322 3 Ук рф организация нелегальной миграции

Дата размещения статьи: 19.01.2019

В Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента В.В. Путина от 14 ноября 2013 г. , отражено, что незаконное пребывание в Российской Федерации иностранных граждан и осуществление ими трудовой деятельности на территории страны зачастую ухудшают социальную обстановку в местах их проживания, создают условия для формирования террористических организаций, политического и религиозного экстремизма, национализма (п. 17 Концепции).
———————————
Указ Президента РФ от 14 ноября 2013 г. "Концепция общественной безопасности Российской Федерации". URL: https://news.kremlin.ru/acts/19653.

Противодействие организации каналов незаконной миграции является приоритетным направлением государственной миграционной политики Российской Федерации.
За последние тридцать лет во всем мире происходят миграционные и интеграционные процессы, в том числе в России и на территории бывшего СССР. По данным органов по вопросам миграции Российской Федерации, на начало 2016 г. в России находилось 10,4 млн иностранных граждан, из них 3,7 млн были отнесены к так называемой группе риска. В 2017 г. по докладу замминистра МВД России А. Горевого на территории страны находились свыше 9 млн иностранных граждан.
Миграционные процессы напрямую влияют на все сферы жизни общества и государства, затрагивают интересы всех категорий граждан. По официальным данным ГИАЦ МВД РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства (далее — иностранные граждане) в 2016 г. совершено 43 933 преступления, в 2017 г. — 41 047. Анализ статистических данных показал достаточно стабильное состояние преступности иностранных граждан.
Правительство России, претворяя в жизнь государственную миграционную политику, принимает различные меры экономического, организационно-управленческого, административного, уголовно-правового характера.
Одной из существенных мер является совершенствование уголовного законодательства. Так, 21 декабря 2013 г. Федеральным законом N 376-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в УК РФ включена ст. 322.3 об уголовной ответственности за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина по месту пребывания в жилом помещении в России. Практика применения данной статьи показала устойчивый рост привлечения к уголовной ответственности лиц за совершение преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ. По данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, число лиц, осужденных за совершение преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ, выросло с 3 344 в 2015 г. до 6 963 в 2017 г.
Однако изменения в законодательстве вызвали сложности в правоприменительной деятельности, возникло много вопросов и ошибок в следственной и судебной практике.
В связи с изложенным необходимо раскрыть состав преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ.
Непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения, возникающие в сфере миграционного учета иностранных граждан. В юридической литературе большинство юристов непосредственным объектом данного преступления считают установленный порядок постановки на учет иностранных граждан по месту пребывания в жилых помещениях в России . Порядок осуществления миграционного учета предусмотрен Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее — Закон N 109-ФЗ) и Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации". Миграционный учет иностранных граждан (далее — миграционный учет) — государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об иностранных гражданах и о перемещениях иностранных граждан (ст. 2), предусматривает лишь уведомительный порядок (ст. 4) . Приказом МВД России N 881 от 23 ноября 2017 г. разработан Административный регламент по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан.
———————————
Уголовное право России: Учебник. Т. 2: Особенная часть / Под ред. д. ю. н., проф. Н.Г. Кадникова. М.: Юриспруденция, 2018. С. 746; Уголовное право России: Учебник. Общая и Особенная части / Под ред. Н.М. Мацкевича. М., 2015. С. 911.
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. N 9 (ред. от 29.05.2014) "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

В общественных отношениях, возникающих в связи с постановкой на учет иностранного гражданина по месту жительства и пребывания, участвуют несколько сторон. С одной стороны — органы миграционного учета как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию услуг в сфере миграции, и его территориальные органы. С другой — в качестве принимающей стороны граждане России или представители юридических лиц (гостиниц, санаториев, домов отдыха и т.п.), иностранные граждане, лица без гражданства. При этом каждая из сторон обязана в установленные законом сроки осуществить определенные действия. Иностранные граждане, граждане России или представители юридических лиц обязаны уведомить территориальный орган МВД России (органы миграционного учета), а тот, в свою очередь, произвести фиксацию сведений о месте пребывания иностранного гражданина.
Объективная сторона преступления заключается в фиктивной постановке на учет иностранного гражданина по месту пребывания в жилом помещении в России. Сама постановка на учет иностранного гражданина по месту пребывания представляет собой фиксацию в установленном порядке органами миграционного учета сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания. Основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства. Постановка на учет иностранного гражданина по месту пребывания как сложное деяние, состоящее из взаимосвязанных действий различных лиц, будет окончено после того, как должностное лицо органа миграционного учета произведет фиксацию сведений о месте пребывания иностранного гражданина в учетных документах органа и в государственной информационной системе миграционного учета.
Под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан понимается постановка их на учет по месту пребывания (проживания) в жилых помещениях на основании: а) представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов; б) постановки их на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях; в) без намерения принимающей стороны предоставить эти помещения для пребывания (проживания). Законодатель рассматривает объективную сторону данного преступления в трех указанных альтернативных формах деяния.
Представление заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов является формой обмана. Это могут быть, например, подложные договоры аренды жилого помещения, найма, ссуды и т.п. Постановка без намерения пребывать (проживать) в помещениях или постановка без намерения принимающей стороны предоставить помещения для пребывания (проживания), на наш взгляд, также являются формой обмана. Все три формы говорят о введении в заблуждение должностного лица территориального органа МВД России (органы миграционного учета) со стороны лиц, участвующих в совершении деяния, т.е. речь идет об обмане. Обман состоит в сознательном сообщении заведомо ложных, не соответствующих действительности сведений, либо умолчании об истинных фактах, либо в умышленных действиях, направленных на введение лиц в заблуждение .
———————————
См.: ст. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 г. N 48 "О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате" // СПС "КонсультантПлюс".

При описании объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ, законодатель указывает на место пребывания иностранного гражданина — жилое помещение. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона N 109-ФЗ местом пребывания является жилое помещение, не являющееся местом жительства иностранного гражданина, а также иное помещение, учреждение или организация, по адресу которых иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания. Этими местами могут быть гостиницы или учреждения, оказывающие гостиничные услуги, санатории, дома отдыха, туристические базы и т.п., а также учреждения, исполняющие уголовное или административное наказание.
В соответствии с Жилищным кодексом РФ жилым помещением признается изолированное помещение как недвижимое имущество, пригодное для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам). В свою очередь, собственник жилого помещения, независимо от фактического размера жилой площади и доли собственности, вправе поставить на учет в нем по месту пребывания (проживания). У органов миграционного учета нет никаких при этом законных оснований для отказа в постановке на учет в таком жилом помещении, поскольку постановка на учет носит уведомительный характер.
Но законодатель расширительно назвал место пребывания за счет иных помещений, не указывая на возможность проживания в них как в жилом помещении.
На практике очень часто юридические лица ставят на миграционный учет иностранных граждан, указывая местом фактического проживания адрес помещения, не являющегося жилым помещением.
Законодатель, используя термины "фиктивность", "заведомо ложные сведения", "без намерения пребывать (проживать)", "без намерения принимающей стороны предоставить помещения для пребывания (проживания)", фактически говорит о незаконной постановке на миграционный учет путем обмана. Описывая объективную сторону данного преступления, законодатели используют сложный психологический термин "намерение", под которым понимается мотивационная основа деятельности с сознательным выбором определенной цели. Это, на наш взгляд, вызывает трудности у сотрудников правоохранительных органов в применении уголовного законодательства, возникают трудности в процессе доказывания отсутствия намерения иностранного гражданина проживать в помещении либо принимающей стороны предоставить помещение для пребывания. Последнюю форму деяния правоохранительные органы могут объективно проверить, когда на учет поставлено единовременно большое количество иностранных граждан на малой площади при отсутствии фактической возможности их размещения.
Обязанность временно пребывающего иностранного гражданина по постановке на учет заключается в передаче принимающей стороне документа, удостоверяющего его личность, а также миграционной карты. Предоставление же информации относительно места пребывания указанных лиц, напротив, возлагается на принимающую сторону и только в исключительных случаях на иностранного гражданина.
Как квалифицировать действия иностранного гражданина при отсутствии у него намерения проживать по заявленному адресу? Если иностранный гражданин представляет документы с заведомо недостоверными (ложными) сведениями либо с действительными данными, не собираясь пребывать по заявленному месту жительства лица, представляющего принимающую сторону, то его действия следует квалифицировать по ст. 322.3 УК РФ. В случае если лицо знало о намерениях иностранца не пребывать по месту жительства, то следовало бы одновременно привлекать к уголовной ответственности иностранного гражданина и лицо, представляющее принимающую сторону.
Фактически в их действиях усматривается соучастие в незаконной постановке на миграционный учет. Они своими действиями вводят в заблуждение должностных лиц органа миграционного учета. Однако в ст. 322.3 УК РФ отсутствует квалифицирующий признак — совершение преступления по предварительному сговору группой лиц, что, на наш взгляд, является пробелом в законодательстве.
Состав преступления формальный. Деяние окончено с момента фиктивной постановки на миграционный учет.
Законодатель при описании диспозиции ст. 322.3 УК РФ не раскрывает признаки субъекта преступления.
Ряд авторов рассматривает субъект данных преступлений как общий. Часть авторов утверждают, что только должностные лица являются субъектами данного преступления , поскольку постановка на учет будет окончена после того, как должностное лицо органа миграционного учета произведет фиксацию сведений о месте пребывания иностранного гражданина в учетных документах органа и в государственной информационной системе миграционного учета.
———————————
Лейба А. Анализ изменений законодательства РФ, направленного на борьбу с "резиновыми" квартирами // Жилищное право. 2014. N 3. С. 7 — 18; Квык А.А. Преступления против порядка регистрационного учета в Уголовном кодексе России // Вестник Воронежского института МВД России. 2015. N 3. С. 198.

Читайте также:  Подача енвд в налоговую для ип

На наш взгляд, должностное лицо не может нести уголовную ответственность за совершение рассматриваемых преступлений, поскольку постановка на миграционный учет носит уведомительный характер. Однако должностное лицо может быть субъектом этого преступления, когда оно, используя свое служебное положение, ставит заведомо незаконно на миграционный учет иностранных граждан из своей личной заинтересованности. В этих случаях действия такого должностного лица следует квалифицировать по совокупности преступлений по ст. 322.3 и 285 УК РФ.
В связи с этим предлагаем дополнить ст. 322.3 УК РФ нормой с указанием, что субъектом данного преступления может быть лицо, использующее свое служебное положение.
Субъектами могут быть как иностранные граждане, так и граждане РФ, являющиеся собственниками жилья или обладающие правом распоряжения жилым помещением на территории РФ.
На практике суды привлекают к уголовной ответственности только лиц, представляющих принимающую сторону, действиям же иностранного гражданина правовой оценки не дается.
Так, гр-ка Б. была осуждена за совершение преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ Бутырским судом г. Москвы. Гр. Б., проживающая в районе Отрадное г. Москвы, поставила на миграционный учет двух иностранных гр-н Р. Таджикистана по месту своего жительства, не собираясь фактически предоставлять жилое помещение. Кунцевским судом г. Москвы 16 мая 2017 г. была осуждена гр. Б., которая трижды в разное время поставила на учет 4 гр-н Р. Молдовы и Р. Узбекистана. При этом суд каждый эпизод постановки на учет квалифицировал как оконченное преступление .
———————————
URL: https://sudact.ru/magistrate/doc/ (дата обращения: 29.04.2018).

Таких примеров в стране много. Данную практику практические работники объясняют тем, что легче привлечь к уголовной ответственности граждан России, так как они имеют место жительство, а иностранные граждане не имеют и их местонахождение трудно установить.
Как видно из примеров, в одних случаях суды фиктивную постановку на учет каждого иностранного гражданина квалифицируют в качестве самостоятельного преступления. В других случаях многоэпизодные фиктивные постановки на миграционный учет иностранных граждан квалифицируют как одно преступление. Исходя из грамматического толкования закона считаем, что лицо совершает несколько преступлений.
Несознательные граждане часто пользуются пробелом в миграционном законодательстве. Примером этого могут быть материалы отдела МВД России по району Выхино-Жулебино г. Москвы по делу гр-ки С. Так, гр-ка С. в течение 2017 г. осуществила постановку на учет по адресу своего проживания в однокомнатной квартире 57 иностранных граждан. В каждом случае иностранное лицо проживало в данной квартире от одного до трех дней, тем самым вышеуказанное деяние не соответствует термину "фиктивная постановка", указанному в ст. 322.3 УК РФ. За каждый указанный факт гр-ка С. получила материальное вознаграждение с каждого иностранного гражданина в размере до 10 000 рублей. В ходе объяснений, полученных от гр-ки С., было установлено, что гр-ка С. намеревалась предоставить жилое помещение, а иностранное лицо намеревалось проживать в вышеуказанном помещении, однако проживание иностранного лица по данному адресу прекращалось по истечении 1 — 3 суток под различными предлогами. Таким образом, в действиях гр-ки С. нет состава преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ. На наш взгляд, чтобы исключить такую возможность уйти от ответственности, следует в Законе N 109-ФЗ включить:
— норму об обязательном уведомлении органов миграционного учета гражданами (представителями принимающей стороны) об убытии иностранных граждан;
— норму, обязывающую юридических лиц (принимающую сторону) предоставлять не просто помещения для фактического проживания, а жилые помещения. Также добавить в КоАП РФ норму об ответственности за несообщение в органы миграционного учета об убытии иностранных граждан.
Кроме этого, на наш взгляд, следует совершенствовать уголовное законодательство. Диспозицию ч. 1 ст. 322.3 УК РФ изложить в следующей редакции: "Незаконная постановка на миграционный учет путем обмана". Дополнить ст. 322.3 УК РФ нормой, где предусмотреть ответственность за незаконную постановку на миграционный учет: а) по предварительному сговору; б) лицом с использованием своего служебного положения.
Таковы, на наш взгляд, перспективы совершенствования законодательства и практики применения норм об ответственности за незаконную постановку на миграционный учет иностранных граждан.

Литература

1. Уголовное право России: Учебник. Т. 2: Особенная часть / Под ред. Н.Г. Кадникова. М.: Юриспруденция, 2018. 836 с.
2. Уголовное право России: Учебник. Общая и Особенная части / Под ред. Н.М. Мацкевича. М.: Союз криминалистов и криминологов, Криминологическая библиотека, Российский криминологический взгляд, 2015. 990 с.
3. Лейба А. Анализ изменений законодательства РФ, направленного на борьбу с "резиновыми" квартирами / А. Лейба // Жилищное право. 2014. N 3. С. 7 — 18.
4. Квык А.А. Преступления против порядка регистрационного учета в Уголовном кодексе России / А.А. Квык // Вестник Воронежского института МВД России. 2015. N 3. С. 198 — 203.

Если вы решили пересечь границу государства, то лучше сделать это легально с наличием всех справок и разрешений.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Читайте также:  Срочная военная служба в беларуси

Стоит помнить, что при невыполнении миграционной правовой системы России может грозить уголовная ответственность. Также санкции грозят и за постановку не законного переселения или махинации с бумагами для иммигрантов.

Об этом говорится в ст. 322 Криминального кодекса РФ.

Что регулирует

Статья 322 УК РФ «Организация нелегальной миграции» регулирует ответственность за:

  • неправомерное нарушение границ страны;
  • организацию нелегального пересечения границ страны;
  • подделку документов для нелегального пересечения границ государства.

Понятие «организации» по отношению к нелегальной миграции включает постановку процесса самой миграции, но и помощи в выполнении неправомерной миграции.

Уголовная ответственность

Криминальное взыскание постановки пересечения границ государства жителями других стран или особами без гражданства, их неправомерного пребывания в государстве или неправомерного проезда через границы страны влечёт на собой наказание в виде:

  • санкций в объеме до 300 000 рублей;
  • санкций в объеме заработной платы или иной прибыли наказуемого за период времени до полтора года;
  • обязательные работы на период времени до 420 часов;
  • уголовно — исполнительные работы на период времени до 2 лет; уголовно — исполнительный работами на период до 3 лет с арестом на период времени до 1 года или без него;
  • арестом на период до 5 лет с арестом на период до 2 лет или без такого.

Объектом неправомерного действия зависимо от характера преступления считается прописанный законопроект пересечения границ страны или прописанный порядок нахождения на границе РФ.

Объективная сторона прописанного не правомерного поступка заключается в совершении одного из таких действий:

  • постановка въезда на территорию государства с несоблюдением положений законодательства;
  • постановка нахождения на границе страны с несоблюдением законодательства;
  • постановка временного пересечения границ государства с несоблюдением законодательства.

Основные положения 322 УК РФ — организация нелегальной миграции

Основные положения статьи (введена ФЗ № 187):

  1. Организация въезда в государство заграничных жителей или жителей без гражданства с несоблюдением законодательства, их нахождения в РФ с неисполнением законодательства или проезда через территорию государства с несоблюдением законов – наказывается арестом на время до пяти лет либо до двух лет или без такого.
  2. Те же проступки, совершенные:
  • несколькими лицами, которые предварительно договорились или поставленным коллективом;
  • в результате выполнения криминального проступка на границе государства, — наказываются арестом на период до 7 лет с санкциями в объеме до 500 000 рублей. Или в объеме зарплаты или иной прибыли преступника за период времени до 3 лет либо без такого и с лишением воли на период времени до 2 лет либо без такого.

Основными документами для пересечения границы для граждан России есть паспорт, дипломатический паспорт, паспорт моряка. Такие же бумаги определены и для граждан других стран и особ без гражданства (удостоверение личности, виза).

Разрешение на миграцию значит, что у особы есть правильно оформленный документ на право пересечения границ государства, полученный в порядке, определенном законодательством РФ.

Видео: Что предусматривает закон

Комментарии

Комментарий к ст. 322.1 УК РФ:

  • Сейчас вопросы политики миграции в России довольно актуальны из-за повторяющимся в последние 15 лет почти бесконтрольным въездом на территорию государства и нахождением в стране граждан других стран и лиц без гражданства. Часто из стран СНГ, а также в связи со случаями терроризма. Функции по контролю и наблюдению, а также введение санкций совершает Федеральная миграционная служба.

Неприкосновенным объектом для нелегальных иммигрантов есть государственная граница России. Соответственно с ФЗ «О гос. границе РФ». Государственная граница – это линия и преходящая по этой линии территория, которые определяют границы государства России.

Постановление Правительства России N 711 «О вопросах федеральной миграционной службы».

  • Объектом анализируемого состава нарушения есть определенный порядок правомерной миграции в России. Законодательство постановляет, что действия могут осуществляться только по отношению к гражданам других стран либо особам без гражданства. Соответственно со ст. 3 ФЗ «О гражданстве РФ» – граждане других стран не являются гражданами РФ. Особы с двойным гражданством, в том числе с российским, не включаются в состав нарушения. Лицо без гражданства – это особа, не являющаяся гражданином России и не имеющая свидетельств присутствия другого гражданства.

Российская газета. 2002. 5 июня.

Правовой комментарий к статье 322.1 «Уголовного кодекса Российской Федерации»:

  1. Незаконное нарушение составляют такие действия:
  • Организованный въезд на территорию страны граждан других стран и особ без гражданства.
  • Нахождение на границе государства с несоблюдением законодательства.
  • Временное пересечение границ государства с несоблюдением законодательства.

Гражданин другого государства и особа без гражданства находятся в РФ на законных основаниях, если они имеют вид на жительство, разрешение на жительство, визу.

Пересечение границ государства с нарушением норм законодательства, незаконное нахождение на границе страны и неправомерное пересечение ее границ иностранными гражданами либо особами без гражданства входят в состав преступления:

  • Неправомерное действие, совершенное умышленно.
  • Субъект преступления – человек, которому исполнилось 16 лет. Следует понимать, что за организованные нарушения наказывается, как исполнитель данного нарушения. Ссылка на ст. 33 УК при этом не нужна.
  • Характер и тяжесть нарушения, в целях осуществления которого совершаются действия, прописанные в ч. 2 УК на определение проступка не влияют.

Какая разница эмиграция и иммиграция? Ответ здесь.

Комментарий к статье 322.1 «Уголовного кодекса Российской Федерации»:

  1. Введение в УК государства рассматриваемой статьи связано с увеличением защиты границ государства и контролем режима правомерного пребывания жителей других стран в стране.

Главные правовые акты в данной сфере:

  • Кодекс об административных правонарушениях (гл. 18);
  • ФЗ № 114 «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в РФ».
  • № 115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Существует также ФЗ № 97, который регулирует борьбу с незаконной миграцией в стране.

  1. Сторону неправомерного поступка составляют действия по постановке:
  • Въезда на территорию государства жителей других стран с несоблюдением законодательства.
  • Пребывания на территории государства жителей других стран с несоблюдением законодательства.
  • Пересечение границы государства жителями других стран с несоблюдением законодательства.
  1. Сторона неправомерного действия характеризуется нарушением в виде прямого умысла. Человек, который занимается вопросами въезда на территорию государства с несоблюдением законов, понимает, что ему грозит наказание за подобные действия.
  2. Субъект правонарушения – вменяемая личность, которой исполнилось 16 лет, что занимается вопросами незаконной миграции. В этой ситуации неправомерное действие включается в объективную сторону неправомерного поступка, и организатор будет нести ответственность за совершение преступления, как исполнитель (ст. 33 УК РФ).
  3. В ч. 2 статьи прописано состав неправомерного действия, которое предусматривается ч. 1 ст.:
  • Нарушение группой лиц.
  • С задачей осуществления неправомерного действия на территории государства.
  1. В гл. 18 Кодекса об админ. нарушениях прописываются наказания за неправомерные действия в сфере миграции граждан других стран либо особ без гражданства.
  2. Преступление считается законченным с периода совершения одного из прописанных в законе проступков.

Некоторые положения кодекса близки к рассматриваемой норме. Поэтому комментируемую статью следует подробно проанализировать.

Судебная практика

Если рассмотреть регулирование ст. УК ответственность за нелегальную миграцию обычно назначается в форме штрафа до 200 тыс. руб. Лишение воли до 2-х лет используется в определенных случаях. Санкцию по 1 ч. статьи относят к нетяжким преступлениям.

Если изучить судебную практику по рассматриваемой статье, то стает понятным, что чаще всего преступникам за нарушение назначают штраф. Вторым наказанием является арест. Оставшаяся часть приходится на обязательные и исправительные работы.

Учитывая, что до изменений 2012 г. данное нарушение являлось преступлением небольшой тяжести, свершалось особами, которые привлекались к уголовной ответственности, такой подход к определению наказания следует признать справедливым.

Где находится международная организация по миграции в Москве? Узнайте далее.

Каким требованиям нужно отвечать при миграция в Австралию из Россию? Ответ здесь.

ФЗ от 28 декабря 2004 г. № 187 в УК введена статья 322, которая предусматривает ответственность за организацию незаконной миграции. За данное преступление нарушителям грозит начисление штрафа, лишение свободы либо исправительные работы.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-56-12
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-50-97
    • Регионы — 8 (800) 222-69-48
    Читайте также:  Договор займа между работником и работодателем образец

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

    Присоединяйтесь!

    Ходовая статья 322.3

    Есть в нашей уважаемой полиции такое понятие- ходовые преступления. Это некие преступления небольшой тяжести и малой общественной опасности, которые совершаются в обществе массово. Поскольку обычные люди, порой даже не понимают, что своими действиями они совершают что-то уголовно наказуемое, а если и понимают, то идут на преступление на авось, с целью избежать бюрократического ада или просто немного заработать, наша уважаемая полиция успешно рубит на этих делах «палки», что позволяет им и далее заниматься очковтирательством, писать начальству радостные отчеты. Хулигана еще нужно поймать, а здесь добыча сама идет в руки и при этом самозабвенно кается и все признает.

    В свое время, ходовой статьей была 200 УК РФ, которая предусматривала уголовную ответственность за обман потребителей. Охота сотрудников, тогда еще милиции, на работников торговли проводилась в огромных масштабах, с применением оперативной смекалки, то есть с явными обманом и подставами бедных продавщиц самими же милиционерами. Но, это уже в прошлом, так как ст. 200 УК РФ отменили много лет назад. И слава Богу!

    Потом вошла в моду статья 327 ч. 3 УК РФ- то есть использование заведомо подложного документа. Эта мода существовала до конца 10-х годов и страдали от нее в основном иностранцы. Поскольку получить регистрацию и разрешение на работу официальным путем, иностранцу было, практически, невозможно, те в массовом порядке использовали различные подделки, которые чуть ли не открыто продавались на каждом углу. Причем, ловить продавцов никто и не собирался, поскольку их существование устраивало всех. И милиционеров, потому что поддельщики косвенно способствовали выполнению плана, и самих иностранцев, так как, легализоваться законным путем они не могли. Снабжали иностранцев подделками и сами сотрудники милиции, а потом тех ловили… Ну это уже совсем за гранью добра и зла.

    Сейчас, эта проблема по большей части ушла в прошлое. Необходимые документы получить стало гораздо проще, на возбуждение таких дел массово прокуроры уже не дают своего согласия и план у теперь уже полиции, стал гореть синим пламенем.

    Но, в начале 2013 года, в уголовный кодекс была введена такая норма, как ст. 322. 2 и 322.3 УК РФ, которая звучит как: «Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации» и соответственно «Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации».

    Статья 322.2 УК РФ, популярности в органах внутренних дел не снискала. Причины здесь могут быть различны, но не в этом суть.

    Я хотела рассмотреть здесь состав и практику применения ст. 322.3 УК РФ, говоря проще- это фиктивная постановка на учет по месту жительства иностранца или лица без гражданства, поскольку возбуждение таких уголовных дел стало носить массовый характер.

    С введением Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» регистрация иностранцев- граждан стран, с которыми установлен безвизовый режим, приобрела уведомительный характер. То есть, любой россиянин (принимающая сторона), к которому по различным надобностям прибыли иностранцы- граждане стран, с которыми установлен безвизовый режим, не спрашивая ни у кого разрешения, со своим паспортом и паспортами иностранцев, должен явиться в органы ФМС и подать должностному лицу ФМС бланки «уведомлений о прибытии иностранного гражданина и лица без гражданства по месту пребывания». Эти бланки также можно отправить в ФМС по почте, заказным письмом. Отрывная часть бланка уведомления со штампом органа ФМС или почты возвращается заявителю и является для иностранца основанием для законного проживания на территории РФ аж целых 90 суток. При этом, фактическое положение дел и саму возможность проживания в Вашем адресе иностранцев, на момент постановки на учет по месту пребывания (давайте далее будем называть это регистрацией), никто проверять не будет и не обязан.

    Последствия этой административной процедуры для принимающей стороны состоит в том, что иностранцы должны проживать по месту регистрации, иначе теряется весь ее смысл. Ну, а если сразу после ФМСа, даже не заглянув к Вам домой, счастливые иностранцы пошли болтаться по окрестным стройкам- это будет расцениваться как фиктивная постановка на учет иностранца по месту пребывания, то есть как преступление, предусмотренное ст. 322.3 УК РФ.

    После введения 109 Закона, наши граждане из различных соображений стали регистрировать у себя дома кого попало и привлекаться за это к уголовной ответственности. Конечно, хочется призвать тех, кто еще не успел дойти до ФМСа с такими целями- не делать этого, а тем, кто это уже сделал- дать несколько советов, как не налететь на значительный штраф.

    1. Норма, прописанная в статье 322.3 УК РФ, которая звучит «Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления»- это скорее всего не о Вас. Это трактуется, что человек заранее, до выявления фактов преступной деятельности заявил о фиктивно зарегистрированных у него иностранцев и подал заявление о снятии их с регистрационного учета. Поэтому, если не поздно, сделайте это. Иностранцев с учета, конечно никто не снимет. Инспектор ФМС, просто не может это сделать без решения суда. Такой вот юридическо-бюрократический парадокс. Но, заявление напишите- это спасет Вас. Естественно, у Вас на руках должен остаться второй экземпляр этого заявления с отметкой о его приеме.
    2. Первое, что Вы должны сделать, когда участковый начнет интересоваться зарегистрированными иностранцами- отказаться давать объяснения и не давать своего согласия на осмотр Вашей квартиры. Это значит не просто послать полицейского куда подальше, а документально оформить эти отказы. Оставайтесь при этом с ним тактичными. Чтобы он не плел Вам про «движение планет»- не слушайте его и стойте на своем. Меня слушайте.

    Скорее всего, он от Вас отстанет, потому что для разрешения на осмотр Вашего жилища- ему нужно идти в суд. Вероятно, что он найдет себе другую жертву.

    1. Скорее всего, хитрый участковый к встрече с Вами подготовился и уже опросил Ваших соседей или даже членов Вашей семьи, что никаких иностранцев никто из них в глаза не видел.

    Помните, что все, что сказано и записано до возбуждения уголовного дела- не имеет процессуального значения. Показания соседей- не могут в этом случае быть достаточно достоверными, поскольку они не живут с Вами и не могут отслеживать всех, кто к Вам приходит. Ну, а с родными- решайте вопрос, чтобы когда их будут допрашивать- те говорили, что были «Какие-то иностранцы. Спали на полу, на своих матрацах, больше ничего не помню».

    1. Если у Вас остались контакты самих иностранцев, не нужно просить их, чтобы они пришли в полицию сказать, что они у Вас жили. В полиции их скорее всего «расколят» и это уже будет не убиваемый аргумент со стороны обвинения. Сами работники полиции иностранцев искать будут вяло. Если только случайно о них где-нибудь спотыкнутся.
    2. Вы не обязаны привязывать цепью зарегистрированных иностранцев и, если все-таки у Вас провели осмотр по решению суда и никаких лишних спальных мест не нашли, дайте аналогичные членам своей семьи показания.
    3. Если Ваша борьба начала принимать затяжной характер- заключите соглашение с адвокатом, которому доверяете, поскольку у меня закончились универсальные советы. Дальше все будет зависеть от конкретного случая и даже от конкретного правоохранительного органа. Удачи Вам. Потом расскажу Вам про ст. 322.1 УК РФ. Состав очень интересный.

    Эссе не является юридической консультацией.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    322 3 Ук рф организация нелегальной миграции

    Дата размещения статьи: 19.01.2019

    В Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента В.В. Путина от 14 ноября 2013 г. , отражено, что незаконное пребывание в Российской Федерации иностранных граждан и осуществление ими трудовой деятельности на территории страны зачастую ухудшают социальную обстановку в местах их проживания, создают условия для формирования террористических организаций, политического и религиозного экстремизма, национализма (п. 17 Концепции).
    ———————————
    Указ Президента РФ от 14 ноября 2013 г. "Концепция общественной безопасности Российской Федерации". URL: https://news.kremlin.ru/acts/19653.

    Противодействие организации каналов незаконной миграции является приоритетным направлением государственной миграционной политики Российской Федерации.
    За последние тридцать лет во всем мире происходят миграционные и интеграционные процессы, в том числе в России и на территории бывшего СССР. По данным органов по вопросам миграции Российской Федерации, на начало 2016 г. в России находилось 10,4 млн иностранных граждан, из них 3,7 млн были отнесены к так называемой группе риска. В 2017 г. по докладу замминистра МВД России А. Горевого на территории страны находились свыше 9 млн иностранных граждан.
    Миграционные процессы напрямую влияют на все сферы жизни общества и государства, затрагивают интересы всех категорий граждан. По официальным данным ГИАЦ МВД РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства (далее — иностранные граждане) в 2016 г. совершено 43 933 преступления, в 2017 г. — 41 047. Анализ статистических данных показал достаточно стабильное состояние преступности иностранных граждан.
    Правительство России, претворяя в жизнь государственную миграционную политику, принимает различные меры экономического, организационно-управленческого, административного, уголовно-правового характера.
    Одной из существенных мер является совершенствование уголовного законодательства. Так, 21 декабря 2013 г. Федеральным законом N 376-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в УК РФ включена ст. 322.3 об уголовной ответственности за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина по месту пребывания в жилом помещении в России. Практика применения данной статьи показала устойчивый рост привлечения к уголовной ответственности лиц за совершение преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ. По данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, число лиц, осужденных за совершение преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ, выросло с 3 344 в 2015 г. до 6 963 в 2017 г.
    Однако изменения в законодательстве вызвали сложности в правоприменительной деятельности, возникло много вопросов и ошибок в следственной и судебной практике.
    В связи с изложенным необходимо раскрыть состав преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ.
    Непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения, возникающие в сфере миграционного учета иностранных граждан. В юридической литературе большинство юристов непосредственным объектом данного преступления считают установленный порядок постановки на учет иностранных граждан по месту пребывания в жилых помещениях в России . Порядок осуществления миграционного учета предусмотрен Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее — Закон N 109-ФЗ) и Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации". Миграционный учет иностранных граждан (далее — миграционный учет) — государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об иностранных гражданах и о перемещениях иностранных граждан (ст. 2), предусматривает лишь уведомительный порядок (ст. 4) . Приказом МВД России N 881 от 23 ноября 2017 г. разработан Административный регламент по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан.
    ———————————
    Уголовное право России: Учебник. Т. 2: Особенная часть / Под ред. д. ю. н., проф. Н.Г. Кадникова. М.: Юриспруденция, 2018. С. 746; Уголовное право России: Учебник. Общая и Особенная части / Под ред. Н.М. Мацкевича. М., 2015. С. 911.
    Постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. N 9 (ред. от 29.05.2014) "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

    В общественных отношениях, возникающих в связи с постановкой на учет иностранного гражданина по месту жительства и пребывания, участвуют несколько сторон. С одной стороны — органы миграционного учета как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию услуг в сфере миграции, и его территориальные органы. С другой — в качестве принимающей стороны граждане России или представители юридических лиц (гостиниц, санаториев, домов отдыха и т.п.), иностранные граждане, лица без гражданства. При этом каждая из сторон обязана в установленные законом сроки осуществить определенные действия. Иностранные граждане, граждане России или представители юридических лиц обязаны уведомить территориальный орган МВД России (органы миграционного учета), а тот, в свою очередь, произвести фиксацию сведений о месте пребывания иностранного гражданина.
    Объективная сторона преступления заключается в фиктивной постановке на учет иностранного гражданина по месту пребывания в жилом помещении в России. Сама постановка на учет иностранного гражданина по месту пребывания представляет собой фиксацию в установленном порядке органами миграционного учета сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания. Основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства. Постановка на учет иностранного гражданина по месту пребывания как сложное деяние, состоящее из взаимосвязанных действий различных лиц, будет окончено после того, как должностное лицо органа миграционного учета произведет фиксацию сведений о месте пребывания иностранного гражданина в учетных документах органа и в государственной информационной системе миграционного учета.
    Под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан понимается постановка их на учет по месту пребывания (проживания) в жилых помещениях на основании: а) представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов; б) постановки их на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях; в) без намерения принимающей стороны предоставить эти помещения для пребывания (проживания). Законодатель рассматривает объективную сторону данного преступления в трех указанных альтернативных формах деяния.
    Представление заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов является формой обмана. Это могут быть, например, подложные договоры аренды жилого помещения, найма, ссуды и т.п. Постановка без намерения пребывать (проживать) в помещениях или постановка без намерения принимающей стороны предоставить помещения для пребывания (проживания), на наш взгляд, также являются формой обмана. Все три формы говорят о введении в заблуждение должностного лица территориального органа МВД России (органы миграционного учета) со стороны лиц, участвующих в совершении деяния, т.е. речь идет об обмане. Обман состоит в сознательном сообщении заведомо ложных, не соответствующих действительности сведений, либо умолчании об истинных фактах, либо в умышленных действиях, направленных на введение лиц в заблуждение .
    ———————————
    См.: ст. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 г. N 48 "О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате" // СПС "КонсультантПлюс".

    При описании объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ, законодатель указывает на место пребывания иностранного гражданина — жилое помещение. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона N 109-ФЗ местом пребывания является жилое помещение, не являющееся местом жительства иностранного гражданина, а также иное помещение, учреждение или организация, по адресу которых иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания. Этими местами могут быть гостиницы или учреждения, оказывающие гостиничные услуги, санатории, дома отдыха, туристические базы и т.п., а также учреждения, исполняющие уголовное или административное наказание.
    В соответствии с Жилищным кодексом РФ жилым помещением признается изолированное помещение как недвижимое имущество, пригодное для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам). В свою очередь, собственник жилого помещения, независимо от фактического размера жилой площади и доли собственности, вправе поставить на учет в нем по месту пребывания (проживания). У органов миграционного учета нет никаких при этом законных оснований для отказа в постановке на учет в таком жилом помещении, поскольку постановка на учет носит уведомительный характер.
    Но законодатель расширительно назвал место пребывания за счет иных помещений, не указывая на возможность проживания в них как в жилом помещении.
    На практике очень часто юридические лица ставят на миграционный учет иностранных граждан, указывая местом фактического проживания адрес помещения, не являющегося жилым помещением.
    Законодатель, используя термины "фиктивность", "заведомо ложные сведения", "без намерения пребывать (проживать)", "без намерения принимающей стороны предоставить помещения для пребывания (проживания)", фактически говорит о незаконной постановке на миграционный учет путем обмана. Описывая объективную сторону данного преступления, законодатели используют сложный психологический термин "намерение", под которым понимается мотивационная основа деятельности с сознательным выбором определенной цели. Это, на наш взгляд, вызывает трудности у сотрудников правоохранительных органов в применении уголовного законодательства, возникают трудности в процессе доказывания отсутствия намерения иностранного гражданина проживать в помещении либо принимающей стороны предоставить помещение для пребывания. Последнюю форму деяния правоохранительные органы могут объективно проверить, когда на учет поставлено единовременно большое количество иностранных граждан на малой площади при отсутствии фактической возможности их размещения.
    Обязанность временно пребывающего иностранного гражданина по постановке на учет заключается в передаче принимающей стороне документа, удостоверяющего его личность, а также миграционной карты. Предоставление же информации относительно места пребывания указанных лиц, напротив, возлагается на принимающую сторону и только в исключительных случаях на иностранного гражданина.
    Как квалифицировать действия иностранного гражданина при отсутствии у него намерения проживать по заявленному адресу? Если иностранный гражданин представляет документы с заведомо недостоверными (ложными) сведениями либо с действительными данными, не собираясь пребывать по заявленному месту жительства лица, представляющего принимающую сторону, то его действия следует квалифицировать по ст. 322.3 УК РФ. В случае если лицо знало о намерениях иностранца не пребывать по месту жительства, то следовало бы одновременно привлекать к уголовной ответственности иностранного гражданина и лицо, представляющее принимающую сторону.
    Фактически в их действиях усматривается соучастие в незаконной постановке на миграционный учет. Они своими действиями вводят в заблуждение должностных лиц органа миграционного учета. Однако в ст. 322.3 УК РФ отсутствует квалифицирующий признак — совершение преступления по предварительному сговору группой лиц, что, на наш взгляд, является пробелом в законодательстве.
    Состав преступления формальный. Деяние окончено с момента фиктивной постановки на миграционный учет.
    Законодатель при описании диспозиции ст. 322.3 УК РФ не раскрывает признаки субъекта преступления.
    Ряд авторов рассматривает субъект данных преступлений как общий. Часть авторов утверждают, что только должностные лица являются субъектами данного преступления , поскольку постановка на учет будет окончена после того, как должностное лицо органа миграционного учета произведет фиксацию сведений о месте пребывания иностранного гражданина в учетных документах органа и в государственной информационной системе миграционного учета.
    ———————————
    Лейба А. Анализ изменений законодательства РФ, направленного на борьбу с "резиновыми" квартирами // Жилищное право. 2014. N 3. С. 7 — 18; Квык А.А. Преступления против порядка регистрационного учета в Уголовном кодексе России // Вестник Воронежского института МВД России. 2015. N 3. С. 198.

    Читайте также:  Выговор устно в публичной форме

    На наш взгляд, должностное лицо не может нести уголовную ответственность за совершение рассматриваемых преступлений, поскольку постановка на миграционный учет носит уведомительный характер. Однако должностное лицо может быть субъектом этого преступления, когда оно, используя свое служебное положение, ставит заведомо незаконно на миграционный учет иностранных граждан из своей личной заинтересованности. В этих случаях действия такого должностного лица следует квалифицировать по совокупности преступлений по ст. 322.3 и 285 УК РФ.
    В связи с этим предлагаем дополнить ст. 322.3 УК РФ нормой с указанием, что субъектом данного преступления может быть лицо, использующее свое служебное положение.
    Субъектами могут быть как иностранные граждане, так и граждане РФ, являющиеся собственниками жилья или обладающие правом распоряжения жилым помещением на территории РФ.
    На практике суды привлекают к уголовной ответственности только лиц, представляющих принимающую сторону, действиям же иностранного гражданина правовой оценки не дается.
    Так, гр-ка Б. была осуждена за совершение преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ Бутырским судом г. Москвы. Гр. Б., проживающая в районе Отрадное г. Москвы, поставила на миграционный учет двух иностранных гр-н Р. Таджикистана по месту своего жительства, не собираясь фактически предоставлять жилое помещение. Кунцевским судом г. Москвы 16 мая 2017 г. была осуждена гр. Б., которая трижды в разное время поставила на учет 4 гр-н Р. Молдовы и Р. Узбекистана. При этом суд каждый эпизод постановки на учет квалифицировал как оконченное преступление .
    ———————————
    URL: https://sudact.ru/magistrate/doc/ (дата обращения: 29.04.2018).

    Таких примеров в стране много. Данную практику практические работники объясняют тем, что легче привлечь к уголовной ответственности граждан России, так как они имеют место жительство, а иностранные граждане не имеют и их местонахождение трудно установить.
    Как видно из примеров, в одних случаях суды фиктивную постановку на учет каждого иностранного гражданина квалифицируют в качестве самостоятельного преступления. В других случаях многоэпизодные фиктивные постановки на миграционный учет иностранных граждан квалифицируют как одно преступление. Исходя из грамматического толкования закона считаем, что лицо совершает несколько преступлений.
    Несознательные граждане часто пользуются пробелом в миграционном законодательстве. Примером этого могут быть материалы отдела МВД России по району Выхино-Жулебино г. Москвы по делу гр-ки С. Так, гр-ка С. в течение 2017 г. осуществила постановку на учет по адресу своего проживания в однокомнатной квартире 57 иностранных граждан. В каждом случае иностранное лицо проживало в данной квартире от одного до трех дней, тем самым вышеуказанное деяние не соответствует термину "фиктивная постановка", указанному в ст. 322.3 УК РФ. За каждый указанный факт гр-ка С. получила материальное вознаграждение с каждого иностранного гражданина в размере до 10 000 рублей. В ходе объяснений, полученных от гр-ки С., было установлено, что гр-ка С. намеревалась предоставить жилое помещение, а иностранное лицо намеревалось проживать в вышеуказанном помещении, однако проживание иностранного лица по данному адресу прекращалось по истечении 1 — 3 суток под различными предлогами. Таким образом, в действиях гр-ки С. нет состава преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ. На наш взгляд, чтобы исключить такую возможность уйти от ответственности, следует в Законе N 109-ФЗ включить:
    — норму об обязательном уведомлении органов миграционного учета гражданами (представителями принимающей стороны) об убытии иностранных граждан;
    — норму, обязывающую юридических лиц (принимающую сторону) предоставлять не просто помещения для фактического проживания, а жилые помещения. Также добавить в КоАП РФ норму об ответственности за несообщение в органы миграционного учета об убытии иностранных граждан.
    Кроме этого, на наш взгляд, следует совершенствовать уголовное законодательство. Диспозицию ч. 1 ст. 322.3 УК РФ изложить в следующей редакции: "Незаконная постановка на миграционный учет путем обмана". Дополнить ст. 322.3 УК РФ нормой, где предусмотреть ответственность за незаконную постановку на миграционный учет: а) по предварительному сговору; б) лицом с использованием своего служебного положения.
    Таковы, на наш взгляд, перспективы совершенствования законодательства и практики применения норм об ответственности за незаконную постановку на миграционный учет иностранных граждан.

    Литература

    1. Уголовное право России: Учебник. Т. 2: Особенная часть / Под ред. Н.Г. Кадникова. М.: Юриспруденция, 2018. 836 с.
    2. Уголовное право России: Учебник. Общая и Особенная части / Под ред. Н.М. Мацкевича. М.: Союз криминалистов и криминологов, Криминологическая библиотека, Российский криминологический взгляд, 2015. 990 с.
    3. Лейба А. Анализ изменений законодательства РФ, направленного на борьбу с "резиновыми" квартирами / А. Лейба // Жилищное право. 2014. N 3. С. 7 — 18.
    4. Квык А.А. Преступления против порядка регистрационного учета в Уголовном кодексе России / А.А. Квык // Вестник Воронежского института МВД России. 2015. N 3. С. 198 — 203.

    Если вы решили пересечь границу государства, то лучше сделать это легально с наличием всех справок и разрешений.

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

    +7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

    Это быстро и БЕСПЛАТНО!

    Читайте также:  Договор займа между работником и работодателем образец

    Стоит помнить, что при невыполнении миграционной правовой системы России может грозить уголовная ответственность. Также санкции грозят и за постановку не законного переселения или махинации с бумагами для иммигрантов.

    Об этом говорится в ст. 322 Криминального кодекса РФ.

    Что регулирует

    Статья 322 УК РФ «Организация нелегальной миграции» регулирует ответственность за:

    • неправомерное нарушение границ страны;
    • организацию нелегального пересечения границ страны;
    • подделку документов для нелегального пересечения границ государства.

    Понятие «организации» по отношению к нелегальной миграции включает постановку процесса самой миграции, но и помощи в выполнении неправомерной миграции.

    Уголовная ответственность

    Криминальное взыскание постановки пересечения границ государства жителями других стран или особами без гражданства, их неправомерного пребывания в государстве или неправомерного проезда через границы страны влечёт на собой наказание в виде:

    • санкций в объеме до 300 000 рублей;
    • санкций в объеме заработной платы или иной прибыли наказуемого за период времени до полтора года;
    • обязательные работы на период времени до 420 часов;
    • уголовно — исполнительные работы на период времени до 2 лет; уголовно — исполнительный работами на период до 3 лет с арестом на период времени до 1 года или без него;
    • арестом на период до 5 лет с арестом на период до 2 лет или без такого.

    Объектом неправомерного действия зависимо от характера преступления считается прописанный законопроект пересечения границ страны или прописанный порядок нахождения на границе РФ.

    Объективная сторона прописанного не правомерного поступка заключается в совершении одного из таких действий:

    • постановка въезда на территорию государства с несоблюдением положений законодательства;
    • постановка нахождения на границе страны с несоблюдением законодательства;
    • постановка временного пересечения границ государства с несоблюдением законодательства.

    Основные положения 322 УК РФ — организация нелегальной миграции

    Основные положения статьи (введена ФЗ № 187):

    1. Организация въезда в государство заграничных жителей или жителей без гражданства с несоблюдением законодательства, их нахождения в РФ с неисполнением законодательства или проезда через территорию государства с несоблюдением законов – наказывается арестом на время до пяти лет либо до двух лет или без такого.
    2. Те же проступки, совершенные:
    • несколькими лицами, которые предварительно договорились или поставленным коллективом;
    • в результате выполнения криминального проступка на границе государства, — наказываются арестом на период до 7 лет с санкциями в объеме до 500 000 рублей. Или в объеме зарплаты или иной прибыли преступника за период времени до 3 лет либо без такого и с лишением воли на период времени до 2 лет либо без такого.

    Основными документами для пересечения границы для граждан России есть паспорт, дипломатический паспорт, паспорт моряка. Такие же бумаги определены и для граждан других стран и особ без гражданства (удостоверение личности, виза).

    Разрешение на миграцию значит, что у особы есть правильно оформленный документ на право пересечения границ государства, полученный в порядке, определенном законодательством РФ.

    Видео: Что предусматривает закон

    Комментарии

    Комментарий к ст. 322.1 УК РФ:

    • Сейчас вопросы политики миграции в России довольно актуальны из-за повторяющимся в последние 15 лет почти бесконтрольным въездом на территорию государства и нахождением в стране граждан других стран и лиц без гражданства. Часто из стран СНГ, а также в связи со случаями терроризма. Функции по контролю и наблюдению, а также введение санкций совершает Федеральная миграционная служба.

    Неприкосновенным объектом для нелегальных иммигрантов есть государственная граница России. Соответственно с ФЗ «О гос. границе РФ». Государственная граница – это линия и преходящая по этой линии территория, которые определяют границы государства России.

    Постановление Правительства России N 711 «О вопросах федеральной миграционной службы».

    • Объектом анализируемого состава нарушения есть определенный порядок правомерной миграции в России. Законодательство постановляет, что действия могут осуществляться только по отношению к гражданам других стран либо особам без гражданства. Соответственно со ст. 3 ФЗ «О гражданстве РФ» – граждане других стран не являются гражданами РФ. Особы с двойным гражданством, в том числе с российским, не включаются в состав нарушения. Лицо без гражданства – это особа, не являющаяся гражданином России и не имеющая свидетельств присутствия другого гражданства.

    Российская газета. 2002. 5 июня.

    Правовой комментарий к статье 322.1 «Уголовного кодекса Российской Федерации»:

    1. Незаконное нарушение составляют такие действия:
    • Организованный въезд на территорию страны граждан других стран и особ без гражданства.
    • Нахождение на границе государства с несоблюдением законодательства.
    • Временное пересечение границ государства с несоблюдением законодательства.

    Гражданин другого государства и особа без гражданства находятся в РФ на законных основаниях, если они имеют вид на жительство, разрешение на жительство, визу.

    Пересечение границ государства с нарушением норм законодательства, незаконное нахождение на границе страны и неправомерное пересечение ее границ иностранными гражданами либо особами без гражданства входят в состав преступления:

    • Неправомерное действие, совершенное умышленно.
    • Субъект преступления – человек, которому исполнилось 16 лет. Следует понимать, что за организованные нарушения наказывается, как исполнитель данного нарушения. Ссылка на ст. 33 УК при этом не нужна.
    • Характер и тяжесть нарушения, в целях осуществления которого совершаются действия, прописанные в ч. 2 УК на определение проступка не влияют.

    Какая разница эмиграция и иммиграция? Ответ здесь.

    Комментарий к статье 322.1 «Уголовного кодекса Российской Федерации»:

    1. Введение в УК государства рассматриваемой статьи связано с увеличением защиты границ государства и контролем режима правомерного пребывания жителей других стран в стране.

    Главные правовые акты в данной сфере:

    • Кодекс об административных правонарушениях (гл. 18);
    • ФЗ № 114 «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в РФ».
    • № 115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

    Существует также ФЗ № 97, который регулирует борьбу с незаконной миграцией в стране.

    1. Сторону неправомерного поступка составляют действия по постановке:
    • Въезда на территорию государства жителей других стран с несоблюдением законодательства.
    • Пребывания на территории государства жителей других стран с несоблюдением законодательства.
    • Пересечение границы государства жителями других стран с несоблюдением законодательства.
    1. Сторона неправомерного действия характеризуется нарушением в виде прямого умысла. Человек, который занимается вопросами въезда на территорию государства с несоблюдением законов, понимает, что ему грозит наказание за подобные действия.
    2. Субъект правонарушения – вменяемая личность, которой исполнилось 16 лет, что занимается вопросами незаконной миграции. В этой ситуации неправомерное действие включается в объективную сторону неправомерного поступка, и организатор будет нести ответственность за совершение преступления, как исполнитель (ст. 33 УК РФ).
    3. В ч. 2 статьи прописано состав неправомерного действия, которое предусматривается ч. 1 ст.:
    • Нарушение группой лиц.
    • С задачей осуществления неправомерного действия на территории государства.
    1. В гл. 18 Кодекса об админ. нарушениях прописываются наказания за неправомерные действия в сфере миграции граждан других стран либо особ без гражданства.
    2. Преступление считается законченным с периода совершения одного из прописанных в законе проступков.

    Некоторые положения кодекса близки к рассматриваемой норме. Поэтому комментируемую статью следует подробно проанализировать.

    Судебная практика

    Если рассмотреть регулирование ст. УК ответственность за нелегальную миграцию обычно назначается в форме штрафа до 200 тыс. руб. Лишение воли до 2-х лет используется в определенных случаях. Санкцию по 1 ч. статьи относят к нетяжким преступлениям.

    Если изучить судебную практику по рассматриваемой статье, то стает понятным, что чаще всего преступникам за нарушение назначают штраф. Вторым наказанием является арест. Оставшаяся часть приходится на обязательные и исправительные работы.

    Учитывая, что до изменений 2012 г. данное нарушение являлось преступлением небольшой тяжести, свершалось особами, которые привлекались к уголовной ответственности, такой подход к определению наказания следует признать справедливым.

    Где находится международная организация по миграции в Москве? Узнайте далее.

    Каким требованиям нужно отвечать при миграция в Австралию из Россию? Ответ здесь.

    ФЗ от 28 декабря 2004 г. № 187 в УК введена статья 322, которая предусматривает ответственность за организацию незаконной миграции. За данное преступление нарушителям грозит начисление штрафа, лишение свободы либо исправительные работы.

    • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
    • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

    Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

    1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
    2. Позвоните на горячую линию:
      • Москва и Область — +7 (499) 110-56-12
      • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-50-97
      • Регионы — 8 (800) 222-69-48
      Читайте также:  Подача енвд в налоговую для ип

      ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

      Присоединяйтесь!

      Ходовая статья 322.3

      Есть в нашей уважаемой полиции такое понятие- ходовые преступления. Это некие преступления небольшой тяжести и малой общественной опасности, которые совершаются в обществе массово. Поскольку обычные люди, порой даже не понимают, что своими действиями они совершают что-то уголовно наказуемое, а если и понимают, то идут на преступление на авось, с целью избежать бюрократического ада или просто немного заработать, наша уважаемая полиция успешно рубит на этих делах «палки», что позволяет им и далее заниматься очковтирательством, писать начальству радостные отчеты. Хулигана еще нужно поймать, а здесь добыча сама идет в руки и при этом самозабвенно кается и все признает.

      В свое время, ходовой статьей была 200 УК РФ, которая предусматривала уголовную ответственность за обман потребителей. Охота сотрудников, тогда еще милиции, на работников торговли проводилась в огромных масштабах, с применением оперативной смекалки, то есть с явными обманом и подставами бедных продавщиц самими же милиционерами. Но, это уже в прошлом, так как ст. 200 УК РФ отменили много лет назад. И слава Богу!

      Потом вошла в моду статья 327 ч. 3 УК РФ- то есть использование заведомо подложного документа. Эта мода существовала до конца 10-х годов и страдали от нее в основном иностранцы. Поскольку получить регистрацию и разрешение на работу официальным путем, иностранцу было, практически, невозможно, те в массовом порядке использовали различные подделки, которые чуть ли не открыто продавались на каждом углу. Причем, ловить продавцов никто и не собирался, поскольку их существование устраивало всех. И милиционеров, потому что поддельщики косвенно способствовали выполнению плана, и самих иностранцев, так как, легализоваться законным путем они не могли. Снабжали иностранцев подделками и сами сотрудники милиции, а потом тех ловили… Ну это уже совсем за гранью добра и зла.

      Сейчас, эта проблема по большей части ушла в прошлое. Необходимые документы получить стало гораздо проще, на возбуждение таких дел массово прокуроры уже не дают своего согласия и план у теперь уже полиции, стал гореть синим пламенем.

      Но, в начале 2013 года, в уголовный кодекс была введена такая норма, как ст. 322. 2 и 322.3 УК РФ, которая звучит как: «Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации» и соответственно «Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации».

      Статья 322.2 УК РФ, популярности в органах внутренних дел не снискала. Причины здесь могут быть различны, но не в этом суть.

      Я хотела рассмотреть здесь состав и практику применения ст. 322.3 УК РФ, говоря проще- это фиктивная постановка на учет по месту жительства иностранца или лица без гражданства, поскольку возбуждение таких уголовных дел стало носить массовый характер.

      С введением Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» регистрация иностранцев- граждан стран, с которыми установлен безвизовый режим, приобрела уведомительный характер. То есть, любой россиянин (принимающая сторона), к которому по различным надобностям прибыли иностранцы- граждане стран, с которыми установлен безвизовый режим, не спрашивая ни у кого разрешения, со своим паспортом и паспортами иностранцев, должен явиться в органы ФМС и подать должностному лицу ФМС бланки «уведомлений о прибытии иностранного гражданина и лица без гражданства по месту пребывания». Эти бланки также можно отправить в ФМС по почте, заказным письмом. Отрывная часть бланка уведомления со штампом органа ФМС или почты возвращается заявителю и является для иностранца основанием для законного проживания на территории РФ аж целых 90 суток. При этом, фактическое положение дел и саму возможность проживания в Вашем адресе иностранцев, на момент постановки на учет по месту пребывания (давайте далее будем называть это регистрацией), никто проверять не будет и не обязан.

      Последствия этой административной процедуры для принимающей стороны состоит в том, что иностранцы должны проживать по месту регистрации, иначе теряется весь ее смысл. Ну, а если сразу после ФМСа, даже не заглянув к Вам домой, счастливые иностранцы пошли болтаться по окрестным стройкам- это будет расцениваться как фиктивная постановка на учет иностранца по месту пребывания, то есть как преступление, предусмотренное ст. 322.3 УК РФ.

      После введения 109 Закона, наши граждане из различных соображений стали регистрировать у себя дома кого попало и привлекаться за это к уголовной ответственности. Конечно, хочется призвать тех, кто еще не успел дойти до ФМСа с такими целями- не делать этого, а тем, кто это уже сделал- дать несколько советов, как не налететь на значительный штраф.

      1. Норма, прописанная в статье 322.3 УК РФ, которая звучит «Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления»- это скорее всего не о Вас. Это трактуется, что человек заранее, до выявления фактов преступной деятельности заявил о фиктивно зарегистрированных у него иностранцев и подал заявление о снятии их с регистрационного учета. Поэтому, если не поздно, сделайте это. Иностранцев с учета, конечно никто не снимет. Инспектор ФМС, просто не может это сделать без решения суда. Такой вот юридическо-бюрократический парадокс. Но, заявление напишите- это спасет Вас. Естественно, у Вас на руках должен остаться второй экземпляр этого заявления с отметкой о его приеме.
      2. Первое, что Вы должны сделать, когда участковый начнет интересоваться зарегистрированными иностранцами- отказаться давать объяснения и не давать своего согласия на осмотр Вашей квартиры. Это значит не просто послать полицейского куда подальше, а документально оформить эти отказы. Оставайтесь при этом с ним тактичными. Чтобы он не плел Вам про «движение планет»- не слушайте его и стойте на своем. Меня слушайте.

      Скорее всего, он от Вас отстанет, потому что для разрешения на осмотр Вашего жилища- ему нужно идти в суд. Вероятно, что он найдет себе другую жертву.

      1. Скорее всего, хитрый участковый к встрече с Вами подготовился и уже опросил Ваших соседей или даже членов Вашей семьи, что никаких иностранцев никто из них в глаза не видел.

      Помните, что все, что сказано и записано до возбуждения уголовного дела- не имеет процессуального значения. Показания соседей- не могут в этом случае быть достаточно достоверными, поскольку они не живут с Вами и не могут отслеживать всех, кто к Вам приходит. Ну, а с родными- решайте вопрос, чтобы когда их будут допрашивать- те говорили, что были «Какие-то иностранцы. Спали на полу, на своих матрацах, больше ничего не помню».

      1. Если у Вас остались контакты самих иностранцев, не нужно просить их, чтобы они пришли в полицию сказать, что они у Вас жили. В полиции их скорее всего «расколят» и это уже будет не убиваемый аргумент со стороны обвинения. Сами работники полиции иностранцев искать будут вяло. Если только случайно о них где-нибудь спотыкнутся.
      2. Вы не обязаны привязывать цепью зарегистрированных иностранцев и, если все-таки у Вас провели осмотр по решению суда и никаких лишних спальных мест не нашли, дайте аналогичные членам своей семьи показания.
      3. Если Ваша борьба начала принимать затяжной характер- заключите соглашение с адвокатом, которому доверяете, поскольку у меня закончились универсальные советы. Дальше все будет зависеть от конкретного случая и даже от конкретного правоохранительного органа. Удачи Вам. Потом расскажу Вам про ст. 322.1 УК РФ. Состав очень интересный.

      Эссе не является юридической консультацией.

      Понравилась статья? Поделить с друзьями:
      Добавить комментарий

      ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

      Adblock detector