 Кредит 51 — произведена оплата исполнителям, подрядчикам, поставщикам, другим контрагентам

Дебет 69 Кредит 51 — перечислены страховые взносы во внебюджетные фонды

Дебет 70 Кредит 50 — выдана заработная плата.

После оплаты текущих расходов:

Дебет 86 Кредит 20, 26 — оплаченные расходы списаны за счет средств целевого финансирования

8)использование некоммерческой организацией средств целевого финансирования, полученных в виде внеоборотных активов: Дебет 08 Кредит 76 и одновременно на ту же сумму делают проводку — Дебет 86 Кредит 83.

В Бухгалтерском балансе остаток средств целевого финансирования отражается в составе долгосрочных (раздел IV) или краткосрочных (раздел V) обязательств в зависимости от срока, в течение которого должны быть использованы полученные средства целевого финансирования: «более 12 месяцев», либо «не более 12 месяцев».

Некоммерческие организации отображают средства целевого финансирования в составе капитала организации (раздел III баланса). Некоммерческим организациям также рекомендуется в составе годовой бухгалтерской отчетности сдавать Отчет о целевом использовании полученных средств. Общественные организации должны сдавать такой отчет.

Источниками целевого финансирования являются:

  • — ассигнования из бюджета;
  • — взносы физических лиц;
  • — средства, поступающие от других организаций;
  • — средства фондов специального назначения и др.

Средства целевого финансирования расходуются в соответствии с утверждаемыми сметами. Применение указанных выше средств не по назначению запрещается. Целевое финансирование — получение средств, использовать которые можно в соответствии с теми задачами, которые определяет субъект, их выделивший. Тем самым сфера применения таких средств ограничивается определенными условиями. При выполнении этих условий полученные средства становятся для предприятия собственными, при невыполнении требуют возврата и относятся к кредиторской задолженности. Целевым финансированием является любое контролируемое перечисление денежных средств на разных уровнях предпринимательской (а также некоммерческой) деятельности: от одной структурной единицы другой, финансирование развития предприятия (рекламные компании, капитальное строительство, развитие нового направления деятельности, прочие инвестиции), получение средств от государственных органов для проведения целевых мероприятий и др. Основную часть средств целевого финансирования могут составлять средства, получаемые коммерческой организацией в виде государственной помощи. Государственной помощью являются прямые экономические действия, направленные на увеличение экономических выгод для организации, в форме субвенций и субсидий, безвозвратных займов, финансирования отдельных мероприятий.

ПБУ 13/2000 определены следующие формы предоставляемой государственной помощи:

  • — субвенции и субсидии (далее субвенции и субсидии именуются бюджетные средства)
  • — бюджетные кредиты (за исключением налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств), включая предоставление в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество)
  • — прочие формы государственной помощи.

Субвенция — это вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, выделяемого на определенный срок на конкретные цели; в отличие от дотации подлежат возврату в случае нецелевого использования или использования не в установленные ранее сроки.

Субсидия — это выплаты потребителям, предоставляемые за счёт государственного или местного бюджета, а также выплаты специальных фондов для юридических и физических лиц, местных органов власти, других государств.

Бюджетный кредит — это форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление средств коммерческой организации на возвратной и возмездной основе.

Предоставленная организации выгода, которая не может быть обоснованно оценена (оказание консультационных услуг на безвозмездной основе, предоставление гарантий, беспроцентные займы или займы с пониженным процентом и др.), а также не может быть отделена от нормальной хозяйственной деятельности организации, считается прочими формами государственной помощи.

Целевое финансирование может использоваться на следующие цели:

  • -финансирование расходов или покрытие убытков
  • -поддержание финансового положения предприятия, пополнения его средств,
  • -на приобретение активов

К целевому финансированию не относится и на данном счете не отражается:

  • -получение помощи предоставляемой в виде льгот, в том числе по налогам, налоговых кредитов, каникул и освобождений
  • -получение кредитов и иных возвратных средств
  • -отражение операций, связанных с управлением государственной собственностью, участием государства в капитале предприятия.

Перечень средств целевого финансирования является закрытым и включает:

  • -средства бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения
  • -полученные гранты
  • -инвестиции, полученные при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
  • -инвестиции, полученные от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения
  • -средства дольщиков, аккумулированные на счетах организации — застройщика
  • -средства, полученные обществом взаимного страхования от организаций — членов общества взаимного страхования
  • -средства, полученные из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно — технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций
  • -средства, полученные атомными станциями из резервов эксплуатирующих организаций, предназначенных для обеспечения безопасности атомных станций на всех стадиях жизненного цикла и их развития в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии. Указанные доходы подлежат включению в состав внереализационных доходов в случае, когда получатель фактически использовал такие средства не по целевому назначению либо не использовал по целевому назначению в течение одного года после окончания налогового периода, в котором они поступили.

Нужным условием признания средств целевыми является определение организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования назначения использования полученного имущества. Организации, получившие средства целевого финансирования, для подтверждения факта использования средств целевого финансирования по определенному назначению обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у организации, получившей средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. В бухгалтерской отчетности организации подлежит раскрытию следующая информация в отношении средств целевого финансирования:

  • -характер и величина бюджетных средств, признанных в бухгалтерском учете в отчетном году
  • -назначение и величина бюджетных кредитов
  • -характер прочих форм государственной помощи, от которых организация прямо получает экономические выгоды
  • -не выполненные по состоянию на отчетную дату условия предоставления бюджетных средств и связанные с ними условные обязательства и условные активы.
Читайте также:  На каком расстоянии камера фиксирует превышение скорости

Таким образом, к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования. В указанном подпункте установлен закрытый перечень доходов, признаваемых средствами целевого финансирования.

К целевому финансированию относятся средства, которые предприятие получает от государства в виде государственной помощи, от других организаций или физических лиц, предназначенные для финансирования мероприятий целевого назначения.

Главная отличительная черта таких средств заключается в том, что получаемые средства должны быть использованы строго по целевому назначению в соответствии с утвержденными сметами.

Средства целевого финансирования и Налоговый кодекс

В Налоговом кодексе РФ приведен перечень средств, которые относятся к целевому финансированию (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Приведем некоторые из них:

бюджетные ассигнования казенным учреждениям, в том числе в виде субсидий бюджетным организациям;

гранты (денежные средства или иное имущество), которые предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры, охраны здоровья и окружающей среды;

инвестиции, предоставляемые по итогам инвестиционных конкурсов;

средства, полученные из фондов поддержки научной, инновационной деятельности.

Отметим, что основную часть средств целевого финансирования составляет, как правило, государственная помощь, особенности учета которой регламентирует ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи".

Указанным Положением предусмотрены следующие виды государственной помощи:

1) субвенции – это бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов;

2) субсидии – это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов;

3) бюджетные кредиты (исключая налоговые кредиты, отсрочки по уплате платежей и т.п.) – это ресурсы не только в виде предоставленных денежных средств, но и в форме иного имущества (земельные участки, природные ресурсы).

ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи" используется для отражения в бухгалтерском учете полученных бюджетных средств по таким направлениям расходования:

финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов);

на покрытие текущих расходов организации (приобретение материально-производственных запасов, оплата труда работников и другие расходы аналогичного характера);

как компенсация за уже понесенные организацией расходы, включая убытки, в частности в жилищно-коммунальном хозяйстве, агропромышленном комплексе (в части возмещения убытков предприятий муниципального жилищно-коммунального хозяйства, городского хозяйства, обеспечивающих объекты социальной сферы муниципальной собственности теплоэнергоресурсами (разницы между тарифами за услуги и затратами) и т.д.;

на оказание немедленной финансовой поддержки организации в виде чрезвычайной помощи без связи с осуществлением расходов в будущем и др.

Как правило, государственная поддержка оказывается в первую очередь предприятиям агропромышленного сектора.

Расходование целевых средств строго контролируется государственными и иными контролирующими органами.

Организация отражает бюджетные средства к бухгалтерскому учету, если организация уверена в их получении (подтверждением этому может выступать бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств и т.д.) и в том, что условия предоставления этих средств будут ею выполнены, то есть средства будут израсходованы на определенные нужды (подтверждением тому служат заключенные организацией договоры, публично объявленные решения, утвержденная проектно-сметная документация и т.д.).

К целевому финансированию не относится получение помощи в виде льгот; получение кредитов; участие государства в капитале организации.

Бухгалтерский учет операций по формированию и использованию средств целевого назначения

Для учета средств целевого финансирования предназначен пассивный счет 86 "Целевое финансирование".

Согласно Инструкции по применению Плана счетов счет 86 "Целевое финансирование" предназначен для обобщения информации о движении средств, необходимых для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др.

Средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 "Целевое финансирование" в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Использование средств целевого финансирования отражается по дебету счета 86 "Целевое финансирование" в корреспонденции со счетами 20 "Основное производство" или 26 "Общехозяйственные расходы" (при направлении средств целевого финансирования на содержание НКО).

Таким образом, кредитовое сальдо счета счет 86 "Целевое финансирование" отражает неиспользованные средства целевого назначения.

Кредитовый оборот по счету счет 86 "Целевое финансирование" отражает целевые поступления.

Дебетовый оборот по счету счет 86 "Целевое финансирование" показывает использование средств на запланированные мероприятия.

Приведем основные операции по формированию и использованию средств целевого назначения:

Использование средств на приобретение основных средств и нематериальных активов

Использование средств на приобретение материальных ценностей

Использование средств на заработную плату персонала, выплачиваемую за счет средств целевого финансирования

Использование средств на оплату счетов поставщиков

Возврат не использованных по назначению средств

Образование финансирования за счет

средств, полученных от других предприятий, государственных органов

Образование финансирования за счет суммы начисленного

Рекомендуется к данному счету открыть два субсчета:

86.1 – Получение средств из бюджета.

86.2 – Получение средств из других источников.

Аналитический учет целевого финансирования должен содержать информацию о том, кем предоставлено финансирование, каковы его цели, а также об условиях предоставления.

Также в аналитическом учете должна накапливаться информация о величине признанного дохода по каждому виду финансирования и об остатках помощи, полученной на приобретение несписанных или неамортизированных активов.

Отчет о целевом использовании средств

Этот отчет отражает информацию об остатке полученных средств целевого финансирования на начало и на конец отчетного года, о поступлении средств и их расходовании.

Указанная информация показывается за отчетный период и за период предыдущего года, аналогичный отчетному периоду.

Составляют отчет о целевом использовании средств некоммерческие организации. Заметим, что указанный отчет, должны заполнять и коммерческие организации, но только при условии, что ими получены в отчетном году целевые средства.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector