Статья 49. Нарушение служебной дисциплины
1. Нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником законодательства Российской Федерации, Присяги сотрудника уголовно-исполнительной системы, дисциплинарного устава уголовно-исполнительной системы, правил внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкции, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при исполнении служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
2. Грубыми нарушениями служебной дисциплины сотрудником являются:
1) несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации;
2) отсутствие сотрудника по месту службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного служебного времени;
3) нахождение сотрудника на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения либо отказ сотрудника от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения;
4) совершение сотрудником виновного действия (бездействия), повлекшего за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, возникновение угрозы жизни и (или) здоровью людей, создание помех в работе или приостановление деятельности учреждения или органа уголовно-исполнительной системы либо причинение иного существенного вреда гражданам и организациям, если это не влечет за собой уголовную ответственность;
5) разглашение сотрудником сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, конфиденциальной информации (служебной тайны), ставших ему известными в связи с исполнением служебных обязанностей, если это не влечет за собой уголовную ответственность;
6) небрежное хранение сотрудником вверенных для служебного пользования оружия и патронов к нему, повлекшее его (их) утрату, если это не влечет за собой уголовную ответственность;
7) отказ или уклонение сотрудника от прохождения медицинского освидетельствования в случаях, если обязательность его прохождения установлена законодательством Российской Федерации;
неявка сотрудника без уважительной причины на заседание аттестационной комиссии для прохождения аттестации;
9) умышленное уничтожение или повреждение сотрудником имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, повлекшие причинение существенного ущерба, если это не влечет за собой уголовную ответственность;
10) нарушение сотрудником требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда) при условии, что это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, пожар, аварию, катастрофу) либо заведомо создало реальную угрозу наступления таких последствий, если это не влечет за собой уголовную ответственность;
11) совершение сотрудником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, виновных действий, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя;
12) принятие сотрудником необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба такому имуществу;
13) сокрытие сотрудником фактов обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения;
14) публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, в том числе в отношении учреждения и (или) органа уголовно-исполнительной системы, если это не входит в служебные обязанности сотрудника.
1. Понятие и виды ответственности сотрудников уголовно-исполнительной системы за их решения, действия (бездействие), нарушающие права и свободы человека и гражданина.
2. Основания наступления юридической ответственности сотрудников УИС.
3. Порядок и правила рассмотрения и разрешения жалоб и заявлений на действия (бездействие) сотрудников УИС, нарушающих права и законные интересы личности.
4. Современные проблемы ответственности сотрудников уголовно-исполнительной системы.
В 1-ом вопросе «Понятие и виды ответственности сотрудников уголовно-исполнительной системы за их решения, действия (бездействие), нарушающие права и свободы человека и гражданина» необходимо знать, что юридическая ответственность– предусмотренная нормами права обязанность субъекта правонарушения претерпевать неблагоприятные последствия. Означает применение к правонарушителю санкций, правовых, норм, указанных в них определенных мер ответственности.
Материальная ответственность– обязанность возместить материальный ущерб.
Дисциплинарная ответственность– одна из правовых форм воздействия на нарушителей трудовой (служебной) дисциплины путем наложения на них дисциплинарных взысканий.
Обжалование– обращение в компетентные органы государства (международного сообщества) с жалобой на решения и действия (бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений.
Во 2-ом вопросе «Основания наступления юридической ответственности сотрудников УИС» следует вспомнить элементы состава уголовного преступления, административного правонарушения, гражданского деликта, а также тех правонарушений, которые наиболее часто совершаются сотрудниками правоохранительных органов при исполнении своих служебных задач.
Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что сотрудники УИС для выполнения задач по защите человека и его прав от преступных и иных посягательств чаще других органов и должностных лиц вынуждены действовать методами, прямо или косвенно ограничивающими эти права.
Для предупреждения совершения сотрудниками правонарушений, связанных с ущемлением прав человека, используются различные меры уголовной, административной, дисциплинарной, материальной (гражданско-правовой) ответственности.
В 3-ем вопросе «Порядок и правила рассмотрения и разрешения жалоб и заявлений на действия (бездействие) сотрудников УИС, нарушающих права и законные интересы личности». В зависимости от характера правонарушения, совершенного сотрудником, жалоба может рассматриваться в общем и судебном порядке.
Общий порядокрассмотрения и разрешения жалоб граждан предполагает обращение граждан к руководителям подразделений УИС по любым фактам действий сотрудников, нарушающих права и законные интересы личности. Он регламентирован ведомственными нормативными правовыми актами.
Жалоба на действия (бездействие) сотрудников может быть направлена прокурору, который осуществляет надзор за соблюдением законности. Усмотрев в действиях исполнительных и должностных лиц ограничения или нарушения конституционных прав человека, прокурор приносит протест на незаконные действия и правовые акты. Представление об устранении нарушений подлежит безотлагательному рассмотрению, а меры принимаются в течение 1 месяца.
Переходя к судебному порядкурассмотрения и разрешения жалоб на действия сотрудников УИС, ущемляющие права и законные интересы личности, необходимо упомянуть предписания ст. 46 Конституции РФ, согласно которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Приступая к рассмотрению сущности, целей и видов юридической ответственности более подробно следует остановиться на особенностях юридической ответственности сотрудников УИС:
— сотрудники несут повышенную ответственность за нарушение норм права, поскольку наделены большим объемом прав и обязанностей по отношению к гражданам.
— субъектами ответственности за совершение правонарушений являются не только должностные лица, но и другие категории работников (например, рабочие и служащие).
Особое внимание при изучении юридической ответственности необходимо обратить на ее виды: уголовная, административная, дисциплинарная, материальная (гражданско-правовая).
Говоря об уголовной ответственности,следует вспомнить из курса уголовного права её основания и характеризующие признаки. Также, необходимо обратить внимание на составы преступлений, которые наиболее часто встречаются в практике применения к сотрудникам УИС уголовной ответственности за совершение ими преступлений при выполнении своих служебных задач.
Административная ответственностьнаступает за совершение сотрудниками УИС ограниченного круга административных правонарушений. За административные правонарушения, кроме перечисленных в ст. 2.5 КоАП РФ, лица рядового и начальствующего состава правоохранительных органов несут ответственность за административные правонарушения, как правило, в дисциплинарном порядке. При рассмотрении данного вопроса следует разобраться в составах административных правонарушений, которые наиболее часто совершают сотрудники УИС при выполнении своих служебных задач.
Дисциплинарная ответственностьвыражается в наложении компетентным должностным лицом органа либо учреждения УИС дисциплинарного взыскания подчиненного по службе сотрудника, совершившего правонарушение или ставшего нарушителем служебной дисциплины. Характеризуя данный вид ответственности, следует остановиться на основаниях ее возникновения и мерах воздействия.
Материальная ответственностьсотрудников УИС наступает, прежде всего, за нарушение норм гражданского и трудового законодательства. Ее суть заключается в применении к нарушителям различных санкций имущественного характера.
В 4-ом вопросе «Современные проблемы ответственности сотрудников уголовно-исполнительной системы» необходимо указать, что проблемы предотвращения и предупреждения совершения сотрудниками УИС противоправных деяний достаточно актуальны, поскольку, любые неправомерные действия их сотрудников получают широкую огласку в обществе, средствах массовой информации.
Среди причин и условий, которые способствуют совершению сотрудниками УИС правонарушений следует назвать:
Низкий уровень правосознания и правовой культуры сотрудников.
Неумение использовать в своей деятельности правовые формы и методы.
Негативное поведение руководителей, их протекционизм и попустительство.
Не обеспечение принципа неотвратимости ответственности за нарушение закона.
Проявление ксенофобии, предвзятого отношения к лицам другой национальности, гражданства и др.
ЛИТЕРАТУРА
Основная
Дополнительная
[1-29, 33, 34, 40, 41, 65, 66, 102, 194, 214, 242, 262, 307, 328, 329, 340, 341, 342, 343, 351, 352]
2. За нарушение служебной дисциплины сотрудник уголовно — исполнительной системы несет дисциплинарную ответственность в порядке, предусмотренном дисциплинарным уставом уголовно — исполнительной системы.
3. За административное правонарушение сотрудник уголовно — исполнительной системы несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, но к нему не могут быть применены наказания в виде исправительных работ и административного ареста.
4. За вред, причиненный имуществу учреждения или органа уголовно — исполнительной системы при исполнении служебных обязанностей, сотрудник уголовно — исполнительной системы несет материальную ответственность в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.